Задание 12. Лексический анализ.
Амоаший Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
Например:
Иней - тонкий слой ледяных кристаллов.
Айсберг – плавучая гора.
Однозначные слова имеют одно значение.
Многозначные слова имеют несколько значений.
Сувенир – подарок.
однозначное
Идти
многозначное
-иду пешком,
-тебе идет этот костюм,
-фильм идет два часа.
Прямое значение слова - это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении. Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.
Ледяная глыба – ледяной взгляд, голубое море – море пшеницы, человек уснул, затих, замер- ветер уснул, затих, замер.
От многозначных слов следует отличать омонимы.
Омонимы - это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка)
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
инвестиции – вложения, избиратели – электорат,
плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.
Синонимы бывают:
Языковые (зафиксированы в словарях)
1.Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)
2.Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.
контекстные
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Языковые : молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть.
Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.
Например: Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. ( соловьем – медведем)
Фразеологизмы - устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом.
Кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний, вешать лапшу на уши –обманывать.
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
Нейтральная (время, молоко, слово, год)
Книжная (гипотеза, гегемония, иллюзия, внедрение)
Разговорная (восвояси, всяческий, говорун, грязнуля, досюда)
Просторечная (дрыхнуть, харя, чесать языком, варганить)
Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает:
Общеупотребительная
Ограниченная в употреблении
Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
- Диалектизмы
- Жаргонизмы
- Профессионализмы
- Просторечная лексика
- Диалектизмы ( бурак - свёкла, баской - красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка)
- Жаргонизмы (слинять – сбежать, уйти, предки – родители, ласты – ноги)
- Профессионализмы ( бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной). Профессиональные жаргонизмы ( соляная кислота - солянка, демобилизация — дембель, повар – кок)
- Просторечная лексика (задаром, умаяться, навалом, ляпнуть, работяга, башковитый)
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.
- Заимствованная лексика (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)
Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин
Неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик. Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
К устаревшей лексике относятся:
Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений
Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, чадо-ребенок, перст - палец, глаголить – говорить.
5+
Примеры заданий ОГЭ
Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет , но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
Волнение
5+
Примеры заданий ОГЭ
В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
(5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.
Взялся за ум
5+
Примеры заданий ОГЭ
В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
Узкой - широкий
5+
Примеры заданий ОГЭ
В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.
(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца. (7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала: – Отведай, внучок, моего коржа. (9)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык.
Отведай
5+
Примеры заданий ОГЭ
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
(22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. (25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг.
Дуться
Удачи на экзамене!
До встречи!