Муниципальное бюджетное образование дополнительного образования детская школа искусств №8
Методический доклад на тему:
«Колыбельные песни и их роль в формировании личности ребенка »
Архангельская И.К. , преподаватель высшей квалификационной категории
г. Ульяновск, 2021
Колыбельные песни
Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.
Колыбельные были одними из первых произведений детского фольклора.. Это песни совершенно определенного назначения: они исполняются матерью или нянькой у колыбели ребенка, чтобы быстрее успокоить его. Повседневная потребность в колыбельной предопределяло их жизненность и активное бытование и в прошлом, и в наше время. Минуют года и века, меняются условия жизни, но всегда остается нежность к новому человеку, остаются заботы о его воспитании, материнская любовь.
Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:
«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».
Поэтому колыбельные всегда являются наиболее популярным песенным жанром, который существует в семьях. Они манят своей нежностью, необычной мягкостью и красотой, идущими из глубины материнского сердца. Очень красиво говорил о колыбельной Г. Жуковский: "Колыбельные определяются особенностями и достоинствами, что присущи другим близким к ним песням— живость и образность языка, неисчерпаемый источник бытовых черт, глубина чувства и непосредственность лиризма. Они превосходят их еще тем, что отличаются большим богатством содержания, разнообразием и живучестью.» Колыбельные поют ребенку еще тогда, когда оно не понимает слов. Позже через песню он получает первые представления об окружающем мире. Это обстоятельство обусловило и форму песни, прежде всего мелодию и ритм, а также доступность содержания, простоту композиции, занимательность. Как раз к этому жанру как нельзя лучше относятся требования, предъявляемые вообще к детским произведениям. По своему сложению колыбельные принадлежат к древнейшим из песенных жанров. Русские исследователи детского фольклора подчеркивают даже давность самих народных терминов, которыми обозначаются колыбельные, и видят в этом одно из доказательств их древности.
Функция колыбельных обусловила их определенную образную систему. В некоторой степени колыбельные сохранили остатки мифологических представлений наших далеких предков. В колыбельной мы часто находим упоминание о сне, о каких-то одухотворенных существах, которые могут прийти к человеку. Их зовет няня или просит кота привести дремоту к ребенку. В других песнях сон — то осязаемое, что можно принести в корзине, можно продавать или раздавать. Сон, дремота как живые существа ходят около домов и могут пойти к ребенку в гости.
Колыбельные имели и другие функции, осуществление которых не связывалась с магическими действиями, заклинаниями, заговорами. Это произведения для детей, с помощью которых успокаивали малыша, знакомили его с окружающим миром, рассказывали о домашних животных, птицах, различных зверях, их приключениях и поступках. Колыбельные содержат элементарные нравоучения, учат добру.
Форма и художественные особенности колыбельных обусловлены их назначением. Все они очень простые по композиции, с четким ритмом и чрезвычайно богатой рифмой. Ритм колыбельных передает само покачивание колыбели. Иногда сюжет в колыбельной только намечается, нет полного его раскрытия и завершения. Как и в других произведениях для детей, в колыбельной отчетливо ощущается повествовательность. Многие из них несут совершенно конкретную информацию, необходимую и интересную для ребенка.
Для колыбельных, как ни для какого другого из песенных жанров, характерна рифма. Большой знаток детской психологии, творчества детей и литературе для них, К. И. Чуковский обращал внимание на то, что детям наиболее доступны и любимы ими смежные рифмы. Дети не любят, чтобы рифмованные строки стояли далеко друг от друга, это затрудняет восприятие. В колыбельной парные рифмы наиболее распространенные. Чрезвычайная напевность, нежность в колыбельной создается повторением слов и звуков, применением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не последнее место в колыбельной принадлежит и звукоподражанию.
Колыбельные чаще всего представляют собой песенки с простым сюжетом, рассказывающие о тех вещах, что доступны детскому пониманию. Как и в сказках, животные и вещи в колыбельной персонофицируются, действуют и разговаривают, как люди, вступают с ними в различные взаимодействия.
Колыбельные песни-это первые уроки любви, покоя и защиты в жизни маленького человека. Они присутствуют и в любимых и узнаваемых мультфильмах и кинофильмах:
Б. Флис "Спи, моя радость, усни"( телепередача "Спокойной ночи, малыши")
А. Варламов "Колыбельная Кузнечихи" (м/ф "Первая скрипка")
Н. Крюков «Гули-гули»(к/ф «Подкидыш»)
В. Оранский, В. Васильев "Колыбельная"(м/ф "Конек-Горбунок")
И .Дунаевский "Сон приходит на порог"(к/ф "Цирк")
Т. Хренников "Колыбельная Светлане"(к/ф "Гусарская баллада")
В. Баснер «Гаснут как фонарики»(к/ф «Человек родился»)
А. Островский "Спят усталые игрушки"(телепередача "Спокойной ночи, малыши")
Ж. Буржоа и Т. Попе «Колыбельная козы» (к/ф «Мама»)
Р. Паулс "За печкою поет сверчок"(т/ф "Долгая дорога в дюнах")
П. Тодоровский "На тенистой улице мой дом"(к/ф "По главной улице с оркестром")
А. Журбин "Голубые глазки" (к/ф "Бедная Маша")
А. Рыбников "Песенка Звездочета" (к/ф "Про Красную шапочку")
А .Рыбников "Колыбельная"(к/ф "Сказка о Звездном мальчике")
Е. Крылатов "Колыбельная Медведицы"(м/ф "Умка")
М. Дунаевский "Цветные сны"(т/ф "Мэри Поппинс, до свидания")
Г. Гладков "Баю-баюшки-баю"(м/ф "Бременские музыканты")
А. Суханов "Зеленая карета"(м/ф "Зеленая карета")
А. Градский «Колыбельная»(к/ф «Романс о влюбленных»)
С. Флаэрти "Однажды в декабре"(м/ф "Анастасия")
Со временем люди взрослеют, однако знакомые с детства песни по-прежнему хранятся в их сердцах. Они не только остаются с нами, но и задевают некоторые струны человеческой души, вызывают приятные воспоминания, возвращают в детство без забот. В них есть что-то особенное, родное и теплое. Колыбельные песни способны очистить и вылечить душу. Поэтому их полезно слушать как малышам, так и нам, взрослым.
Каждый год в мире появляются новые колыбельные песни. Многие известные композиторы придумывают колыбельные мелодии, а исполнители включают их в свой репертуар. Ощутимый вклад в сокровищницу современных колыбельных вносят художественные и анимационные фильмы.
Список использованных источников
1.Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928
2. Лойтер С. М., Неелов Н. М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. – Петрозаводск, 1995 год.
3.Литвин Э.С. Песенные жанры русского детского фольклора. // Советская этнография. - 1972. - № 1.
4.Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен. // Советская этнография. - 1974. - № 4.
5.Элиаш Н.М. Русские колыбельные песни - Сызрань. 1944