Проверочная работа по теме «Клетка» 10 класс
1 вариант
1.Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Какие положения содержит клеточная теория?
1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.
2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом.
3) Клетки сходны по химическому составу.
4) Клетка — единица развития всех организмов.
5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению
6) Все клетки содержат молекулы ДНК.
3. Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) лизосомы
2) центриоли
3) рибосомы
4) вакуоли
5) лейкопласты
6) микротрубочки
4. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот
1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов
5. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
6. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) расщепляют биополимеры до мономеров
2) содержат соединённые между собой граны
3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
4) окисляют органические вещества с образованием АТФ
5) имеют наружную и внутреннюю мембраны
7. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется
1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов
2) синтезом глюкозы
3) фиксацией углекислого газа
4) протеканием процессов в строме хлоропластов
5) наличием фотолиза воды
6) образованием АТФ
8. Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.
1) выделение кислорода в атмосферу
2) образование углекислого газа, воды, мочевины
3) окислительное фосфорилирование
4) синтез глюкозы
5) гликолиз
6) фотолиз воды
9. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.
10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.
11.В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Проверочная работа по теме «Клетка» 10 класс
2 вариант
1.Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
2. Сходное строение клеток растений и животных — доказательство
1) их родства
2) общности происхождения организмов всех царств
3) происхождения растений от животных
4) усложнения организмов в процессе эволюции
5) единства органического мира
6) многообразия организмов
3. Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?
1) липиды
2) хлорофилл
3) РНК
4) углеводы
5) белки
6) ДНК
4. Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.
1) ядро
2) лизосомы
3) аппарат Гольджи
4) рибосомы
5) митохондрии
6) хлоропласты
5. Выберите особенности строения и функций хлоропластов
1) внутренние мембраны образуют кристы
2) многие реакции протекают в гранах
3) в них происходит синтез глюкозы
4) являются местом синтеза липидов
5) состоят из двух разных частиц
6) двумембранные органоиды
6. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) не делятся в течение жизни клетки
2) имеют собственный генетический материал
3) являются одномембранными
4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования
5) имеют двойную мембрану
7. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды
2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды
3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала
4) осуществляется синтез молекул АТФ
5) происходит фотолиз воды
8. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?
1) протекает в цитоплазме клетки
2) образуются молекулы ПВК
3) встречается у всех известных организмов
4) протекает процесс в матриксе митохондрий
5) наблюдается высокий выход молекул АТФ
6) имеются циклические реакции
9. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. При дыхании синтезируется глюкоза через ряд последовательных этапов. 2.На некоторых этапах энергия химических связей глюкозы используется для синтеза АТФ. 3. Дыхание начинается с соединения двух молекул пировиноградной кислоты. 4. Первичный процесс бескислородного дыхания происходит в цитоплазме. 5. В результате этого дыхания образуются две молекулы АТФ. 6. Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, на которое расходуется энергия АТФ.
11. В процессе трансляции участвовало 20 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
3 вариант
1. Рассмотрите предложенную схему и запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Обмен веществ
пластический
энергетический
Биосинтез белка
фотосинтез
Окислительноефосфорели-рование
Подготовите
льльный этап
?
2. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
ОСОБЕННОСТИ | | ВИДЫ |
А) мономер Б) полимер В) растворимы в воде Г) не растворимы в воде Д) входят в состав клеточных стенок растений Е) входят в состав клеточного сока растений 3.Сходное строение клеток растений и животных — доказательство 1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств 3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции 5) единства органического мира 6) многообразия организмов 4 .Выберите три процесса, происходящие на молекулярно-генетическом уровне жизни. 1) репликация ДНК 2) образование первичной структуры белка 3) митоз 4) мейоз 5) транскрипция 6) кроссинговер 5. Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания. 1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) вакуоли 5) лейкопласты 6) микротрубочки 6. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот 1) наличием нуклеоида в цитоплазме 2) наличием рибосом в цитоплазме 3) синтезом АТФ в митохондриях 4) присутствием эндоплазматической сети 5) отсутствием морфологически обособленного ядра 6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов 7. Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) хлоропласты 2) центральная вакуоль 3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии 5) аппарат Гольджи 8. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в 1) хлоропластах растений 2) каналах эндоплазматической сети 3) лизосомах клеток животных 4) органах пищеварения человека 5) аппарате Гольджи эукариот 6) пищеварительных вакуолях простейших 9. Сколько нуклеотидов будут кодировать 20 аминокислот? 10. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки молекулы ДНК. 11. Ген содержит 1500 нуклеотидов. В одной из цепей содержится 150 нуклеотидов А, 200 нуклеотидов Т, 250 нуклеотидов Г и 150 нуклеотидов Ц. Сколько нуклеотидов каждого вида будет в цепи ДНК, кодирующей белок? Сколько аминокислот будет закодировано данным фрагментом ДНК?
Вариант 4 .1. Рассмотрите схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. 2. Установите соответствие между классами органических веществ и выполняемыми ими функциями в клетке. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА | | ВЕЩЕСТВА | A) запасание энергии Б) сигнальная B) хранение генетической информации Г) перенос энергии Д) входит в состав клеточных стенок и мембран Е) реализация генетической информации (синтез белка) | | 1) углеводы 2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) |
3. К автотрофам относят 1) споровые растения 2) плесневые грибы 3) одноклеточные водоросли 4) хемотрофные бактерии 5) вирусы 6) большинство простейших 4. Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? 1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК 5. Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом. СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА | | ОРГАНОИД | A) двумембранный органоид Б) есть собственная ДНК B) имеет секреторный аппарат Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн Д) состоит из тилакоидов гран и стромы Е) одномембранный органоид 6. Выберите структуры, характерные только для растительной клетки. 1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы 5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи 7. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для митохондрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) не делятся в течение жизни клетки 2) имеют собственный генетический материал 3) содержат ферменты окислительного фосфорилирования 4) имеют двойную мембрану 5) участвуют в синтезе АТФ 8. Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки? 1) генная инженерия 2) микроскопирование 3) цитогенетический анализ 4) гибридизация 5) центрифугирование 9. Сколько аминокислот зашифровано в 150 нуклеотидах ДНК? 10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро. 4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.5) У всех эукариот есть хлоропласты.6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы. | | 1) хлоропласт 2) аппарат Гольджи | 11. В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот? Ответ поясните.
. | | 1) целлюлоза 2) глюкоза |
Э Эталон ответов
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1 | митохондрия | вакуоль |
2 | 135 | 125 |
3 | 145 | 145 |
4 | 156 | 156 |
5 | 346 | 236 |
6 | 12 | 13 |
7 | 234 | 23 |
8 | 235 | 456 |
9 | 20% | 180 нуклеотидов |
1 вариант
10. Ошибки допущены в предложениях 356:
1) 3 – восстановление углекислого газа происходит в темновой стадии
2) 5 – НАДФ·Н2 синтезируется в световой стадии.
3) 6 – темновая стадия протекает в строме хлоропластов
2. вариант
10. Ошибки допущены в предложениях: 1, 3, 6:
1) 1 – при дыхании глюкоза не синтезируется, а расщепляется в процессе гликолиза;
Или, При дыхании синтезируется АТФ через ряд последовательных этапов;
2) 3 – процесс дыхания начинается с образования двух молекул ПВК, а не с их соединения;
3) 6 – Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, в котором запасается энергия АТФ. (в процессе окислительного фосфорилирования запасается АТФ)
За исправление каждой ошибки по 1 баллу, максимально3 балла
1 вариант
11. 1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;
2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот, кодируют 30 триплетов;
3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 · 3 = 90.
2. вариант
11. 1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 20 тРНК соответствуют 20 аминокислотам, и белок состоит из 20 аминокислот;
2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 20 аминокислот, кодируют 20 триплетов;
3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 20 аминокислот, 20 · 3 = 60.
За каждый критерий с аргументаций по 1 баллу, максимально 3 балла
Номер задания | 3 вариант | 4 вариант |
1 | гликолиз | Кислород |
2 | 212112 | 122112 |
3 | 125 | 134 |
4 | 125 | 145 |
5 | 145 | 112212 |
6 | 156 | 235 |
7 | 12 | 13 |
8 | 346 | 25 |
9 | 60 | 50 |
10. 3 вариант
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения;
2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;
3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.
11.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
1) В кодирующей цепи ДНК в соответствии с правилом комплементарности нуклеотидов будет содержаться: нуклеотида Т — 150, нуклеотида А — 200, нуклеотида Ц — 250, нуклеотида Г — 150. Таким образом, всего А и Т по 350 нуклеотидов, Г и Ц по 400 нуклеотидов. 2) Белок кодируется одной из цепей ДНК. 3) Поскольку в каждой из цепей 1500/2=750 нуклеотидов, в ней 750/3=250 триплетов. Следовательно, этот участок ДНК кодирует 250 аминокислот. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
10. 4 вариант
3) В клетках прокариот имеется нуклеоид.
5) У эукариотов хлоропласты присутствуют только в зеленых клетках растений.
6) В синтезе белков эукариоты не могут использовать свободный азот атмосферы. В основном используется азот, входящий в состав минеральных солей и поступающий с пищей
11 4 вариант Пояснение.1) В процессе гликолиза при расщеплении 1 молекулы глюкозы образуется 2 молекулы пировиноградной кислоты и выделяется энергия, которой хватает на синтез 2 молекул АТФ.
2) Если образовалось 112 молекулы пировиноградной кислоты, то, следовательно расщеплению подверглось 112 : 2 = 56 молекул глюкозы.
3) При полном окислении в расчете на одну молекулу глюкозы образуется 38 молекул АТФ.
Следовательно, при полном окислении 56 молекулы глюкозы образуется 38 х 56 = 2128 молекул АТФ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
проверочной работы по биологии для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений
2017 год
1. Назначение проверочной работы
Проверочная работа по биологии проводится с целью:
1. Оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 10 классов по теме «Клетка»,
2. Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания при изучении в курсе биологии школы перечисленных тем.
3. Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения перечисленных тем.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание проверочной работы определяется следующими документами:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего полного образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
•Примерная программа общего полного образования по биологии. (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263).
3. Дата проведения проверочной работы – по КТП.
4. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы
Работа охватывает учебный материал, изученный в 10 классе. В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по элементам содержания изученной темы: «Клетка».
Приоритетом при конструировании проверочной работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса биологии, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении биологических процессов и явлений, решении задач.
5. Структура и содержание диагностической работы
Проверочная работа по биологии для 10 классов содержит 11 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности.
Работа включает следующие типы заданий:
Часть 1 включает 9 заданий – на множественный выбор, на определение соответствия, биологического понятия. Это - задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр или чисел. Слова или словосочетания
Часть 2 содержит 2 задания . Задание предполагает составление развернутого ответа на вопрос. Анализ биологической информации, нахождение и исправление ошибок в тексте.
Распределение заданий проверочной работы по частям представлено в таблице 1
Таблица 1
№ раздела | Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 9 | 16 | 72 | Задание с кратким ответом |
2 | Часть 2 | 2 | 6 | 28 | Задание с развернутым ответом |
| Итого: | 11 | 22 | 100 | |
6. Распределение заданий по уровню сложности
В работу включаются 2 задания базового уровня сложности, 7 заданий повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности (см. таблицу 2).
Таблица 2
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | % от общего максимального балла |
Базовый | 2 | 2 | 10 |
Повышенный | 7 | 14 | 64 |
Высокий | 2 | 6 | 26 |
Итого | 11 | 22 | 100 |
7. Время выполнения работы.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий с кратким ответом - до 4-6 мин
2) для задания с развернутым ответом – до12 минут.
8. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание 1, 9 оценивается 1 баллом. Задание считается
выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана
в инструкции по выполнению задания.
1. Задание с выбором ответа части 1 считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
2. За выполнение каждого из заданий 2-8 выставляется
2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если
допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
3. Задание с развернутым ответом оценивается с учетом правильности ответа. К заданию приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла (3 балла).
Верные ответы на задания с кратким ответом, образцы выполнения заданий с развернутым ответом приведены в «Критериях оценивания», которые предлагаются к каждому варианту работы. Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам выполнения всех заданий работы.
Оценивание учащихся по итогам тестирования по пятибалльной шкале:
22-20 баллов – отметка «5» |
19-16 баллов – отметка «4» |
15- 9баллов – отметка «3» |
8 баллов и ниже – отметка «2» |
Если учащийся получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по проверяемой теме и нуждается в дополнительном изучении материала и повторной диагностике.
Результат учащегося в пределах от 9 до 15 баллов говорит об усвоении им лишь наиболее важных элементов проверяемой темы, недостаточном владении формируемыми способами деятельности. Учащийся нуждается в серьезной коррекционной работе по проверяемой теме. Данный уровень усвоения соответствует отметке «удовлетворительно».
При получении 16-19 баллов учащийся показывает усвоение всех содержательных элементов проверяемой темы и оперирования ими на уровне выполнения стандартных учебных задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке «хорошо».
При получении 20-12 баллов учащийся демонстрирует освоение предметных знаний на уровне овладения достаточно сложными учебными действиями, умениями применять полученные знания на практике (при решении задач). Данный уровень усвоения соответствует отметке «отлично».
План проверочной работы по биологии для учащихся 10-х классов
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№ | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1. | Воспроизведение понятия | б | 1 | 2 |
2. | Клеточная теория | п | 2 | 2 |
3. | Нахождение верных ответов | п | 2 | 2 |
4. | Применение знаний строение клеток разных царств | п | 2 | 2 |
5. | Функции органоидов клетки | п | 2 | 2 |
6. | Выбор неверных ответов | Б | 2 | 2 |
7. | Процессы стадий фотосинтеза | п | 2 | 2 |
8. | Процессы энергетического обмена | п | 2 | 4 |
9 | Решение задачи на молекулярную биологию | б | 1 | 2 |
| Часть 2 | | | |
9 | Анализ биологической информации нахождение и исправление ошибок | в | 3 | 12 |
10. | Решение и аргументирование задачи на биосинтез белка | В | 3 | 12 |
| ИТОГО | 2Б 7П 2В | 22 | 45 мин |
Дополнительные материалы и оборудование во время проведения проверочной работы не требуются.