СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое сила духа?" мастер - класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок  на тему "Что такое сила духа?"  (Подготовка к написанию сочинения -рассуждения 13.3)

Просмотр содержимого документа
«"Что такое сила духа?" мастер - класс»

 Технология развития критического мышления.  Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 13.3

Технология развития критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 13.3

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Сила духа (твердость духа) – высокая духовная, душевная стойкость. Толковый словарь Ожегова Дух - 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чей-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание).  
  • Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Сила духа (твердость духа) – высокая духовная, душевная стойкость.
  • Толковый словарь Ожегова
  • Дух - 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий боевой д. Поднять чей-н. д. (вселить бодрость, уверенность). Не падать духом (не отчаиваться). Пасть духом (утратить душевную энергию, отчаяться). Присутствие духа (полное самообладание).
  •  
Крылатые выражения о силе духа    Василий Александрович Сухомлинский : «Сила духа делает человека непобедимым». Юрий Гагарин: «Главная сила в человеке - это сила духа».

Крылатые выражения о силе духа

  • Василий Александрович Сухомлинский : «Сила духа делает человека непобедимым».
  • Юрий Гагарин: «Главная сила в человеке - это сила духа».
Сочинение 13. 3 Как Вы понимаете значение слова...? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Сочинение 13. 3

Как Вы понимаете значение слова...?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

13.3. Композиция сочинения- рассуждения Второй пример ( из жизненного опыта)+ комментарий Основная часть. Доказательства. Первый пример (из текста)+ комментарий Комментарий определения Вступление. Тезис. Толкование значения слова Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

13.3. Композиция сочинения- рассуждения

Второй пример ( из жизненного опыта)+ комментарий

Основная часть. Доказательства.

Первый пример (из текста)+ комментарий

Комментарий определения

Вступление. Тезис. Толкование значения слова

Заключение. Вывод

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Вступление. Тезис. Дать толкование слова- значит… раскрыть понятие; дать характеристику; сказать другими словами; определить смысл слова.

Вступление. Тезис. Дать толкование слова- значит…

  • раскрыть понятие;
  • дать характеристику;
  • сказать другими словами;
  • определить смысл слова.

Вступление. Толкование значения слова.  Способы толкования лексического значения слова. Синонимический способ Дискуссия- спор. Зодчий- архитектор. Оригинал- подлинник. Усвоить- изучить, выучить. Выбор- путь. Гордый- высокомерный, надменный. Аморальный- безнравственный. Перечислительный способ Морфема- приставка, корень, суффикс, окончание. Цитрусовые- лимон, апельсин, мандарин. Времена года- осень, зима. весна, лето.

Вступление. Толкование значения слова. Способы толкования лексического значения слова.

Синонимический способ

Дискуссия- спор. Зодчий- архитектор.

Оригинал- подлинник. Усвоить- изучить, выучить.

Выбор- путь. Гордый- высокомерный, надменный.

Аморальный- безнравственный.

Перечислительный способ

Морфема- приставка, корень, суффикс, окончание.

Цитрусовые- лимон, апельсин, мандарин.

Времена года- осень, зима. весна, лето.

Вступление. Толкование значения слова.  Способы толкования лексического значения слова. Описательный способ Источник- то, что даёт начало чему- либо, служит основой чего- либо. Наглядность- то, что можно непосредственно наблюдать, созерцать. Отрицательный способ Беспорядок- отсутствие или нарушение порядка. Злоба- отсутствие доброты. Безответственный- лишённый ответственности.

Вступление. Толкование значения слова. Способы толкования лексического значения слова.

Описательный способ

Источник- то, что даёт начало чему- либо, служит основой чего- либо.

Наглядность- то, что можно непосредственно наблюдать, созерцать.

Отрицательный способ

Беспорядок- отсутствие или нарушение порядка.

Злоба- отсутствие доброты.

Безответственный- лишённый ответственности.

Основные способы толкования слова Описательный способ  Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Синонимический способ Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее.

Основные способы толкования слова

Описательный способ

Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

Синонимический способ

Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее.

Сочинение 9.3 Как Вы понимаете значение слов СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слов СИЛА ДУХА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:

один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Комментарий тезиса. Данное определение необходимо прокомментировать, то есть дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия. Удачный пример . Говоря о силе, мы обычно подразумеваем физическую форму и выносливость. Однако имеется и другое понятие сильного человека. Оно относится к людям, преодолевшим жестокие удары судьбы: тяжелые болезни, потерю близких и другие сложные испытания. В данном случае речь идет о внутренней силе, помогающей стойко справляться с любыми невзгодами.

Комментарий тезиса.

Данное определение необходимо прокомментировать, то есть дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия.

  • Удачный пример .
  • Говоря о силе, мы обычно подразумеваем физическую форму и выносливость. Однако имеется и другое понятие сильного человека. Оно относится к людям, преодолевшим жестокие удары судьбы: тяжелые болезни, потерю близких и другие сложные испытания. В данном случае речь идет о внутренней силе, помогающей стойко справляться с любыми невзгодами.

Приём «Денотатный граф»  по теме «СИЛА ДУХА старика Пешеходова» шли бросались без отдыха задержали грудью на амбразуру подняли Танки на Курской дуге не вернулись знамя над рейхстагом во всех солдатских могилах

Приём «Денотатный граф» по теме «СИЛА ДУХА старика Пешеходова»

шли

бросались

без отдыха

задержали

грудью на амбразуру

подняли

Танки на Курской дуге

не вернулись

знамя над рейхстагом

во всех солдатских могилах

Основная часть. Аргументы. В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 аргумента- примера : из указанного текста; из жизненного опыта (свидетельство очевидцев; случай действительно имевший место в жизни автора; читательский опыт и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Основная часть. Аргументы.

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 аргумента- примера :

  • из указанного текста;
  • из жизненного опыта (свидетельство очевидцев; случай действительно имевший место в жизни автора; читательский опыт и т.п.).

Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

Переход к рассуждению.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

  • Попробуем разобраться в смысле данного понятия.
  • Как можно понять это определение?
  • Попробуем объяснить данное определение.

Приёмы ТКРМ:   Приём «Чтение с остановками» используется для осмысления содержания текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет.

Приёмы ТКРМ:

Приём «Чтение с остановками» используется для осмысления содержания текста.

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет.

Приёмы ТКРМ:  Приёмы «Слова- маркеры» и «Дерево предсказаний» применяются на стадии «осмысления». Приём «Слова маркеры» эффективно применяется для создания комментария тезиса и для написания аргумента №1 (из художественного текста). В предложенном тексте обучающиеся выделяют ключевые слова, важные для раскрытия смысла, идеи текста, сюжета, необходимого для обоснования тезиса. Приём «Дерево предсказаний» По ключевым словам, написанным на доске, спрогнозировать сюжетную канву (кратко). Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Приёмы ТКРМ:

Приёмы «Слова- маркеры» и «Дерево предсказаний» применяются на стадии «осмысления».

Приём «Слова маркеры» эффективно применяется для создания комментария тезиса и для написания аргумента №1

(из художественного текста).

В предложенном тексте обучающиеся выделяют ключевые слова, важные для раскрытия смысла, идеи текста, сюжета, необходимого для обоснования тезиса.

Приём «Дерево предсказаний»

По ключевым словам, написанным на доске, спрогнозировать сюжетную канву (кратко).

Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Источники для аргументов на основе жизненного опыта: Исторические факты. Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ. Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и т.д. Примеры из читательского опыта. Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни). Особую роль отводим работе над аргументами из читательского опыта, так как это является подготовкой к написанию сочинения этого на ЕГЭ по русскому языку, а также к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе. Если ребёнок строит аргумент на основе жизненного опыта, он должен уметь его правильно подать: убрать лишнюю событийную конкретику, имена, высветить саму суть. При использовании высказываний известных людей не рекомендуется использовать кавычки, так как часто цитаты детей неточны, что приводит к фактическим ошибкам. Когда мы будем говорить о критериях оценивания сочинения, критерий 2 оценивает аргумент. Один аргумент должен быть из текста, второй аргумент из жизни. Если ученик приведет оба аргумента из текста, то теряет 1 балл.

Источники для аргументов на основе жизненного опыта:

  • Исторические факты.
  • Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ.
  • Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и т.д.
  • Примеры из читательского опыта.
  • Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Особую роль отводим работе над аргументами из читательского опыта, так как это является подготовкой к написанию сочинения этого на ЕГЭ по русскому языку, а также к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе.

Если ребёнок строит аргумент на основе жизненного опыта, он должен уметь его правильно подать: убрать лишнюю событийную конкретику, имена, высветить саму суть.

При использовании высказываний известных людей не рекомендуется использовать кавычки, так как часто цитаты детей неточны, что приводит к фактическим ошибкам.

Когда мы будем говорить о критериях оценивания сочинения, критерий 2 оценивает аргумент. Один аргумент должен быть из текста, второй аргумент из жизни. Если ученик приведет оба аргумента из текста, то теряет 1 балл.

При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём  «Тонкие» и «толстые» вопросы»: Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу. Какова сила духа народа? Кого можно назвать сильным духом? В чем заключается сила духа? Почему во время войны советский народ одержал победу? Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной.

При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»:

Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу.

Какова сила духа народа?

Кого можно назвать сильным духом?

В чем заключается сила духа?

Почему во время войны советский народ одержал победу?

Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной.

Включение примеров. Для включения в сочинение примеров- аргументов можно использовать следующие речевые клише : Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение… подтверждает мысль о том, что… Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Включение примеров.

Для включения в сочинение примеров- аргументов можно использовать следующие речевые клише :

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
  • Предложение… подтверждает мысль о том, что…
  • Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
  • Это определение можно доказать на таком примере.
  • В подтверждение приведу также пример из жизни.
Заключение. Вывод. Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезисам и аргументам. Начать заключение можно вводными словами (значит, итак, следовательно, таким образом) или речевыми клише (мы пришли к выводу, подводя итог, делая вывод из вышеизложенного, в заключение хочу сказать, что...).

Заключение. Вывод.

Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезисам и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами (значит, итак, следовательно, таким образом) или речевыми клише (мы пришли к выводу, подводя итог, делая вывод из вышеизложенного, в заключение хочу сказать, что...).

 2 АРГУМЕНТ из читательского опыта исторические факты пример из жизненного опыта

2 АРГУМЕНТ

  • из читательского опыта
  • исторические факты
  • пример из жизненного опыта
 «Жизнь, овеянная славой» В свои неполные 24 года Азамат был Гвардии старший лейтенант, заместитель командира 3 парашютно-десантной роты по воздушно-десантной подготовке, 1 парашютно-десантного батальона, 108-го гвардейского десантно-штурмового Кубанского казачьего Ордена Красной Звезды полка. Награжден медалью «За Отвагу». 19 января 2023 года погиб… Орденом Мужества Азамат Муратович Готыжев награжден посмертно.

«Жизнь, овеянная славой»

В свои неполные 24 года Азамат был Гвардии старший лейтенант, заместитель командира 3 парашютно-десантной роты по воздушно-десантной подготовке, 1 парашютно-десантного батальона, 108-го гвардейского десантно-штурмового Кубанского казачьего Ордена Красной Звезды полка.

Награжден медалью «За Отвагу».

19 января 2023 года погиб…

Орденом Мужества Азамат Муратович Готыжев награжден посмертно.

Помнить! Сочинение нужно писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО,  чтобы написанное можно было  прочитать  без труда.

Помнить!

Сочинение нужно писать не только

ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО,

РАЗБОРЧИВО,

чтобы написанное можно было

прочитать

без труда.


Скачать

© 2024, 123 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!