СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что мы знаем о цветах?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится во внеурочное время. Можно пригласить учителя биологии и учителя  ИЗО. Но могут и старшеклассники выступить биологами и художниками (учащиеся с хорошими художественными способностями). Если есть возможность, можно пригласить профессионального художника.

Просмотр содержимого документа
«Что мы знаем о цветах?»


Тема урока: Что мы знаем о цветах?

(комбинированный урок: поэзия, ботаника, живопись)




Цели: 1) усвоение отличительных признаков художественного и научного

стилей;

2) вызвать интерес к поэзии;

3) воспитывать умение видеть прекрасное.

Ход урока.

Мероприятие проводится во внеурочное время. Можно пригласить учителя биологии и учителя ИЗО. Но могут и старшеклассники выступить биологами и художниками (учащиеся с хорошими художественными способностями). Если есть возможность, можно пригласить профессионального художника.


1.Слово учителя. (Слайд 1: Тема урока)

В русской литературе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Поэты и писатели ассоциируют состояние своей души и души героев с состоянием природы, ищут помощь и ответы в своих исканиях и размышлениях, «отраду измученной душе», уединение от светской жизни.

- Попробуйте сейчас вспомнить строчки из стихотворений русских поэтов о природе. («Мороз и солнце, день чудесный», «Люблю грозу в начале мая», «Отговорила роща золотая», «Буря мглою небо кроет», «Унылая пора…» и т.д.)

В классической русской поэзии очень часто поэты и писатели одушевляют природу, наделяют ее мыслью и чувствами.

Слайд 2 «Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И.Тютчев.

О природе можно говорить много и долго. Наверно, нет ни одного поэта и писателя, который не писал бы о природе (Пришвин, Тургенев, Есенин, Волошин, Фет, Тютчев и многие другие)

Но сегодня мы поговорим о цветах. Ботаника, поэзия, живопись – вот те точки соприкосновения, при изучении которых возникают новые возможности для постижения природы. Одни из вас будут ботаниками, другие – писателями, а может и поэтами, третьи – художниками (делить класс лучше по способностям детей). Помогать нам будут учителя ИЗО, биологии.

С ранней весны и до поздней осени цветут в садах и парках цветы. Они украшают улицы, букеты цветов стоят в наших комнатах. Светлее и радостнее становится на душе, когда нам дарят цветы.

Польза цветов – в их красоте. А красота, как известно, спасет мир.

Но ботаник, художник, поэт смотрят по-разному на один и тот же цветок.

2. Слайд 3. Эта часть урока посвящена гвоздике. (Можно ещё поставить живую гвоздику в вазу).

Учитель:

Всем известен этот цветок. Вглядитесь, рассмотрите его внимательно. Слайд 4.

(художники могут начать делать наброски)

Это сейчас селекционеры вывели разного цвета сорта гвоздики. А первоначально она была красная или бардовая.

Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении. Послушайте этот миф. (пока ученик рассказывает легенду о гвоздике, на экране показывают слайды, на которых показаны художественные полотна с изображением гвоздики)


Подготовленный ученик.

Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.

Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии.

Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом - невинно пролитую кровь.


- Как опишет ее поэт? А писатель?


- А чем будет отличаться текст о гвоздике в художественном стиле от текста в научном или учебно-научном стиле?

Группа писателей попробует описать гвоздику, можно в прозе, можно и в стихах. Не забывайте, что можно использовать сравнения, эпитеты, причастия и причастные обороты.

Художники продолжают работать, они изобразят гвоздику на полотне.


Группа ботаников с помощью энциклопедического словаря и дополнительной литературы (заранее подготовить) составляют описание гвоздики с точки зрения науки ботаники (на всю работу отводится 5 – 7 минут).

После того как учащиеся выполнят работу и прочитают, что у них получилось, учитель читает стихи поэтов.

Послушайте детское стихотворение Е. Серовой:


Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонек?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денек.

Или ещё одно стихотворение, уже более серьёзное:

Этот цветок говорит нам о многом,

Словно овеянный громом боев.

Пламя хранит он и в вырезе строгом

Алых, упругих своих лепестков.

Как узнаваем этот цветок в стихах поэтов!

-А сейчас сравним описание гвоздики в художественном стиле и в научном.

Выступление ботаников (Учитель биологии проверяет правильность и полноту ответов, дополняет). Слайд 5.

Вот такой видят гвоздику представители науки биологии. А какой представляют гвоздику ценители искусства, живописцы?

Художники показывают и рассказывают, какой они изобразили гвоздику.

Полотна вывешиваем на доску или в специально отведённое место.

Слайд 6 Посмотрите на картины художников, которые изображали гвоздику на натюрмортах.


3. А вот еще один прекрасный цветок – нарцисс. Слайд 7

- Вспомните и расскажите легенду о превращении юноши Нарцисса в цветок (если учащиеся забыли, рассказывает учитель). Слайды 8-10

С древних времен, любуясь цветами, поэты одушевляли их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории. И мы с вами попробуем создать свою поэтическую историю о нарциссе в художественном стиле, тип – описание.

- Какие эпитеты можно использовать при описании этого цветка? (нежно-белый, лучистый и т.д.)

- Попробуйте подобрать подходящие причастия, причастные обороты.

Выступление ботаников. Слайд 11. Ботаники создают словарную статью в учебно-научном стиле, учитель дополняет.

У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, В Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов. А в Англии им так же увлекались, как в Голландии тюльпанами.

В заключение разговора о нарциссе художники показывают, каким они увидели этот цветок. А вот как известные художники изобразили этот красивый цветок Слайды 12-13.

Показ рисунок наших художников и вывешивание на доску.


4. Слайд 14 Куст сирени.

Вы, наверно, прекрасно представляете эти темно-зеленые листочки и на их фоне гроздья мелких цветков.

О сирени тоже сложена легенда.

Подготовленный ученик:

«Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на Землю. И там, куда падали лучи, распустились цветы желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени». Легенда возникла в северных странах, и можно подумать, что сирень всегда росла только на севере. Но это не так. Сирень родом из Персии.

- Попробуйте описать сирень так, чтобы инопланетяне поняли, что это за цветок, и могли представить его.

Это задание можно провести как устное рисование (по 1-2 предложению скажет каждый ученик).

Слово ботаникам.

Сирень из семейства маслинных, родственница оливам. 400 лет назад ее привезли в Вену, оттуда она быстро распространилась по Европе.

Демонстрация эскизов сирени, сделанных нашими художниками.

5. Послушайте стихотворение еще об одном цветке.

Дожди посетить нас забыли ли,

Иль впрямь загостилась жара,-

Но свежи в саду только лилии,

Головки качая с утра.

Нельзя и назвать их усталыми,

В жаре изнывают кусты

Они же, склоняясь бокалами,

Все также свежи чисты.

Немало на вскопанном круге их

Весной посадить мы могли,

И тянут их стебли упругие

Прохладные соки земли.

А возле, кружа эскадрильями,

Жужжащий ведя хоровод,

Над белыми, алыми лилиями

Пчелиное племя снует.

Белые лилии получили свое название от древнегальского слова «ли-ли» – «белый-белый».

6. Домашнее задание учащиеся получают также группами. Художники рисуют лилию, ботаники дают научные сведения, писатели и поэты описывают, то есть создают художественный текст.

Дополнительное задание: какие произведения, стихи, романсы, картины написаны об этом цветке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!