Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
Индивидуальный итоговый проект
Тема: «О чем рассказывает почерк?»
Направление: «Лексикология и стилистика»
Автор: Глущенко Арина Владимирова, ученица 11 класса МБОУ СОШ №6
Руководитель: Гольдберг Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Оценка:__________________________
Члены комиссии:__________________________
г. Красный Сулин
2023 - 2024 учебный год
Содержание Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1. 1 Понятие почерка и его история 5
1.2 Связь почерка с лексикологией и стилистикой 6
1.3 Типы почерка и их характеристики 7
Глава 2. Методология исследования 8
2.1 Анализ почерка и его лексико-стилистические особенности 8
2.2 Расшифровка основных черт почерка 9
Глава 3. Эмпирическое исследование 10
3.1 Проведение тестов и опросов с участием испытуемых 11
3.2 Анализ результатов исследования 12
Глава 4. Практическая часть 12
Вывод 13
Список литературы 14
Введение
В наше эпоху, когда индивидуальность и самовыражение становятся все более ценными, исследование темы "О чем рассказывает почерк?" представляет собой уникальную возможность раскрыть связь между личностью и письменным языком. Я посчитала что эта тема должна быть раскрыта с новой стороны. Обоснование моего выбора базируется на нескольких ключевых аспектах:
Уникальность почерка как выражения личности: Почерк — это индивидуальный вид символов каждого человека, который может служить своеобразным отражением его личности. Изучение этого аспекта может расширить наше понимание того, каким образом индивидуальные черты проявляются в письменной форме.
Лексикология и стилистика в контексте почерка: Тесная связь между почерком и лексикологией, стилистикой предоставляет возможность углубленного анализа, как лингвистические элементы могут быть отражены в индивидуальных чертах почерка. Исследование этой связи может дать новые понимания в области лингвистики и стилевых особенностей.
Актуальность в контексте современного общества: В условиях растущего интереса к пониманию человеческой личности и влияния технологий на коммуникацию, анализ почерка может представлять собой актуальный и востребованный инструмент в различных сферах, от психологии до судебной практики
Я постараюсь полностью раскрыть понятие почерка, расскажу о его истории, определю связь почерка с лексикологией и стилистикой, а так же выясню какие существуют типы почерка и определю их характеристики.
Актуальность:
Данная проектная работа является актуальной, так как позволяет как можно больше узнать о почерке и рассмотреть современные тенденции и потребности в области лексикологии и стилистики, связанные с анализом почерка
Гипотеза:
Индивидуальные лексикологические и стилистические особенности текста, созданного в процессе письма, проявляются в почерке и могут быть использованы для выявления индивидуальных черт личности писателя.
Цель работы:
Исследовать, как лексикологические и стилистические особенности почерка отражают индивидуальные черты личности.
Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующую задачу:
1.1. Изучение существующих методов графологического анализа и выделение ключевых лексико-стилистических элементов.
Эмпирическое исследование:
2.1. Подготовка стандартных тестов и заданий для сбора образцов почерка с участием различных испытуемых.
2.2. Систематический анализ образцов почерка, выявление лексико-стилистических особенностей.
Объект исследования:
Объект исследования в данном проекте - это почерк как письменная форма выражения личности. В этом контексте, почерк рассматривается как уникальное проявление индивида через его письменное выражение, включающее в себя линии, форму букв, размеры, наклон, интенсивность и другие графические особенности при написании текста.
Методы исследования: -теоретический анализ;
-метод описания;
-анализ;
-работа с интернет – ресурсами;
-обобщение полученных знаний.
Продукт исследования – создание программы с помочью которой, можно будет узнать о том, к какому типу относится ваш почерк.
Глава 1. Теоретическая часть 1. 1 Понятие почерка и его история
Почерк представляет собой индивидуальный стиль написания, который включает в себя особенности построения букв, размера шрифта, наклона, давления на бумагу и другие графические характеристики. Это уникальное выражение личности, отражающее индивидуальные черты и эмоциональное состояние человека в момент написания.
Графология — это наука, изучающая почерк и его связь с личностью. Истоки графологии уходят в древние времена. Первые упоминания о связи почерка с характером человека можно найти в работах древних китайских и греческих философов. Однако, графология как систематизированная область исследования появилась в XIX веке.
История графологии: XIX век: Французский священник Жан-Шарль-Мари Мишон внес значительный вклад в развитие графологии, опубликовав первые работы по этой теме. Позже, врач и психиатр Жан-Марк Шарко разработал систему графологического анализа, сосредоточив внимание на связи между почерком и психическим состоянием человека. XX век: Графология стала более широко известной и признанной в различных странах. В этот период активно разрабатывались методики анализа почерка, проводились исследования, и графология стала применяться в различных областях, включая судебную практику, подбор персонала и психологию.
Современность: С развитием технологий и переходом к цифровому общению интерес к графологии несколько снизился. Однако, она продолжает существовать и привлекать внимание исследователей и практиков, особенно в контексте комплексного анализа личности
Графология не лишена критики, и некоторые считают ее недостаточно научной. Многие исследования исследователей приходят к различным выводам, и эффективность графологического анализа остается предметом дебатов.
В настоящее время графология применяется в различных областях, включая рекрутинг и подбор персонала, судебную экспертизу, психологическое консультирование и образование. Ее использование может быть как дополнением к другим методам анализа личности.
Понятие почерка имеет долгую историю, и его роль в изучении личности продолжает привлекать внимание ученых и специалистов в области психологии и графологии.
1.2 Связь почерка с лексикологией и стилистикой
1. Семантика почерка: Лексикология изучает лексику языка, включая значения слов и их употребление. В контексте почерка, некоторые графологические признаки могут быть связаны с семантическими аспектами. Например, размер, форма и стиль букв могут нести в себе эмоциональные и смысловые нюансы.
2. Стилистические особенности почерка: Стилистика изучает стили в языке и искусстве, включая выразительные средства и структуру выражения. Почерк также может рассматриваться с точки зрения стилистики. Например, использование курсива, размера шрифта и даже размещение текста на странице могут отражать стилистические предпочтения и намерения автора.
3. Лексико-стилистический анализ: Лексико-стилистический анализ почерка предполагает изучение лингвистических и стилистических черт в письме. Например, выбор слов, длина предложений, использование сленга или формальной лексики могут быть отражением стиля автора.
4. Эмоциональная окраска: Почерк может передавать эмоциональную окраску текста. Интенсивность нажима пера, характер линий и штрихов могут указывать на эмоциональное состояние писателя и его отношение к тексту. Это аспекты, которые также могут быть интерпретированы с лексико-стилистической точки зрения.
5. Индивидуальная лексика в почерке: Графологический анализ может также включать в себя изучение индивидуальной лексики, используемой в почерке. Например, частота использования определенных слов или фраз может быть связана с личными предпочтениями автора.
6. Стилистическое разнообразие в подписи: Специфические элементы стиля могут проявляться в подписи. Например, разнообразие штрихов, подчеркивание или использование декоративных элементов в подписи могут придавать ей стилистическую индивидуальность.
7. Влияние личности на стиль письма: Связь между личностью и стилем письма также имеет лексико-стилистический аспект. Например, аккуратный и организованный почерк может отражать лексико-стилистические черты личности, такие как стремление к порядку и точности.
Итак, связь почерка с лексикологией и стилистикой подчеркивает важность анализа не только графических аспектов текста, но и лексических и стилистических особенностей для полного понимания индивидуальности и выражения личности через письменное выражение.
1.3 Типы почерка и их характеристики
Существует множество типов почерка, и графологи стремятся анализировать их для выявления личностных черт и эмоционального состояния писателя. Ниже представлены некоторые основные типы почерка и их характеристики:
1. Аккуратный почерк:
• Характеристики: Четкие, аккуратные буквы, равномерные интервалы между словами, ровные строки. Отсутствие смазывания и исправлений.
• Личностные черты: Организованность, скрупулезность, педантичность, аккуратность.
2. Несколько наклоненный почерк:
• Характеристики: Буквы и строки наклонены в определенном направлении. Может быть легкий или средний наклон.
• Личностные черты: Эмоциональность, интенсивность, некоторая экспрессивность.
3. Курсивный почерк:
• Характеристики: Буквы написаны под углом, наклонены вправо. Стрелки и кривые часто присутствуют в тексте.
• Личностные черты: Творческий подход, живость, высокий уровень энергии.
4. Замкнутый почерк:
• Характеристики: Буквы закрыты (замкнуты), петли и круги могут быть маленькими. Строки близки друг к другу.
• Личностные черты: Решительность, скрытность, осторожность.
5. Раскрывающийся почерк:
• Характеристики: Буквы с открытыми петлями, пространство между словами, буквами и строками. Склонен к декоративности.
• Личностные черты: Открытость, коммуникабельность, стремление к новому.
Глава 2. Методология исследования 2.1 Анализ почерка и его лексико-стилистические особенности
Лексико-стилистический анализ почерка позволяет графологам исследовать языковые и стилистические особенности письма, выявляя связи между графическим выражением и личностными характеристиками писателя.
Анализ почерка и его лексико-стилистические особенности:
1. Размер и форма букв: Размер букв может свидетельствовать о степени эмоциональности и самооценки писателя. Большие буквы могут указывать на высокую эмоциональность, а мелкие — на интроверсию и осторожность.
2. Интервалы между буквами и словами: Узкие интервалы могут указывать на желание контроля и близости, тогда как широкие интервалы связаны с потребностью в пространстве и независимости.
3. Наклон букв: Наклон букв может отражать эмоциональное состояние. Вертикальный почерк может указывать на стабильность, а наклоненный — на эмоциональность и темперамент.
4. Структура слов и предложений: Анализ структуры слов и предложений помогает понять лексико-стилистические предпочтения. Длинные предложения могут свидетельствовать о склонности к детализации, а короткие — о конкретности мышления.
5. Использование подчеркиваний, стрелок и других декоративных элементов: Декоративные элементы могут указывать на креативность, экспрессивность и стремление к выделению важных моментов. Однако, их частое использование может свидетельствовать о некоторой экстравагантности.
6. Нажим пера на бумагу: Сильное давление может указывать на энергичность, интенсивность и настойчивость. Слабое давление может быть связано с чувствительностью и легкостью.
7. Стилистические приемы: Использование стилистических приемов, таких как курсив, подчеркивание или изменение размера шрифта, может говорить о стремлении выразить эмоции, акцентировать важные моменты или добавить творческий элемент в письмо.
8. Подпись: Особое внимание уделяется подписи, так как она часто считается ключом к пониманию личности. Размер, наклон, структура подписи могут раскрывать много о характере человека.
2.2 Расшифровка основных черт почерка
Расшифровка основных черт почерка в графологии может предоставить представление о личностных характеристиках писателя. Однако стоит помнить, что графология не является наукой в строгом смысле, и многие её аспекты остаются предметом дискуссий. Вот некоторые основные черты почерка и их возможные интерпретации:
Размер букв:
Большие буквы: Эмоциональность, открытость, стремление к вниманию.
Средние буквы: Уравновешенность, практичность, реалистичность.
Мелкие буквы: Акуратность, скрупулезность, осторожность.
Наклон букв:
Вертикальный почерк: Уравновешенность, стабильность, рациональность.
Наклоненный вправо: Эмоциональность, общительность, оптимизм.
Наклоненный влево: Резервированность, интроверсия, меланхолия.
Интервалы и пространство:
Узкие интервалы: Желание контроля, близость к окружающим.
Широкие интервалы: Независимость, потребность в пространстве.
Скорость написания:
Быстрый почерк: Оживленность, энергичность, скорость мышления.
Медленный почерк: Внимательность к деталям, тщательность, спокойствие.
Структура предложений:
Длинные предложения: Склонность к детализации, умение анализировать.
Короткие предложения: Конкретность мышления, ясность выражения.
Важно отметить, что каждая черта почерка следует анализировать в контексте других, поскольку комбинация факторов может давать более точное представление о личности писателя. При интерпретации результатов графологического анализа важно учитывать индивидуальные особенности и контекст ситуации.
Глава 3. Эмпирическое исследование 3.1 Проведение опроса с участием испытуемых
В своей исследовательской работе я решила поинтересоваться у 4 учащихся 11-го класса нашей школы, что они знают о своем почерке. Для этого я составила анкету из 5-ти вопросов для проведения исследования(приложение№1).
1 вопрос: Как часто вы изменяете стиль своего почерка? ответы были таковы
2 человека ответило, что почти никогда не меняют свой стиль почерка, 1 человек ответил что это зависит от настроения, и 1 человек ответил что довольно часто меняет свой стиль почерка.
2 вопрос: Как вы оцениваете размер своих букв?
3-ое опрошенный ответили, что считают размер своих букв средним, а 1 опрошенный ответил что его размер букв мелкий.
3 вопрос: Как вы подчеркиваете фразы в тексте?
3-ое опрошенных ответили, что никак не подчеркивают, а последний опрошенный ответил что подчеркивает слова которые хочет выделить
4 вопрос: Чувствуете ли вы разницу в своем почерке в различных эмоциональных состояниях?
3-ое опрошенных ответило что немного, но не всегда замечают изменения в своем почерке при извинении эмоциональных состояний, а 1 опрошенный ответил что его почерк не изменятся при изменении эмоционального состояния.
5 вопрос: Как вы оцениваете степень наклона своих букв?
2-ое опрошенных ответило что слегка наклоненный, 1 опрошенный ответил что его почерк заметно наклоненный, и 1 опрошенный ответил что его почерк переплетенный, с разными направлениями.
Собрав образцы почерка 4-х учащихся 11-го, я разобрала каждый почерка и вывила его вид.
1 образец
Проведя анализ данного почерка могу сделать следующие выводы: курсивный почерк: буквы написаны под углом, наклонены вправо. Стрелки кривые и часто присутствуют в тексте. Буквы мелкие это может говорит о том, что человек всегда и во всем проявляет осторожность. Интервалы между буквами узкие это может указывать на желание контроля и властвования. Предложение короткое это говорит о конкретности мышления. Почерк вертикальный это указывает на стабильность человека во всех его делах. Личностные черты: Творческий подход, живость, высокий уровень энергии.
2 образец
Исследуя данный почерк могу выявить следующие: Замкнутый почерк: буквы закрыты (замкнуты), петли и круги маленькие .Строки близки друг к другу. Размер букв мелкий это может указывать на интроверсию и осторожность. Данный почерк наклоненный это указывает на эмоциональность и темперамент личности. Интервалы между буквами узкие это может указывать на желание контроля и властвования. Смотря на данный образец мы можем сказать что присутствует сильное давление это может указывать на энергичность, интенсивность и настойчивость. Предложение длинное это свидетельствует о склонности к детализации. Личностные черты: Решительность, скрытность, осторожность
3 образец
Рассматривая анализ этого почерка хотелось бы сказать что: Данный почерк является аккуратным четкие, аккуратные буквы, равномерные интервалы между словами, ровные строки. Отсутствие смазывания и исправлений. Большие буквы могут указывать на высокую эмоциональность. А узкие интервалы могут говорить о желании контроля и близости. Почерк наклоненный это указывает — на эмоциональность и темперамент человека. Длинное предложение может свидетельствовать о склонности к детализации, разбора всего в подробностях. Декоративные элементы, подчеркивания могут указывать на креативность, экспрессивность и стремление к выделению важных моментов. Личностные черты: Организованность, скрупулезность, педантичность, аккуратность.
4 образец
Рассмотрев этот почерк и разобрав его я могу сделать следующие выводы: Почерк несколько наклоненный: Буквы и строки наклонены в определенном направлении. Может быть легкий или средний наклон. Большие буквы могут указывать на высокую эмоциональность. Очень узкие интервалы могут указывать на признак стабильности и надежности в отношениях с людьми. Наклоненный почерк говорит о эмоциональности человека. Длинное предложение может свидетельствовать о склонности к детализации, разбора всего в подробностях. Личностные черты: Эмоциональность, интенсивность, некоторая экспрессивность.
Заключение
На основе данного исследования я пришла к выводу, что тема, поднятая в моем проекте, актуальна. Полученные данные подчеркивают, что почерк является важным выражением личности, отражая не только структурные особенности, но и эмоциональное состояние писателя. Размер букв, наклон, использование декоративных элементов - каждая из этих черт имеет свою уникальную взаимосвязь с выбором лексики и стилистическим оформлением текста.
Таким образом, данное исследование не только подчеркивает важность взаимосвязи между физическим актом письма и лингвистическим выражением, но также предоставляет инструментарий для практического применения этих знаний в различных сферах деятельности человека.
Для того чтобы каждый желающий смог понять каким является его почерк я создала программу, с помощью которой можно узнать о виде своего почерка и его краткую характеристику.
Список литературы
Книга «Секреты почерка» И.Гольдбег
https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/17/50/00175097.bin.dir/00175097.pdf
Учебник «Лексикология русского языка» Л.Г.Бабенко
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1689/1/1335042_schoolbook.pdf
Книга « Российская психолингвистика: итоги и перспективы» под редакцией И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева
https://www.vsu.ru/ru/university/structure/communicate/pdf/monographs/ros-psy-ling.pdf
Книга «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении» Тараненко В.И
https://www.rulit.me/books/pocherk-portret-harakter-skrytaya-psihodiagnostika-v-prakticheskom-izlozhenii-read-439701-1.html
Книга «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души» - Ищенко Е.П.
https://litgid.com/read/pogovorim_o_grafologii_pocherk_zerkalo_dushi/page-2.php