Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Адыгейский государственный университет"
Консультативная работа с психологами. Работа с педагогами и родителями.
Выполнила:
студентка 2 курса, группы 2ПО,
Митянина Мария
Александровна
Майкоп, 2022 г.
Консультативная деятельность
- оказание психологической помощи педагогам, детям, родителям или лицам, их заменяющим, в виде ответов на проблемные вопросы, разрешения конфликтных ситуаций, диагностической оценки различных сторон психики с определением дальнейших путей их коррекции.
Целью консультирования является помощь клиенту в понимании и разрешении собственных проблем. Консультирование решает целый ряд задач.
Общие задачи:
- Снятие общих эмоциональных реакций, выработка адекватного, трезвого отношения к проблеме;
- Помощь в осознании, формулировании, вербализации проблем;
- Моделирование проблемной ситуации;
Психологическое консультирование включает:
- Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций.
- Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи.
- Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.
Особенности консультативной работы с подростками
- Создать у подростка чувство безопасности .
Создание безопасного окружения заключается и в конфиденциальности информации о ребенке, чтобы он был уверен (особенно, если это подросток), что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять.
Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста
1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
2) консультирование по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста;
3) консультирование по вопросам нарушения межличностных отношений;
4) консультирование по проблемам дисгармонийности характера;
5) консультирование по развитию самосознания подростков.
Основные задачи психолога в работе с подростками
- дифференциация доминирующей позиции школьника для возможности самоопределения подростка, развития у него чувства идентичности;
- предоставление подросткам помощи в понимании того, что с ними происходит и выработки конструктивных форм преодоления кризиса;
- создание условий для продуктивного разрешения кризиса: разъяснения родителям и педагогам особенностей подросткового периода, заложенных в нем возможностей.
Методический прием «Давай думать вместе!».
Перед психологом – подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение
Методический прием «Психологический контакт»
Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов.
Методический прием «Проблемная ситуация»
В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.
Методический прием «Зеркало».
Несмотря на то, что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии «защиты от взрослых».
Методический прием «Вербальное пространство»
Учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все «вербальное пространство» занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком.
Консультирование педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:
- Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
- Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
- Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
- Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
Консультирование родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога.
Благодарю за внимание!