Учитель-логопед: Корнеева Юлия Александровна школа: МОУ «С (К) ОШИ № 52» г. Магнитогорска
Тема урока | Автоматизация звука Р в предложениях и связной речи | Тип урока: Повторение ранее изученного материала |
Целевые установки урока (для учителя) | Личностные: -воспитание положительного настроя к уроку; -развитие мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с учителем. Метапредметные: -повторение ранее изученного материала; -развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; -адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание. Предметные: -развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; -развитие силы голоса и выдоха; -развитие мелкой моторики; -развитие фонематического слуха; -развитие умения правильно произносить звук изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и связной речи; -развитие умения определять место звуков в слове; -развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы; -развитие навыка чтения; -развитие навыка письма. |
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) |
-повторение материала; -развитие артикуляционной и мимической мускулатуры; -развитие мелкой моторики; -развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения; -уточнение артикуляции звука [Р]; -закрепление умения правильно произносить звук [Р] в слогах и словах, предложениях и связной речи; -развитие умения соотносить звук [Р] с буквой Р; -развитие умения определять место звука в слове; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы; -развитие навыка чтения и письма. | -формирование самоконтроля; -развитие мотивов учебной деятельности; -развитие навыков конструктивного сотрудничества с учителем; -учебно-познавательный интерес к учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | -учет выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; -выполнение учебных действий в речевой и умственной форме; -установка причинно-следственных связей; -обобщение понятий; -использование речи для регуляции своего действия; -адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Дидактический материал: оформленная доска, предметные картинки, зеркало, распечатанный текст, эмблемы на звуко-буквенный анализ. | ЦОР -презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора. |
Ход урока |
Этап урока: Организационный момент. Приветствие. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Здравствуй! Я рада встречи с тобой! Как твои дела? Как настроение? Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы. | -ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -мотивационная основа учебной деятельности. |
Этап урока: Объявление темы урока. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, | Послушай, пожалуйста, слова и постарайся услышать первый звук в этих словах. Рак, рот, работа, ракушка, рука, рана. Сегодня на занятии мы будем снова учиться правильно произносить звук [Р] и вспомним букву, его обозначающую. | Слова начинаются со звука [Р]. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; |
Этап урока: Артикуляционная гимнастика. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает повторение учащимся действий по эталону. | -Чтобы правильно произнести звук [Р], нужно сделать гимнастику для языка. (Лягушка, Чашечка, Качели, Чистим верхние зубки, Маляр, Грибок, Гармошка, Лошадка) | Повторение движений за учителем. | -установка на здоровый образ жизни; -развитие артикуляционной и мимической мускулатуры. |
Этап урока: Анализ артикуляции. Развитие силы голоса и выдоха. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций. | Вспомним, что происходит с языком, губами, зубами когда мы произносим звук [Р]. При произнесении звука губы разомкнуты, язычок поднимается своим кончиком к альвеолам или бугорку, который находится во рту сверху, и вибрирует. Края языка приподняты к верхним боковым зубам. Голосовые связки вибрируют. Давай порычим как тигры. РРрррр. Дай характеристику звуку [Р]. Каким цветом обозначается? | Повторение движений за учителем. Звук [Р] - согласный, звонкий, твёрдый. Синим цветом. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие силы голоса и выдоха; -развитие умения произносить звук изолированно; -развитие устной речи через повторение предложений, ответы на вопросы. |
Этап урока: Пальчиковая гимнастика. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания. | Какой буквой будет обозначаться звук [Р]? (буквой Р р) Попробуй составить из счетных палочек букву Р печатную. Сколько их понадобиться? | Ответы на вопросы. Выполнение упражнения. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -развитие мелкой моторики; -установка на здоровый образ жизни. |
Этап урока: Развитие фонематического слуха, автоматизация в слогах, в словах. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает выполнение заданий учеником самостоятельно. | Развитие фонематического слуха. Сам придумай и назови слова, которые начинаются на звук Р. Сам придумай и назови слова, которые заканчиваются на звук Р. Автоматизация в слогах. Автоматизация в словах Дидактическая игра «Назови одним словом» Цели: -развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); -автоматизация звука [Р] в словах. Ход игры: ребенок должен послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р]. Окунь, лещ, щука – это… Лимон, виноград, груша – это… Трамвай, автобус, вертолет – это… Прятки, жмурки, догонялки – это… Кукла, пирамидка, мяч – это… Топор, молоток, грабли – это… Врач, продавец, парикмахер – это… Дидактическая игра «Догадайся, каким будет четвертое слово» Цели: -развитие мышления; -автоматизация звука [Р] в словах. Ход игры: ребенок слушает смысловые ряды и досказывает слово, которое подходит по смыслу. звука [Р] в этих словах: белка – дупло, лиса –… белка – орехи, корова – … сачок – бабочка, удочка – … поезд – рельсы, автобус – … солонка – соль, сахарница – … лиса – нора, медведь – … краски – художник, лекарства – … | Выполнение упражнения. Читает слоговые дорожки. рыбы фрукты транспорт игры игрушки инструменты профессии нора трава рыба дорога сахар берлога врач | |
Этап урока: Физкультурная минутка. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону. | Изобразить животных с речевым сопровождением. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.) Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом. (Кар-р-р-р.) А мама-ворона отвечает ему низким голосом. (Кар-р-р, кар-р-р.) | Повторение движений за учителем. | -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -установка на здоровый образ жизни. |
Этап урока: Автоматизация звука в предложениях и связной речи. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности для ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую деятельность. | Озаглавь. Запомни и назови слова со звуком [Р]. Нарисуй иллюстрацию к тексту. Вдруг небо помрачнело. Поднялся порывистый ветер. Закружились в воздухе листья. В парке замолкли птицы. В небе сверкнула яркая молния. Хлынул проливной дождь. | Читает текст, придумывает заголовок, списывает текст, выделяет изучаемый звук. | -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; -использование речи для регуляции своего действия; -умение произносить правильно звук в предложениях, связной речи. |
Этап урока: Заключительная часть. Итог. |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Этап предполагает оценку учащимся собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Что мы делали сегодня на уроке? Чему ты научился на уроке? Тебе понравился сегодняшний урок? Что вызвало затруднения? Осталось ли хорошее настроение, которое было в начале урока? Молодец. Мы вместе хорошо поработали. Выполняй упражнения для губ и язычка дома с мамой вечером. Урок окончен. Спасибо. | Ответы на вопросы учителя. Воспроизведение своих мыслей по поводу урока. | -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -адекватное восприятие оценки учителя; -адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности. |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД. В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах. Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), на этапе оценивания учащимся собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики. Познавательные УУД формируются во время работы со слогами, словами, предложениями, текстами; при выполнении заданий по развитию фонематического слуха; развитию звуко-буквенного анализа; на развитие мелкой моторики, на развитие силы голоса и выдоха; при выполнении логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д. Регулятивные УУД формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль). Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с ребенком обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок. |