Всероссийская олимпиада школьников по экономике
Школьный этап
Задания для 8- 9 классов
Задания олимпиады включают тест 1-25 вопросов и 2 задачи.
Общее время выполнения до 90 минут.
Максимальное количество баллов за правильное выполнение теста и решение задач- 40.
Тест 1. Выберите единственный верный ответ (1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе).
1. Наука, изучающая методы рационального ведения хозяйства, называется:
1) Экологией 3) технологией
2) Геологией 4) экономикой
2.Что не может являться объектом собственности:
1) предметы домашнего обихода
2) производственное оборудование
3) знания и умения работника
4) здания и жилища
3. Особый товар, выступающий средством платежа при обмене на любой другой товар,- это:
1) драгоценные камни 3) антиквариат
2) полезные ископаемые 4) деньги
4. Издержки производства - это:
1) затраты на сырье
2) затраты на ремонт производственного оборудования
3) затраты на приобретение и использование производственных ресурсов производства
4) затраты на заработную плату персонала
5. Дефицит государственного бюджета существует, если:
1) увеличиваются государственные расходы на социальные нужды
2) государственные расходы превышают доходы
3) увеличивается государственный долг
4) уменьшаются налоги
6. Четыре фактора производства - это:
1) труд, земля, товары, деньги
2) земля, капитал, труд, прибыль
3) труд, земля, капитал, предпринимательство
4) производство, распределение, обмен, потребление
7. Способом воздействия государства на экономику не является:
1) регулирование налогообложения
2) регулирование социальных потребностей
3) регулирование государственных расходов
4) регулирование количества денег, находящихся в обороте
8.К какой форме собственности относится акционерная фирма:
1) индивидуальной частной
2) государственной
3) корпоративной
4) кооперативной
9. Что из перечисленного всегда является личной собственностью владельца, в отличие от кооперативной собственности:
1) дачный участок
2) бытовая техника 3) квартира 4) дом
10. Невмешательство государства в деятельность предприятий и домашних хозяйств, предоставляя все решать рынку, характерно для:
1) традиционной экономики
2) свободной рыночной экономики
3) командной экономики
4) для любой экономической системы
11. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:
1) финансовая поддержка убыточных частных предприятий
2) распределение ресурсов между предприятиями
3) правовое регулирование экономических отношений
4) установление цен на товары и услуги
12. В государственной поддержке в значительной степени нуждается:
1) деятельность убыточных частных предприятий
2) газовое снабжение
3) оборонная промышленность
4) транспортное обслуживание государственных предприятий
13.Экономика подразумевает взаимодействие человека:
1) с природой и техникой
2) с другими людьми
3) со всей окружающей средой
4) с техникой
14. Из утверждений А и Б верно:
1) только А 3) и А и Б
2) только Б 4) ни А, ни Б
А. Спрос на товар уменьшается, если увеличивается цена единицы товара.
Б. Спрос на товар уменьшается, если уменьшается цена единицы товара
15. На рынке, где существует конкуренция, цена определяется:
1) решением потребителей
2) производителями, желающими получить прибыль
3) правительственными органами
4) желанием платежеспособных покупателей купить товары, которые производители захотят продать
16. К причинам безработицы относится:
1) монополизация отдельных отраслей хозяйства
2) спад производства
3) увеличение числа частных предприятий
4) усиление конкурентной борьбы между производителями
17. Проблема экономического выбора существует, так как:
1) человеческие потребности ограничены
2) производственные возможности безграничны
3) человеческие потребности изменяются
4) человеческие потребности безграничны, а производственные возможности ограничены
18. Необходимым признаком рыночной экономики является:
1) высокое качество продукции
2) отсутствие дефицита товаров
3) свободное ценообразование
4) конкуренция потребителей
19. Конкуренция необходима для того, чтобы:
1) поддерживать убыточные частные предприятия
2) увеличивать число крупных предприятий
3) рационально использовать ограниченные ресурсы
4) увеличивать объемы производства
20. Рыночная конкуренция:
1) приводит к понижению цен
2) обеспечивает всем высокие прибыли
3) уравновешивает спрос и предложение
4) приводит к снижению объемов производства в масштабах всей страны
21. Прибыль равна:
1) выручка минус налоги
2) выручка минус зарплата
3) выручка минус затраты на рекламу
4) доходы минус расходы
22. Прибыль создается в:
1) процессе обмена
2) процессе производства
3) процессе распределения
4) процессе потребления
23. Нормой предпринимательской этики можно назвать:
1) увеличение объемов производства
2) сокращение затрат на производство товаров
3) выполнение условий заключенной предпринимательской сделки
4) стремление получить большую прибыль
24. Какие из приведенных примеров не относятся к предпринимательской деятельности:
1) закупка картофеля на рынке на зиму для личного потребления
2) продажа автомобилей
3) доставка цветов на дом
4) гарантийный ремонт бытовой техники
25. В бюджете семьи отражаются:
1) расходы на оборудование детской площадки
2) расходы на освещение улицы
3) расходы на оплату коммунальных услуг
4) расходы на доставку пенсий и пособий
Задачи
Задача 1 (5 баллов). Цену на товар снизили на 30%. После этого товар стал стоить 420 р. Сколько стоил товар до снижения на него цены?
Задача 2 (10 баллов). Фонд заработной платы на предприятии с численностью персонала менее 25 человек составляет 2 млн д. ед. В результате увеличения персонала на 15 человек и роста средней заработной платы на 50 тыс д.ед. фонд заработной платы увеличился на 3 млн.250 тыс.д.ед. Необходимо рассчитать, какова новая численность персонала на предприятии. Какова средняя заработная плата после увеличения фонда заработной платы?
Ответы на задания для 8-9 классов
Тест 1 (25 вопросов, 25 баллов)
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 3 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 2 |
8 | 3 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 3 |
13 | 3 |
14 | 1 |
15 | 4 |
16 | 2 |
17 | 4 |
18 | 3 |
19 | 3 |
20 | 3 |
21 | 4 |
22 | 2 |
23 | 3 |
24 | 1 |
25 | 3 |
Задача 1 (5 баллов)
Цену на товар снизили на 30%. После этого товар стал стоить 420 р. Сколько стоил товар до снижения на него цены?
Решение.
Х р –стоил товар, 0,7Х р- стал стоить. Уравнение 0,7Х=420 Х=600 р. Ответ: 600 р.
Задача 2 (10 баллов).
Фонд заработной платы на предприятии с численностью персонала менее 25 человек составляет 2 млн д. ед. В результате увеличения персонала на 15 человек и роста средней заработной платы на 50 тыс д.ед. фонд заработной платы увеличился на 3 млн.250 тыс.д.ед. Необходимо рассчитать, какова новая численность персонала на предприятии. Какова средняя заработная плата после увеличения фонда заработной платы?
Решение.
Х- первоначальное количество персонала предприятия,
У – первоначальная средняя заработная плата.
Составим систему из двух уравнений с двумя неизвестными:
Х*У=2000
(Х+15)*(У+50)=2000+3250
Решая систему, получим:У=2000/Х, Х1=30( не подходит по условию) Х2=20 человек.
Следовательно: 20+15=35 человек -новая численность персонала на предприятии.
У+50=2000/20+50=150 тыс д.ед- средняя заработная плата после увеличения фонда заработной платы.