МБОУ СТОЛБОВСКАЯ СОШ
Обобщение опыта по теме: «Система деятельности педагога при подготовке к ОГЭ по биологии» |
Подготовила:
учитель биологии и химии Чаплыгина Любовь Ивановна учитель первой квалификационной категории |
2023
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. Опыт прошлых лет показывает, что около 80% обучающихся нашей школы выбирают биологию, как один из предметов по выбору.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
1. Психологический настрой обучающихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
2. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
3. Создание методической базы.
Приобретаю различные учебно-методические пособия.
Учебные пособия содержит как варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по биологии в новой форме в 9-м классе, так и другие различные КИМы, структурированные в соответствии с современными требованиями. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Я использую в своей работе следующие пособия:
Биология. Подготовка к ОГЭ-2018. 9-й класс.20 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года : учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко ; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д : Легион, 2017. – 512 с. – (ОГЭ)
Биология. Подготовка к ОГЭ-2018. 9-й класс. Тематический тренинг: учебное пособие / А.А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко ; под ред. А. А. Кириленко. – Ростов н/Д : Легион, 2017. – 400 с. – (ОГЭ)
4. ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Например, использую пособие:
Биология. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О. Л. Ващенко. – 2-е изд., стереопит. – М.: Планета, 2014. – 576с. – (Качество обучения).
5. Работа с изобразительным материалом при повторении.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.
В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Большим подспорьем в этом плане является материал из рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
6. Создание банка тестовых заданий.
Мной и обучающимися 9 классов приобретаются пособия для подготовки к ОГЭ.
Так, учащиеся 9-х классов используют пособия под редакцией В. С. Рохлова. Эти пособия за несколько лет уже составили значительный по объему банк тренировочных вариантов. В моей копилке есть подборки тематических и типовых экзаменационных вариантов КИМов.
7. Диагностика уровня подготовки учащихся.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
8. Индивидуальный учет подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по биологии.
Для контроля и учета подготовки каждого обучающегося использую «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.