СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Понятие о структуре нарушения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики  позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития детей с ОВЗ, но в связи с этим, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями. Дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями, лишенные возможности свободного передвижения, ограниченные в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира, автоматически получают ограничения свободы и самостоятельности. Тяжелые множественные нарушения развития приводит к травматизации психики не только детей, но и их родителей и близких. Множественное нарушение диагностируется, если у ребенка отмечаются три и более первичных нарушений, отягощающих структуру дефекта.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Понятие о структуре нарушения»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Понятие о структуре нарушения

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития определенных категорий детей с ОВЗ. С другой стороны, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.

В нашей специальной (коррекционной) начальной школе доля обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития растет с каждым годом так же, как и в других подобных учреждениях. Это дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями. Лишенный возможности свободного передвижения, ограниченный в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира, ребенок автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих действий, являющихся привычными для здорового человека, такому ребенку необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит его в зависимость от окружающих. Тяжелые множественные нарушения развития приводит к травматизации психики не только детей, но и их родителей и близких.

В задачи психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития входят:

- создание оптимальных психолого-педагогических условий;

- объединение всех участников образовательного процесса;

- систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;

- разрушение стереотипов и формирование осознанного отношения к любым явлениям окружающей действительности как базы личностного роста каждого участника образовательного процесса.

Первый элемент реабилитации – диагностика, она позволяет выявить базовые показатели обучающихся, а также отследить динамику изменений той или иной функции. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей, основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности. В процессе поиска оптимальных диагностических методик, позволивших бы нам быстро и объективно проводить диагностику и выбирать методы и приемы обучения детей с ТМНР, мы выбрали для себя «Карту педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР» (по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой, Е.А. Рудаковой). Здесь дается качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности, коммуникации.

Как показывает практика, при осуществлении сопровождения, существует необходимость своевременного обмена актуальной информацией о состоянии учащегося с ТМНР, согласования цели и задач, общих подходов и методов сопровождения каждого ребенка с ТМНР всеми участниками процесса сопровождения.

Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем. Дается прогноз дальнейшего развития ребенка. Совместно со специалистами службы сопровождения и медицинским блоком составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации для каждого обучающегося, рекомендации для родителей, педагогов.

Особое внимание мы уделяем психологической реабилитации родственников обучающихся. Главной целью этой работы является повышение компетентности и информированности родителей, профилактика социальной изоляции семей, имеющей ребенка с ТМНР. Выпуск информационных брошюр, индивидуальные консультации и краткие беседы позволяют расширять психологическую и педагогическую компетентность родителей, способствовать формированию мотивации для продуктивного взаимодействия родителей и детей.

Понятие структуры дефекта ввел Л.С. Выготский, и обосновал системное строение нарушения, характер сложных иерархических взаимоотношений между первичным, биологически обусловленным нарушением (ядром сложного симптомокомплекса) и вторичными социально обусловленными отклонениями в развитии. Согласно Л.С. Выготскому, первичное нарушение вызывает ряд вторичных отклонений. Они в неблагоприятных социальных условиях (например, при отсутствии своевременной диагностики и коррекции) усугубляют первичный, так как не выполняют компенсаторную функцию.

В современных литературных источниках встречаются разные термины, употребляемые по отношению к рассматриваемой категории детей как синонимичные, а именно – «комплексные», «сложные», «комбинированные» нарушения. При этом специалисты разводят понятия осложненный дефект, сложный и множественный, отмечая различную структуру нарушения.

Осложненный дефект предполагает наличие нескольких (как правило, двух) первичных нарушений, одно из которых определяет структуру нарушения, так как обусловливает вторичные отклонения, а другие первичные нарушения (в силу нерезкой выраженности) не приводят к выраженным негативным последствиям и не оказывают влияния на ведущий. При условии раннего выявления и оказания комплексной помощи неярко выраженные первичные нарушения компенсируются.

Собственно «сложное нарушение» отражает сочетание двух первичных нарушений, каждое из которых является ведущим, так как обусловливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений.

Множественное нарушение диагностируется, если у ребенка отмечаются три и более первичных нарушений, отягощающих структуру нарушения.

Психолого-педагогическое воздействие направлено, в первую очередь, на коррекцию и предупреждение вторичных дефектов. Для преодоления первичных нарушений необходимо медицинское воздействие. Однако даже использование современных достижений медицины не всегда позволяет в полном объеме компенсировать первично нарушенную функцию.

Только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач при медицинской поддержке возможно успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с ТМНР.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!