Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа в предложном падеже.
развивающие
1. Развивать навык грамотного письма.
2. Развивать мышление , память, речь учащихся.
воспитывающие
1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.
здоровьесберегающие
1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.
2. Сменять виды деятельности учащихся.
3 Соблюдать двигательную активность детей.
Тип урока: урок введения новых знаний
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки, цветные кружки – фишки, оценочные листы.
Ход урока:
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.. Повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей. Улыбнитесь гостям. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте эпиграф к уроку.
– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».А. Дистервег.
– Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.
– На уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.
-Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока.
Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать.
Нужно много нам трудиться,
Книг читать, писать, учиться.
– Как вы его понимаете?
Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
(Трудиться, работать самому.)
– Зачем нужны знания?
(Чтобы быть умным, образованным.)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
1.Орг. момент
Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.
Открыли тетради и записали число.
2.Чистописание.
-К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.
- А начнём урок с минуты красивого письма.
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
– О ком времени года говорится в стихотворении?
– Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З. Обведём её в воздухе, обратим внимание на соединение полуовалов и их размер.
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.
Зз
О зиме, о зимовье, о зимнем, о морозе.
– Какое слово можно назвать «лишним»?
– Почему?
-Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочные слова.
-Пчёлки довольны вашей работой.
3. Актуализация знаний.
Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром».Все вы знаете,что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте заполним соты нектаром
На мультимедийной доске слова:
Пох..зяйству, к д…кабрю, через мес…ц, до …нваря, про ф…вр…ль, из с…р…бра, о м…роз..
– Какие слова записаны на доске?
– Какую работу с ними можно выполнить?
– По каким признакам можно сгруппировать слова?
-Сколько падежей в русском языке? Перечислите их по порядку с вопросами.
– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?
– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы.
Р.п. Д.п. В.п.
до …нваря к д…кабрю через мес…ц
из с…р…бра по х..зяйству про ф…враль
– Как вы определяли падежи имен существительных? (по вопросам)
4. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока
– А какое слово мы не смогли записать в столбики? (О морозе)
– Почему?
– Итак, кто назовёт тему нашего урока?
– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного.
– Что нам надо знать о падеже?
– Значит, какие цели и задачи мы поставим перед собой отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться…с окончаниями 1, 2 и 3 склонения в П.п
Научиться… какие окончания надо писать у существительных в П.п.
Повторить…–вопросы, предлоги П.п
5. этап: работа по теме урока в группах
– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в П.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.
| Объект исследования | Результат |
1 исслед. | Падежные и смысловые вопросы П.п. | |
2 исслед. | Окончания имен существительных в П.п. | |
3 исслед. | Предлоги имен существительных в П.п. | |
4 исслед. | Роль в предложении имен существительных в П.п | |
Работа в группах
1 группа проведет 1 исследование,
2 группа – 2 исследование,
3 группа – 3 исследование,
4 группа – 4 исследование,
Задание для 1-й группы:
– Определите падежные и смысловые вопросы существительных в П.п.:
На улиц…, дома,
в общественном мест…,
Будь вежлив со старшими,
помни о чест… .
В театр…, в трамва… ,
в читальн… , в кино
Веди себя скромно,
прилично, умно.
(Ответ:О ком? О чём? Где?)
Задание для 2-й группы:
– Определите склонение существительных в предложном падеже, выделите окончания и заполните таблицу:
На морозе, в долине, о капризе, в доме, на поляне, на солнышке, о квартире, в печи, в тишине, о ночи, на сирени.
1скл. | 2скл. | 3 скл. |
- е | - е | - и |
Задание для 3-й группы:
– Выпишите предлоги у существительных в предложном падеже.
Дети поют песню о Родине. Каждый из нас помнил об обязанностях. Зябнет липа за окошком. На стебелёк осоки села стрекоза. Без терпенья нет ученья. В небе раздалась песня жаворонка. Я прыгал на батуте. При солнышке тепло, при матери добро.
- Когда пишется предлог «о», а когда «об»?
(О, об, в, на, при
Предлог «о» пишется перед словами, начинающимися на согласные и йотированные буквы, предлог «об» пишется перед словами, начинающимися на гласную букву.)
Задание для 4-й группы:
– Разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в П.п.:
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небе дым идет столбом. ( второстепенный член предложения)
-Заполнение таблицы.
| Объект исследования | Результат |
1 исслед. | Падежные и смысловые вопросы П.п. | О ком, о чём, где |
2 исслед. | Окончания имен существительных в П.п. | 1скл. | 2скл. | 3 скл. | - е | - е | - и | |
3 исслед. | Предлоги имен существительных в П.п. | О, об, в, на, при |
4 исслед. | Роль в предложении имен существительных в П.п | Второстепенный член предложения |
– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:
-Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.121
- Оцените себя.
6. .Закрепление изученного материала.
-Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.
Чтобы правильно написать безударное окончание существит. Надо:
Алгоритм.
1. Определить нач. форму.
2. Узнать склонение.
3.Определить падеж.
4.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.
Самостоятельная работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.
- Вставьте окончание. Работайте по алгоритму.
Вставь окончание - Е или - И | Укажи склонение |
Прочитал о самолёт... | |
Остановились в бухт.. | |
Нашёл в пещер... | |
Грелся на солнц... | |
Увидел на пристан... | |
Плыли на лодк... | |
В центр... Америки | |
Записали в журнал... | |
Лежал на поверхност... | |
- Сделайте вывод о том, какие окончания имеют имена существительные в П. п?
- Оцените себя.
Физкультминутка.
- Я буду называть падежи и падежные вопросы. Если падеж и вопрос совпадают - хлопаете, если нет - приседаете.
И. Кого? Что? И. Кто? Что?
Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего?
В. Кого? Что? Т. Кем? Чем?
Р. Кем? Чем? Д. В ком? В чем?
Т. Кого? Чего Р. Кого? Чего?
П. п. О ком? О чём?
7.этап: первичное усвоение новых знаний
-Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. Работа по учебнику.228
№ 230 - устно
8. Игра Мозговой штурм "Проверь себя"
1. Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются без предлогов.
2. Безударные окончания имён существительных пишутся так же, как и ударные того же склонения.
3. Слово лиса подскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 3 склонения.
4. Слово слонподскажет, как правильно написать безударное окончание существительного 2 склонения.
5. Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного достаточно определить падеж.
6. У существительного 2 склонения в П. п. окончание - и.
7. У существительных 1. 2 склонения в П.п. окончание - е.
8.В русском языке пять падежей.
Ответы: - + - + - - +._-
- Проверьте правильность выполнения.
9.Итог урока
Пора подвести итоги нашей работы.
– Что вы нового и интересного узнали на уроке?
– За что бы вам хотелось себя похвалить?
– Вспомните эпиграф нашего урока.
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А. Дистервег.
– Какую тайну мы сегодня разгадали?Какое сделали открытие?
10.Рефлексия;
– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:
внимательно слушал
активно работал
рассуждал
правильно отвечал
проявлял старание
красиво писал
усвоил тему урока
не смогу определить существительное в предложном падеже
не запомнил предлоги предложного падежа
Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о П.п получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «цветочки ». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на доску.
11.Задание на дом
Творческое задание:
1) Придумай и напиши письмо Деду Морозу.
Расскажи ему о своих мечтах. Для этого используй 10 слов в П.п. (можно больше).
Если ты правильно составишь послание (письмо), то в новом году хотя бы одна твоя мечта наверняка сбудется!
Подошел к концу наш урок.
Я благодарна своим ученикам за замечательную работу.
Гостям за поддержку и сопереживание.