Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины История, входящей в общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОПОП.
Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:
1. СССР и мир после Второй мировой войны
2. СССР и мир в 50-60 гг. 20 века
3. СССР и мир в середине 1960-х 1980-х гг.
4. Перестройка (1985-1991). Страны мира в 80-е гг. 20 века
5. Россия и мир в 90-е гг. 20 века
6. Россия и мир в начале 21 века
Проверяемые умения и знания:
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX –
начала XXI;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение и деятельность основных международных организаций;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения работы - 45 мин. Работа состоит из 3-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению, критерии оценки, 3 части разноуровневых заданий.
Условия допуска к дифференцированному зачету: обязательное выполнение практических работ с получением одной из оценок «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно», выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты дифференцированного зачета фиксируются в журнале теоретического обучения.
Вариант I
Инструкция
На выполнение зачетной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 5 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся
5 ответов, только один из которых правильный. За правильный ответ – 1 балл.
Часть 2 состоит из 10 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов). За правильный ответ – 2 балла.
Часть 3 состоит из 1 задания, требующего развернутого ответа. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
"5" - 30-28 баллов
"4" - 27-24 балла
"3" - 23-15 баллов
"2" - менее 15 баллов
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1. В 80-90ые годы XX века самых высоких темпов экономического роста в Латинской Америке достигла:
А) Бразилия
В) Венесуэла
С) Куба
D) Чили
2. Антисоциалистическое выступление в Венгрии произошло в
А) 1945г.
В) 1951г.
С) 1953г.
D) 1956г.
3. «Холодная война» охватила период:
А) 90-е годы XX века
В) 30-40ые годы XX века
С) 20-30ые годы XX века
Д) 40-80ые годы XX века
4. В конце XX века произошел распад государства:
А) Болгария
В) Румыния
С) Югославия
D) Польша
5. Сущность политики « тэтчеризма» в Англии
А) Отмена репрессивного закона о профсоюзах
В) введение новой комплексной системы социального образования
С) повышение заработной платы
D) широкомасштабная приватизация в государственном секторе
Часть 2. Вставьте пропущенное имя политического деятеля, историческое понятие или дату.
Во внешней политике перестройка в СССР в годы правления М.С. Горбачева привела к так называемым «_____________ революциям».
Когда в политике стали признаваться альтернативные, другие точки зрения на
развитие СССР, начала формироваться многопартийность, можно было говорить о
___________.
В конце 1991 г. правительство, возглавляемое __________, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.
В 1996 году Россия вступила в _____________________, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды
В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, _____________ сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «коммунистических или неофашистских государств».
В новом руководстве постепенно усиливались позиции ____________, и в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС он был избран первым секретарем Центрального Комитета партии.
Юрий Гагарин стал первым космонавтом, совершив свой полёт ______________ года.
Оппозицией политическому режиму СССР с середины 60-х гг. 20 века становится _____________________________ движение.
В августе _____ года войска пяти стран Варшавского договора во главе с СССР подавили движение «Пражская весна».
Провести экономическую реформу в 1965 году предлагал _______________________.
Часть 3. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания.
«После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога... Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет.
В связи с тем, что не все еще представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, какой огромный ущерб был причинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу.
Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937-1938 годах «врагами», в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей-фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения.
Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии
Известно, какой грубый произвол допускался также в отношении руководящих работников партии.
Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны.
Весьма тяжкие последствия, особенно для начального периода войны, имело также то обстоятельство, что на протяжении 1937-1941 годов, в результате подозрительности Сталина, по клеветническим обвинениям, истреблены были многочисленные кадры армейских командиров и политработников.
Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности... Товарищи! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы, как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы...»
Задание 1.
Назовите фамилию докладчика и укажите дату и мероприятие, на котором был зачитан доклад.
Задание 2.
В последних абзацах найдите и запишите предложение, где содержится призыв к действию. В предыдущих абзацах названы причины, объясняющие необходимость этого действия. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
Вариант II
Инструкция
На выполнение зачетной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 5 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся
5 ответов, только один из которых правильный. За правильный ответ – 1 балл.
Часть 2 состоит из 10 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов). За правильный ответ – 2 балла.
Часть 3 состоит из 1 задания, требующего развернутого ответа. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
"5" - 30-28 баллов
"4" - 27-24 балла
"3" - 23-15 баллов
"2" - менее 15 баллов
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1. Германия была разделена на две части в:
А) 1945г.
В) 1947г.
С) 1948г.
D) 1949г.
2. Государство вошедшее в Варшавский договор:
А) Бельгия
В) Австрия
С) Венгрия
D) Монголия
3. "Бархатная" революция в Чехословакии произошла:-
A) ноябрь 1992 г.
B) февраль 1948 г.
C) август 1968 г.
D) ноябрь 1989 г.
4. Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах был подписан в:
A) 1960 г.
B) 1973 г.
C) 1965 г.
D) 1970 г.
Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» в:
А) 1994 г.
В) 1995 г.
С) 1996 г.
D) 1997 г.
Часть 2. Вставьте пропущенное имя политического деятеля, историческое понятие или дату.
1. Объявление республиками СССР своей независимости получило название __________________________.
2. ______________ понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора.
3. Важное место в программе реформирования экономики занимала __________________________— освобождение их из-под контроля государства.
4. В ночь на 19 августа 1991 года президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Было объявлено о создании ___________________.
5. В конце 40-х – начале 50-х гг. осуществляются чистки в Вооруженных Силах. В опале оказался ____________, вынужденный командовать сначала Одесским, а затем Уральским военным округом.
6. Даже такой художественный прием, как черный и белый камень в памятнике скульптора _______________ на могиле Н. Хрущева подчеркивает неоднозначность его политической биографии.
7. Эпоха ___________— название, используемое для обозначения периода в истории СССР с момента прихода к власти Л.И. Брежнева до 27 съезда КПСС.
8. В 1982 году страну возглавил _______________________, он берёт курс на укрепление трудовой дисциплины и порядка на производстве, проводит масштабную борьбу с коррупцией и «чистку» партийного аппарата.
9. В декабре ________ года правительство СССР осуществляет смену власти в Афганистане и вводит туда войска.
10. Конституция Российской Федерации была принята ______________________ года.
Часть 3. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания.
Конституционный кризис или противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р.И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А.В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными Президенту, Дома Советов России.
Задание 1.
Назовите фамилии двух политических деятелей — участников тех событий: Президента России и Председателя Верховного Совета Российской Федерации, укажите год, когда произошли описываемые вооруженные столкновения.
Задание 2.
Почему описываемый кризис обычно называют «конституционным»? Приведите несколько аргументов.
.
Вариант III
Инструкция
На выполнение зачетной работы отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 5 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся
5 ответов, только один из которых правильный. За правильный ответ – 1 балл.
Часть 2 состоит из 10 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов). За правильный ответ – 2 балла.
Часть 3 состоит из 1 задания, требующего развернутого ответа. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Критерии оценки:
"5" - 30-28 баллов
"4" - 27-24 балла
"3" - 23-15 баллов
"2" - менее 15 баллов
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
1. Начало «Холодной войны» по традиции связывают с:
А) созданием НАТО
В) Корейской войной 1950-1953 гг.
С) Испытанием советского атомного оружия
D) речью У.Черчилля в Фултоне
2. США принял активное участие в войне против С. Вьетнама в:
А) 1965-73 гг.
В) 1970-73 гг.
С) 1969-70 гг.
D) 1965-85 гг.
3. Президент Египта, один из инициаторов создания Движения неприсоединения
А) Дж. Неру
В) Г.А. Насер
С) Садат
D) Сукарно
4. Название договора о Европейском союзе:
А) Маастрихтское соглашение
В) Хельсинское соглашение
С) Ницценское соглашение
D) Амстердамское соглашение
5. В какой стране в связи с кризисом, пришел к власти де Голль:
А) Марокко
В) Тунис
С) Франция
D) Корсика
Часть 2. Вставьте пропущенное имя политического деятеля, историческое понятие или дату.
_____________ проявилась в ослаблении цензуры, стало возможно беспрепятственное обсуждение политической, социально-экономической и культурной жизни страны.
8 декабря 1991 года была достигнута договоренность о создании _______________________________________.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась ____________________. Её результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
В 1994 году правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе __________________________________________________________________________.
В 1964 году __________________ был смещён с должности, а пост руководителя партии занял Л.И. Брежнев.
___________________ возглавлял страну в период, названным «Перестройкой».
____________________ - один из создателей первой советской водородной бомбы, диссидент и правозащитник.
В период руководства страной Н.С. Хрущёва начинаются процессы _________________ репрессированных партийных деятелей и военных.
Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила свой полёт в __________ году.
В апреле _________ года произошла крупнейшая техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС.
Часть 3. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания.
«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии, начиная с 1983 года, удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако … трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…
Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело
Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»
Задание 1.
Укажите автора доклада и название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну.
Задание 2.
В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
Вариант 1:
№ вопроса | Правильный вариант ответа | Кол-во баллов |
Ч. 1 | | |
1 | В | 1 |
2 | А | 1 |
3 | D | 1 |
4 | С | 1 |
5 | В | 1 |
Ч. 2 | | |
1 | бархатным | 2 |
2 | плюрализме | 2 |
3 | Е. Гайдаром | 2 |
4 | Совет Европы | 2 |
5 | У. Черчилль | 2 |
6 | Н.С. Хрущёв | 2 |
7 | 12 апреля 1961 | 2 |
8 | диссидентское | 2 |
9 | 1968 | 2 |
10 | А.Н.Косыгин | 2 |
Ч. 3 | | |
1 | Задание 1. докладчик — Н.С. Хрущев, дата и мероприятие, на котором был зачитан доклад, —1956 год, заседание XX съезда КПСС. Задание 2. В ответе должно быть указано предложение: «Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы, как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы...» Могут быть указаны следующие причины: 1) многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937—1938 годах «врагами», в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т.п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны. Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина. 2) грубый произвол допускался также в отношении руководящих работников партии. 3) единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны. | 5 |
Итого максимальное количество баллов: | 30 |
Вариант 2:
№ вопроса | Правильный вариант ответа | Кол-во баллов |
Ч. 1 | | |
1 | А | 1 |
2 | С | 1 |
3 | D | 1 |
4 | В | 1 |
5 | А | 1 |
Ч. 2 | | |
1 | Парад суверенитетов | 2 |
2 | ускорение | 2 |
3 | либерализация цен | 2 |
4 | ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению | 2 |
5 | Г.К. Жуков | 2 |
6 | Э. Неизвестного | 2 |
7 | застоя | 2 |
8 | Ю.В. Андропов | 2 |
9 | 1979 | 2 |
10 | 12 декабря 1991 | 2 |
Ч. 3 | | |
1 | Задание 1. Президент - Б.Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Российской Федерации - Р.И. Хасбулатов, 1993 год Задание 2. 1)Представления сторон конфликта о реформировании конституционного устройства и о новой Конституции различались. 2) Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов и против излишней поспешности, необдуманности при проведении радикальных экономических реформ. | 5 |
Итого максимальное количество баллов: | 30 |
Вариант 3:
№ вопроса | Правильный вариант ответа | Кол-во баллов |
Ч. 1 | | |
1 | D | 1 |
2 | А | 1 |
3 | В | 1 |
4 | В | 1 |
5 | С | 1 |
Ч. 2 | | |
1 | Гласность | 2 |
2 | Содружества Независимых Государств | 2 |
3 | приватизации | 2 |
4 | «Партнёрство во имя мира» | 2 |
5 | Н.С. Хрущёв | 2 |
6 | М.С. Горбачёв | 2 |
7 | реабилитации | 2 |
8 | А. Д. Сахаров | 2 |
9 | 1963 | 2 |
10 | 1986 | 2 |
Ч. 3 | | |
1 | Задание 1. Андропов Ю. В., 1982-1984 Задание 2. В ответе должно быть указано предложение: «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей». Могут быть указаны следующие причины: 1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов; 2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования; 3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере | 5 |
Итого максимальное количество баллов: | 30 |