1 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 3. Каждый композитор - художник
Образовательная цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Задачи:
- продолжать складывать представления детей о содержании музыки;
- продолжить исследование вопроса «Что такое музыкальное содержание?» на примере изобразительных музыкальных средств: динамика, развитие музыки;
- учить детей осознавать неоднозначность, диалектическую противоречивость жизненных явлений;
- знакомить с пьесами М. Мусоргского из фп. цикла «»Картинки с выставки», развивать умение анализировать выразительные музыкальные средства, находить ответы на философско-творческие вопросы;
- научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своём воображении;
- развивать социокультурные компетенции, умение размышлять, отвечать на вопросы учителя, контактировать со сверстниками, работать в группах и подгруппах;
- воспитывать познавательный интерес, интерес к мировому музыкальному наследию.
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Средства обучения и оборудование:
1. Учебник, с. 40, 41.
2. Музыкальный материал:
Э. Григ. «Утро» // ЭФУ, с. 40.
К. Дебюсси. «Ветер на равнине» // ЭФУ, с. 40.
О. Лассо. «Эхо» // фонохрестоматия.
М.П. Мусоргский. «Баба-яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатый и бедный» // ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.
А.С. Аренский. «Кукушка» // нотная хрестоматия, с. 38.
З.А. Левина. «Ноги дождя» // нотная хрестоматия, с. 43.
3. ТСО и мультимедийное оборудование: Компьютер, плазменная панель; слайды с фотографиями М. Мусоргского, В. Гартмана, с эскизами художественных работ В. Гартмана.
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Музыкальное приветствие
Игра «Угадай мелодию»
Звучат (фрагментарно): «Баба-яга» П. Чайковского и «Баба-яга» М. Мусоргского, «Балет невылупившихся птенцов» и «Богатый и бедный» М. Мусоргского.
- Чьи образы, уже знакомые по предыдущему уроку, нам показала музыка?
- Постарайтесь найти и показать их изображение на рисованной клавиатуре. Какое пространство они занимают? В каком регистре «нарисовали» эти образы композиторы?
- А если мы расположим эти образы во времени, в каком регистре они зазвучат?
- Что такое регистр? Тембр?
- Можем ли мы увидеть, слушая музыку, конкретный (предлагаемый или придуманный) образ и воспроизвести (сымпровизировать) его на клавиатуре? От чего это зависит?
- Чем отличаются друг от друга нижний, верхний и средний регистры?
Целеполагание
Сегодня мы:
- постараемся получить ещё одно очевидное подтверждение тому, что музыка может быть видимой, что она определённым образом располагается (движется) во времени и в пространстве, и что это всё относится не только к образному содержанию (конкретному персонажу или природному явлению), но и к форме нотописи одновременно;
- научимся через музыку видеть картины природы;
- познакомимся с фортепианными пьесами М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки», разберём их содержание;
- проанализируем способы развития музыки и изобразительные музыкальные средства.
Основной этап
1) Работа с разворотом учебника «Каждый композитор — художник» (с. 40—41)
Рассмотрим картинки в учебнике. Музыка здесь, как «картина» («картинки»), изображена при помощи абстрактных знаков, определяющих время и пространство.
Картинка помещена в условный график: вертикальная и горизонтальная линии координат. Вертикальная линия – время, горизонтальная линия - пространство. Благодаря рисунку-коллажу мы видим, что нотная строка здесь также сочетается с рисунком и потому получаем ещё одно очевидное подтверждение тому, что музыка может быть видимой, что она определённым образом располагается (движется) во времени и в пространстве, и что это всё относится к образному содержанию («персонажу») и к форме нотописи одновременно.
2) Задание
Прослушайте два музыкальных фрагмента и по слуху постарайтесь расшифровать образно-эмоциональное содержание пьес. В этом нам помогут два отчётливо слышимых изобразительных средства: повторы концов фраз (форте — пиано) в первом произведении и нарастание звучности и фактурное развитие музыки во втором.
Музыка может рисовать картины природы. Где в жизни, в природе мы встречаемся с повторами? Что нам отвечает или «вторит» в ответ в лесу, в горах? Так о чём же нам рассказала музыка первого произведения, какой образ нарисовала?
- Это эхо. Музыка нарисовала его с помощью повторов и разной динамики.
- Опробуем это изобразительное средство в своих импровизациях. Поём, соблюдая контрастную динамику – громко и тихо.
А) Исполнение попевки «Эхо»:
(Учитель пропевает текст попевки, учащиеся подгруппами (мальчики-девочки) поют слово «ау» в контрастной динамике – f и p).
Б) Утро в музыке
Во втором произведении мы услышали утро. Как происходило развитие музыки? Какими средствами выразительности пользовался композитор, чтобы передать картину этого времени суток?
- Музыка светлая, тихая, безмятежная, размеренная, темп медленный. Постепенное нарастание динамики - как солнышко всходит и всё заливает своими лучами.
- Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?
- Бледно-голубой, розовый, жёлтый. Пастельные тона.
- Делаем вывод: сходны ли музыка и живопись?
- Сходны. Светлые звучности – светлые краски.
«Ветер на равнине» К. Дебюсси
Очень своеобразный способ развития музыки мы наблюдаем в пьесе К. Дебюсси «Ветер на равнине». Давайте подумаем, пофантазируем, что может делать ветер на равнине?
- Наверное, дуть, что же ещё он может делать?.. То сильно, со свистом, порывами, то тихо, слабо – «лёгкий ветерок».
- Да, действительно в условиях равнины (на ней ничего нет — она же равнина!) ветру больше просто нечем заниматься. И это, видимо, и будет правильным ответом: ничего иного, кроме «внутренней жизни» ветра, мы услышать не можем. Потому что ветер – образ не реальный, образа здесь в принципе нет, есть только что-то символическое, бесконечно изменчивое, неожиданно непонятное, причудливое: ведь если рисовать картину по музыке, изображающей ветер, то на ней ничего, кроме воздуха (т.е. пустоты), изобразить нельзя.
А можно ли вообще изобразить воздух, как думаете?
Ответы детей.
А вот художники-импрессионисты умудрялись это сделать, и получалось изумительно красиво! Импрессионизм – направление в искусстве, возникшее во Франции в конце 19-начале 20 вв. - от слова «впечатление».
Французский композитор Клод Дебюсси тоже был импрессионистом.
Давайте не будем искать ответ на этот сложный, неоднозначный вопрос, а просто восхитимся тем, как невидимое в искусстве становится абсолютно реальным, и полюбуемся игрой воздуха, его богатой «внутренней жизнью» и красотой самой выразительности, т.е. мастерством Клода Дебюсси. Но красота эта коснётся больше самой звуковой формы.
Давайте послушаем, есть ли в музыке красота в смысловом отношении и в чём она выражается? Итак, Клод Дебюсси, «Ветер на равнине».
Что можно сказать о развитии этой музыки?
Ответы учащихся.
Слушая музыку К. Дебюсси, мы убеждаемся, что всё развитие в произведении сводится к нескольким вариантам кружения, к порывам и внезапным затиханиям. Главное, что так повторяется примерно через равные промежутки времени, только в разных гармониях. Поэтому создаётся ощущение, будто ветер кружится на одном месте, а развитием становится... отсутствие развития в его привычном значении!
Такой способ развития встречается редко, он наиболее характерен для импрессионистской колористической звукописи, мастером которой и являлся К. Дебюсси (например, даже названия его произведений звучат уже живописно и под воздействием какого-либо яркого впечатления: «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший собор», «Терраса, освещаемая лунным светом», «Фейерверк» и др.). Для его музыкальных картин более характерна поэтическая зарисовка впечатления, воспроизведение «внутренней жизни» явления, потому на особый философско-содержательный смысл они и не претендуют.
Однако привлекает к себе внимание изобретательность фактуры, воссоздающей неспокойную и довольно прихотливую «жизнь ветра», и то, как композитор чувствует время: он заканчивает произведение тогда, когда ветер исчерпал свои силы и исчезает. А может, он что-то недосказал? И почему он нам рассказывал примерно об одном и том же? А как думаете, может, на языке ветра это и есть разное или ему больше не о чем рассказать?..
Размышления учащихся.
Мы можем, конечно, пофантазировать и придумать конкретный аллегорический образ, а не останавливаться на бесплотном ветре. Например, когда человек тратит время впустую, живёт разгульно и беззаботно, ничего не делая и не принося никакой пользы, то о нём говорят, что он ведёт ветреную жизнь (т.е. пустую). Но это уже привнесёт в музыкальный смысл произведения то, чего в нём нет... Поэтому мы не будем сводить к этому смысл музыки Дебюсси. Но, однако, почему же в этом произведении развитие идёт по спирали?..
Размышления учащихся.
Ритмическая минутка
«Картинки» и «картины» с выставки
Прослушаем теперь несколько музыкальных образов из фп. цикла русского композитора М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Цикл фортепианных пьес М.П. Мусоргским был написан в память о друге композитора – талантливом художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Композитор посетил выставку, посвящённую творчеству своего друга. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.
Цикл «Картинки с выставки» состоит из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», которая по задумке автора изображает самого композитора, ходящего по выставке картин, - она несколько раз повторяется в течение цикла.
А) «Гном»
Зарисовка М.П. Мусоргского «Гном» очень живописна. Пьеса исполняется в минорном ладу, её отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нём была изображена ёлочная игрушка-Щелкунчик.
- Каким рисует музыка этого смешного, уродливого человечка?
- Слушая эту музыку, мы ясно представляем себе, как маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках.
- Причудливость изломанной мелодии, судорожный и «хромающий» ритм передают ужимки гнома, его угловатые движения. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.
- Прорывающиеся иногда интонации жалобы, стона заставляют нас посочувствовать гному - этому обездоленному существу, его затаённому горю.
- Однако гном у Мусоргского всё же остаётся игрушкой: в музыке присутствует оттенок игрушечности, шутливости, сказочности.
Б) «Богатый и бедный»
Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный» основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Композиция лежит в минорном ладу, она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображён с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий. В музыке через речевые интонации передаётся характер человека. Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.
- Что вы услышали в музыке?
- Разговор двух людей: богатый говорит низко, весомо и внушительно, звучание в этот момент громкое. Его «изречения» не терпят возражений. Бедный – в высоком регистре и суетливо.
В) «Балет невылупившихся птенцов»
В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов» лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в мажоре, это лёгкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным.
Послушаем пьесу «Балет невылупившихся птенцов». Какие, по-вашему, это птенцы? Какими бы вы их нарисовали?
- Что услышали в музыке?
- Музыка живая, лёгкая, игривая, регистр – верхний, динамика – тихая. Представляются маленькие шустрые существа, к тому же ещё… невылупившиеся.
- Отличаются ли образы рисунков художника от музыкальных образов?
- Нет, музыка помогает лучше понять замысел художника и наоборот.
Г) «Баба-Яга» («Избушка на курьих ножках»)
Композиция «Баба-Яга» - эта динамичная, выразительная пьеса полностью оправдывает своё название. Иногда она наполняется неистовством полных аккордов, иногда становится тревожной и неустойчивой. Пьесу отличают диссонансы и неравномерные акценты. В её основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа – избушки на курьих ножках.
Просмотр видеосюжета. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» - https://youtu.be/-wGK-w-10LI.
- Попробуйте передать в рассказе своё впечатление от услышанной музыки.
- Характер и динамика музыки всё время менялись. Сначала музыка звучала громко, устрашающе. Ритм какой-то упругий, темп быстрый. Динамика нарастает. А потом музыка будто замерла, затаилась, словно кто-то что-то замышляет, и вдруг снова музыка громко взрывается, прыгает, скачет, «грозится и улетает».
- Интонация сначала страшная, злобная, пугающая, пронзительно-резкая, будто Баба-Яга заводит ступу, чтобы взлететь. Потом интонация стала глухой, таинственной, настороженной. И затем вновь Баба-Яга садится в ступу, налету колдует, звучит тема полёта. В конце произведения всё как будто обрывается и Баба Яга исчезает в вышине ночного неба.
Д) Работа с учебником: «Картины с выставки»
Давайте теперь сделаем обратный ход от идеи возникновения «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Рассмотрите на странице учебника (ст. 41) самые характерные музыкальные фрагменты произведений этого замечательного цикла. Музыкальные фрагменты помещены в рамки – «картины». Внизу разворота мы видим клавиатуру. Попытайтесь умозрительно воспроизвести звучание одной из видимых картин, схватывая основные формы движения «увиденной» в нотной графике музыки (темп, динамика, скачки и пр.). Затем «воспроизведите» это звучание на приложенной клавиатуре.
Вокально-хоровая работа
- Продолжаем готовиться к празднику «Новый год».
Повторение песни «Бубенчики».
2) Разучивание «Ноги дождя» З.А. Левиной.
- Скажите, какими средствами композиторы «нарисовали» эти образы?
- Как нам необходимо воспроизвести эти образы голосом, чтобы дождь не превратился в лужу, а звон бубенцов не зазвучал колокольным набатом?
5. Рефлексия
- Что узнали нового?
- Что может изобразить музыка?
- Шаги бегущего или прыгающего человека, бег, движение, звуки природы, сказку, любые картины природы и жизни.
- Музыка может изобразить движение в его развитии.
6. Итог
Сегодня мы исследовали вопрос «Что такое музыкальное содержание?» И мы убедились, что в музыке может быть отражён весь мир, измеренный человеческой мерой. Мера эта выражается в различении добра и зла, прекрасного и безобразного, света и тьмы и др. Всё это соотносится с природными метаморфозами: день переходит в ночь и наоборот, природа совершает свой ежегодный цикл от увядания к возрождению и т.д. То есть любые жизненные явления неоднозначны, обладают диалектической противоречивостью.
Музыка способна выражать внутренний мир человека – его чувства, настроения, мысли и изображать внешние движения человека – его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе и природы.
«Изобразительные подробности» в музыке нужны композитору для того, чтобы уточнить свой замысел, сделать его более понятным для слушателей. Поэтому «выразительность» и «изобразительность» в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.
Выразительность и изобразительность очень тесно связаны в музыке, передавая её содержание. Благодаря средствам выразительности (интонация, лад, темп, тембр, ритм, динамика) мы можем понять содержание музыки.
7. Домашнее задание
Выполнить рисунок образа Бабы-Яги под впечатлением от произведения М. Мусоргского «Баба-Яга (Избушка на курьих ножках)».