Администрация города Яровое Алтайского края
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
«Рассмотрено» ГМО учителей начальных классов Пономаренко Л.В. Протокол № __ от __ августа 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ школы №12 ____________В.М.Егорова Приказ № 60а от 28.08. 2015г |
Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
для 1 Б класса
начального общего образования
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Герцен Е.В.,
учитель начальных классов
Яровое 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для обучающихся 1 класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В.О.Усачёвой «Музыка», М.М.:Вентана-Граф, 2012г .
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Важность предмета музыки для общеобразовательной школы, заключается в том, что здесь заложены основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Предмет «Музыка» предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 33 ч. (33 учебные недели по 1 часу в неделю) ). Календарно – тематическое планирование составлено соответственно базисному плану.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ
В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Словесная оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе 1 класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
Решать практические и учебные задачи:
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение Способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументиро -вать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Содержание программы
Идея первого года обучения - дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.
Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального
искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребёнка», а наоборот - ребёнок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В. В. Медушевский).
Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.
Третья содержательная линия - методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.
Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.
Содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры
Проблематизация содержания музыкального образования
1 класс (33 ч)
Истоки возникновения музыки (8 ч)
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.
Содержание и формы бытования музыки (16 ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражён весь мир. Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (6 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
Резерв 3 часа.
Музыкальный материал
1 класс
Тема: Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности
Музыкальные произведения- музыкальные эпиграфы года: «К музыке» Ф. Шуберта, «Музыкант» Б.Ш. Окуджавы или «Музыка» Г. Струве. Вхождение в проблематику года. Фрагменты Концерта для голоса с оркестром Р. Глиера, Прелюдия до-мажор из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха; фрагменты Скрипичного концерта Д.Б. Кабалевского
Тема: Музыка композиторов России
П.И. Чайковский. Пьесы из цикла «Детский альбом», «Мелодия», сцена и хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»; фрагменты из балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»); финал Четвёртой симфонии (фрагмент); «Бой с мышами» из балета «Щелкунчик»; пьесы из цикла «Времена года» («Охота», «У камелька», «Подснежник»).
С.С. Прокофьев. «Марш», марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», финал 2-го действия); из балета «Золушка» («Вальс», «Полночь»), фрагменты из Седьмой симфонии, симфоническая сказка «Петя и Волк»; фрагменты из кантаты «Александр Невский» («Ледовое побоище», «Мёртвое поле»). М.П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Два еврея», «Баба-Яга». Д.Д. Шостакович. «Вальс-шутка». С.В. Рахманинов. «Итальянская полька», Прелюдия соль-минор. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки» (1-е действие), «Проводы Масленицы», «Первая песня Леля», заключительный хор); фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда» и «Полёт шмеля»)
Музыка композиторов западных стран
Э. Григ. «Утро»; «Весной»; 1-я часть фортепианного концерта. К.-В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». В.-А. Моцарт. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» («Ария Царицы ночи», «Хор мальчиков», «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены»). К. Сен-Сане. «Карнавал животных» (по выбору педагога). Дж. Верди. Марш из оперы «Аида». О. Лассо. «Эхо»
В течение года дети поют и разучивают песни
«Скворушка прощается» Т.К. Попатенко; «Совёнок», «Мотылёк» Р. Шумана; «Киска» В.С. Калинникова; «Полюшко-поле» Л.К. Книппера; «Кукушка» А.С. Аренского; «Длинные ноги у дождя», «Весенняя песенка» З.А. Левиной; «Подснежник» Д.Б. Кабалевского; песни из сборника «Заигрывай» В.О. Усачёвой.
Русские народные песни. «Вдоль по морю», «На зелёном лугу», «Вейся, капустка», «Авсень», «Плетень, заплетися» (хороводная), «Гадание», «Жаворонки», «Жнеи мои, жнеи». Колыбельные песни (образцы). Народные игры. «По городу царевна», «Кострома». Интонирование скороговорок «Три сороки», «Шесть мышат» и др.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащегося |
Истоки возникновения музыки. (8 ч) | Общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки: песня, танец, марш – средство общения между людьми, способ передачи состояния человека, природы, всего живого и неживого в окружающем мире. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». | Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны). Различать характерные признаки основных жанров музыки - «песня», «танец», «марш». Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. |
| Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель. | Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. |
Содержание и формы бытования музыки. (16 ч) | Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатленного в нем ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно- эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нем к конкретных жанрах и формах музыки. Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт… | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовет, призывает… Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах. |
Язык музыки. (6 ч) | Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей. Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий – их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой. | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и пр. особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры). |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПЗиУ– урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УОПУЗП– урок образования понятий, установления законов, правил; УКЗ– урок контроля знаний; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний, УРР – урок развития речи. КУ – комбинированный урок
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | материально- технического и учебно- методического обеспечения | Дата проведения
|
| | | | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | | |
Раздел 1: Истоки возникновения музыки. 8 ч. | |
1.1 | Общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. | 1 | УОНМ | Ученик научится: Воспринимать окружающий мир, Выделять в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. | Восприятие первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека. | Сформировн ность его духовно-нравственного развития; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия |
|
1.2. | Исследование звучания окружающего мира: природы | 1 | УОНМ | Находить истоки музыкального искусства Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки | Использование различных способов поиска информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Учебно-познавательный интерес к проблеме исследования звучащей природы Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.3. | Исследование звучания окружающего мира: музыкальных инструментов | 1 | УОНМ | Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.4. | Исследование звучания окружающего мира: самих себя. | 1 | УОПУЗП | Находить истоки музыкального искусства Использовать различные способы поиска | Использование различных способов поиска, анализировать выступления и выступать перед аудиторией | Осознание своей этнической и национальной принадлежности; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.5. | Жанры музыки: песня, танец, средство общения между людьми, способ передачи состояния человека, природы, всего живого и неживого в окружающем мире. | 1 | УОНМ | Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению Проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.6. | Жанры музыки: марш, средство общения между людьми, способ передачи состояния человека, природы, всего живого и неживого в окружающем мире. | 1 | УОНМ | Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению Выявлять жанровое начало Различать характерные признаки основных жанров музыки – маршей Приводить примеры из собственного жизненного опыта. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.7. | Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений | 1 | УПЗиУ | Использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Готовность слушать музыканта | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
1.8. | Композитор, исполнитель, слушатель | 1 | УОНМ | Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; Развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. | Анализировать и готовить свое выступление и выступать | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
| Раздел 2: Содержание и формы бытования музыки. 16 часов | |
2.1 | Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатленного в нем ценностного опыта человечества. | 1 | УОПУЗП | Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; | Построение рассуждений, к известным понятиям; | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.2 | Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно - эстетических позиций. | 1 | УОНМ | Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; Размышлению об истоках происхождения музыки; | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.3. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло | 1 | УОНМ | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.4. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: жизнь и смерть | 1 | УОПУЗП | Различать характер музыки и выявлять способ передачи состояний человека Воспринимать музыкальные произведения; | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.5. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: любовь и ненависть | 1 | УПЗиУ | Различать характер музыки и выявлять способ передачи состояний человека Воспринимать музыкальные произведения; | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
26. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: прекрасное и безобразное | 1 | УОПУЗП | Различать характер музыки и выявлять способ передачи состояний человека | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культуры | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.7. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: комическое и трагическое | 1 | УПЗиУ | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культуры | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.8. | Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: возвышенное и низменное. | 1 | УПЗиУ | Воспринимать музыкальные произведения; Выявлять способ передачи состояний человека | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях жизненных противостояний | Формирование основ ценностей российского общества; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.9. | Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нем в конкретных жанрах и формах музыки. | | УОНМ | Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству Различать жанры и формы в музыке. Выражать свое отношение к музыкальному произведению; | Освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.10. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня. | | УОНМ | Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.11. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: опера | | УПЗиУ | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовет, призывает… | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.12. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: танец | | УОНМ | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: танце. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.13. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: балет | | УОНМ | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовет, призывает… | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.14. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: марш | | УОНМ | Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: марше. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.15. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: симфония | | УПЗиУ | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
2.16. | Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: концерт | | УПЗиУ | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | | |
Раздел 3: Язык музыки (6час) + 3часа резерв | |
3.1 | Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. | 1 | УОНМ | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
3.2. | Музыкальные средства: мелодические, метроритмические | 1 | УОНМ | Сравнивать мелодические, метроритмические, особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
3.3. | Музыкальные средства: фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей | 1 | УОНМ | Сравнивать фактурные особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
3.4. | Лад - роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. | 1 | УОНМ | Сравнивать ладовые особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
3.5. | Тембр - роль в создании неповторимости художественного образа музыкального | 1 | УОНМ | Сравнивать тембровые особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | | |
3.6. | Музыкальный инструментарий – роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. | 1 | УОПУЗП | Сравнивать инструментальные особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | Учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия | |
Всего: 33часа |
Материально – техническое обеспечение
Учебная литература для учителя:
Основная:
Учебник «Музыка» 1 класс ; Усачева В.О , Школяр Л.В - М.: Вентана –Граф, 2012 год
Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: Рабочая тетрадь/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр. -М.: Вентана - Граф, 2014.
Дополнительная:
Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.1класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2012
Музыка. Фонохрестоматия.1 класс, Вентана - Граф,2013.
Учебная литература для учащихся:
Основная:
Учебник «Музыка» 1 класс ; Усачева В.О , Школяр Л.В - М.: Вентана –Граф, 2012 год
Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1класс, В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2013.
Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: Рабочая тетрадь/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр. -М.: Вентана - Граф,2015
Утверждаю
Приказ № ___ от 2015 – 2016 уч.г. Директор школы ________ В.М.Егорова
Лист внесения изменений и дополнений
в рабочую учебную программу по музыке для 2 класса
№ п/п | Дата | Характеристика изменений |
| | |
| Основание | |
Учитель: