План конспект урока в 6 классе по теме: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.
Задачи:
образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
коррекционные: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: карточки с заданиями, презентация,ИКТ
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
2. Повторение пройденного материала .
Прослушать звуки ветра.
Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны передаются по воздуху , достигают нашего уха. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
1. На доске схема по устным ответам учащихся. Повторить определения
Воздух
бесцветный, прозрачный
не имеет форму, занимает пространство
упруг и сжимаем
без вкуса и запаха
плохо проводит тепло
2. Объяснить какие свойства воздуха используются в данных случаях
А) водолазный колокол
Б) машинные шины
В) окно
3. Как доказать, что вокруг нас есть воздух?
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока
Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? (ответы детей)
4. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении запись в тетрадь
5. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
а) Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется.
- А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
ФИЗМИНУТКА
Свойство воды, твердых тел и воздуха расширяться при нагревании называется тепловым расширением. Мы уже говорили , что свойства воздуха широко применяются человеком. Вспомним, как применяется упругость и сжимаемость воздуха ? Как применяется плохая теплопроводность воздуха?
С войство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шар и дирижабли.
Явление теплового расширения газов применяется в различных тепловых двигателях, т. е. в двигателях внутреннего и внешнего сгорания: в реактивных двигателях, в турбореактивных двигателях, на газотурбинных установках.
Двигатели внутреннего сгорания - автотранспорт, переносные и станционарные генераторы, насосы. Реактивные двигатели чаще всего используются для приведения в движение самолётов, ракет и космических аппаратов.
6. Закрепление изученного материала .
Учитель демонстрирует с пояснением опыт с бутылкой и яйцом.
Задания
Г
Воздух в бутылке расширяется
Огонь гаснет и воздух в бутылке охлаждается
Воздух в бутылке сжимается
Горящая бумага нагревает воздух в бутылке
Сжатый воздух втягивает яйцо в бутылку
руппа 1: расставить этапы опыта
в правильном порядке
Группа 2 Как доказать, что воздух расширяется при нагревании? что воздух при охлаждении сжимается?
Группа 3:
7. Итоги урока
Используется свойство воздуха расширятся при нагревании?
8. Рефлексия выбрать воздушный шарик
9.Оценки с комментированием.
Д/З с 68-69, читать и ответить на вопросы