Основная задача при организации уроков русского языка в 1 классе по программе
В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой
Букварный периoд в курсе изучения русского языка длится 23 недели по 9 часов в неделю. Уроки представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанные с освоением первоклассниками элементарного письма и чтения. При планировании уроков в букварном периоде рекомендуется различные виды работ в рамках одного занятия, не разделяя часы на уроки чтения и письма.
Этап обучения грамоте (букварный период) нацелен на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения.
Включает темы:
Формирoвание начальных представлений о слове.
Звуковой анализ слова.
Формирование действий письма и чтения.
Основной задачей при организации уроков русского языка в 1 классе (по программе В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой) является формирование мотивации учебной деятельности и ее условий - постановку учебной задачи, анализ ее условий, выделение способа решения задачи и его конкретизацию, контроль и оценку.
Решение этой задачи зависит от организации работы по усвоению учебных предметов и по формированию способов взаимодействия (организации сотрудничества).
Учебник – главный носитель содержания обучения, но и помощник в организации работы по изучению содержания.
Знания, получаемые детьми в процессе работы над содержанием – это предмет их поиска, а не заучивание единственно возможных правил, которые исключают самостоятельный анализ.
Структура Букваря:
Основной материал перемежается со страничками совместного чтения. Они отделяют один от другого содержательные блоки внутри каждого раздела.
В конце многих содержательных блоков есть специальное задание – установка на изучение нового материала.
Букварь содержит избыточный, резервный материал.
Букварь включает в себя тексты для чтения и для письма.
Задания Букваря предполагают разные формы работы.
Задания и материалы букваря имеют условные обозначения – особые знаки для понимания характера заданий и выбора форм работы.
Каждая новая тема в Букваре – это новая задача на пути освоения действий письма и чтения. Значит, новый анализ ее условий, выделение способа решения задачи и его конкретизация.
Осуществить решение задачи, соблюдая условия учебной деятельности, возможно при совместно-распределенной деятельности учащихся и учителя на материале учебника, но без него. (С точки зрения организации урока это означает, что обращение к учебнику имеет смысл только после того, как ученики пришли к определенным выводам, до этого момента он чаще всего закрыт.) Форма организации коллективно-распределенной деятельности в процессе решения учебных задач в начальной школе - учебный диалог. Учебный диалог предполагает позицию ученика-исследователя, стремящегося преодолеть ограниченность своей точки зрения на предмет путем ее сопоставления и согласования с множеством других точек зрения. Представленные в диалоге позиции не могут быть случайными. Они должны учитывать все наиболее существенные свойства рассматриваемого предмета. Такие позиции для учебного диалога задаются персонажами учебника и «запускают механизм» общеклассной дискуссии.
«Букварь» Репкина В.В служит учащимся, потому что:
Содержит неизвестные загадки русского языка, секреты, вызывающие интерес у всех детей.
Дает возможность формулировать и высказывать свое мнение относительно учебной ситуации и сравнивать его с мнением других – вести учебный диалог.
Дает право на ошибку и возможность осознать ее.
Дает возможность детям рассказать дома то, что делали и о чем узнали на уроке.
Позволяет быть исследователем, «идти дорогой поисков и открытий, почувствовать уверенность в себе и своих силах».
«Букварь» Репкина В.В. служит учителю, потому что:
Содержит задания для организации практических, учебно-практических действий детей по разгадыванию «секретов» русской письменности – общих способов письма и чтения».
Содержит задания на поиск способов фиксации (моделирования) «разгаданных секретов».
Содержит вопросы-задачи для организации беседы и учебного диалога с детьми.
Содержит странички совместного чтения для приобщения к культуре чтения – эмоционального восприятия текста и обмену впечатлениями.
Содержит задания не только для чтения, но и для письма.
Позволяет быть исследователем, «идти дорогой поисков и открытий, почувствовать уверенность в себе и своих силах».
http://lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/3/
http://lbz.ru/books/965/
https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200401604