СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имен прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Число имен прилагательных. Цель: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе; выделять в предложении словосочетания.

Просмотр содержимого документа
«Число имен прилагательных.»

Тема: Число имен прилагательных.

Цель: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе; выделять в предложении словосочетания.

Ход урока.




I.Орг. момент

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Валерьевна. Проверьте готовность к уроку. На партах должны лежать учебник, тетрадь, ручка и карандаш.


II.Актуализация знаний

-К вам сегодня на урок пришел олененок Бэмби. Он хочет посмотреть как вы работаете на уроке.

-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Посмотрите на доску. Бэмби предлагает вам прочитать самостоятельно текст.

-ОН просит вас выписать из предложения словосочетания с именами прилагательными. Укажите число и в единственном числе – род имен прилагательных, выделите окончания.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Появилась молодая травка. Прогудел первый шмель.

-Все записали словосочетания?

-Как определить окончание имени прилагательного?

-В мужском роде какие окончания?

-Какие окончания в женском роде?

-Какие окончания в среднем роде?

-Какие словосочетания вы выписали и укажите окончание, род имен прилагательных в ед. числе.





-Молодцы, Бэмби хвалит вас.



-Учащиеся читают текст.



-Учащиеся выполняют задание.












-По вопросу, по роду.


-ый, -ий, -ой.

-ая, -яя.

-ое, -ее.

-Весеннее солнце-ср.р, веселая капель-ж.р., крикливые воробьи,

говорливые ручейки,

молодая травка-ж.р., первый шмель-м.р..

III.Самоопределение к деятельности

(Работа в парах)

-Ребята, Бэмби приготовил вам работу в карточках, они лежат у вас на столах.

-Разделите имена прилагательные на две группы.

Белые, пушистый, весёлая, быстрые, огромное, аккуратные.


-Прочитайте слова по группам.






-По какому признаку вы распределили слова?





Сформулируйте тему урока.


-Правильно. Мы сегодня продолжаем работать с числом имен прилагательных.


-Ребята, посмотрите на нашу лесенку знаний. На каком месте мы находимся?









-Ед. число: пушистый, весёлая, огромное.

Мн. Число: белые, быстрые, аккуратные.

-Имена прилагательные в единственном и множественном числе.


-Число имен прилагательных.




-На второй ступеньке. Потому что мы уже изучали число имен прил.

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику. с 80 упр. 139.

-Откройте учебник на стр. 80.

-Бэмби просит нас выполнить упражнение 139 на стр. 80.

-Запишите в тетради упражнение 139.

-Прочитайте задание.

-Что нас просят сделать в этом упражнении?




-Ребята, прочитайте первое предложение.

-Ребята, какое прилагательное вставим в первое предложение? Эти прил. мы можем найти в словах для справок в конце упражнения.

-В каком числе мы его поставим?


-Молодцы. Запишите первое предложение к себе в тетрадь.

-Объяснит нам орфограмму в слове рОмашки ……

-Какую букву ты написал(а)?

-Почему?



-Молодец.

-Объяснит орфограмму слова гОловками …….

-Какую букву ты написал(а)?

-Почему?


-Как мы ее проверим?



-Молодец.

-В слове кАчают объяснит нам орфограмму …..

-Какую букву ты написал(а)?

-Почему?


-Как мы ее проверим?



-Молодец.

-Ребята, прочитайте второе предложение. Какое прилагательное мы напишем?

-В каком числе мы его напишем?


-Молодцы. Запишите это предложение в тетрадь.

-Какая орфограмма в слове гвОздички?



-Как мы его проверим?



-Молодец.

-Ребята, прочитайте третье предложение. Какое прилагательное мы напишем?

-В каком числе мы его напишем?


-Запишите третье предложение к себе в тетрадь.

-В каких словах пропущены буквы?


-Какая орфограмма в этих словах?


-Молодцы.

-Прочитайте четвертое предложение. Какое прилагательное мы запишем?

-В каком числе?


-В каких словах пропущены буквы?

-Какая орфограмма в слове лепесТками?



-Какая орфограмма в слове хОтят?


-Как проверим?

-Молодцы.

-Прочитайте пятое предложение.

Какие прилагательные мы впишем?

-В каком числе мы напишем слово Фиолетовый?


-Слово красный в каком числе мы напишем?

Спешите последнее предложение в тетрадь.

-Какая орфограмма в слове попрОсили?


-Как проверим?

-Молодцы ребята.

-Теперь вам нужно придумать начало и конец к данному тексту.

-Кто придумал?



-Найдите слово гвоздика в орфографическом словаре.

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Запомните написание этого слова.

Материал для учителя.

В слове гвоздики, поставьте ударение. Если оно окажется на первом слоге, то получатся гвоздики. И неспроста. Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. Древнерусское слово звучало почти также: гводьникы, а гвозди старинные – деревянные, еще больше напоминают ее семена.

Существует и другое толкование. Цветок назван за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.

Упражнение 140.

-Ребята, олененок Бэмби просит нас выполнить упражнение 140 на стр. 81.

-Прочитайте задание.


-Что нам нужно сделать в этом упражнении?




-Прочитайте самостоятельно текст.

-Как автор описывает птиц?






-Ребята, почему дятлы получили такие названия?

-Ребята, прочитайте первое предложение, какие орфограммы в этом предложении?







-Спишите это предложение.

-Прочитайте второе предложение.

-Какие орфограммы в этом предложении?













-Прочитайте третье предложение.

-Какие орфограммы в этом предложении?




-Молодцы. Спишите это предложение.

-Прочитайте последнее предложение.

-Какие орфограммы в этом предложении?




-Спишите это предложение.





К Доске выйдет и выполнит звуко-буквенный разбор слова ЖИВУТ ….. , а остальные самостоятельно в тетради.





-Теперь давайте отдохнем.






-Учащиеся читают.

-Списать, вставляя пропущенные буквы и имена прилагательные в нужном числе.

-Учащиеся читают.




-Белый.

-Во множественном числе-белые.

-Учащиеся пишут.




-О.

-Безударная гласная в корне, словарное слово.




-О.

-Безударная гласная в корне.

-Подберем однокоренное слово-головы.




-А.

-Безударная гласная в корне.

-Подберем однокоренное слово-качка.



-Алый.

-Во множественном числе-алые.

-Учащиеся пишут.


-Безударная гласная в корне, словарное слово.

-Подберем однокоренное слово-гвоздь.


-Голубой.


-Во множественном числе-голубые.

-Учащиеся пишут.


-кОлОкольчики, гОловками.

-Безударная гласная в корне.



-Синий.


-Во множественном числе-синие.

-лепесТками, хОтят.

-Непроизносимая согласная в корне слова.

-Безударная гласная в корне.

-Однокоренное слово хочет


-Фиолетовый, красный.

-Во множественном числе.

-В единственном числе.

-Учащиеся пишут.


-Безударная гласная в корне.

-Однокоренное слово попросит.

-Учащиеся думают.


-Учащиеся по желанию рассказывают.





-Учащиеся пишут.



















-Учащиеся читают задание.

-Списать, вставляя пропущенные буквы и выделить окончание имен прилагательных.

-Учащиеся читают.

-У обоих – красные шапочки на голове. Оперение тоже пестрое: перья и черные, и белые и красные.

-Потому что у них пестрое оперение.


-В слове жИвут орфограмма-жи-ши пиши с буквой И. В слове бОльшой орфограмма-безударная гласная в корне.

-Учащиеся пишут.

-Учащиеся читают.

-В слове бОльшой орфограмма-безударная гласная в корне. В слове сквОрца орфограмма-безударная гласная в корне. В слове вОрОбья орфограмма-безударные гласные в корне, проверочное слово воробышек, словарное слово.

-Учащиеся читают.

-Слово гОлОве орфограмма-безударные гласные в корне, словарное слово.

-Учащиеся пишут.

-Учащиеся читают.

-В слове опЕрение орфограмма-безударная гласная в корне. В слове чЕрные орфограмма-буква ё после шипящих в корне. (Под ударением пишется-ё).


Живут – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Ж-согл., зв., тв.,

И-гл., безуд.,

В-согл., зв., тв.,

У-гл., уд.,

Т-согл., гл., тв.,

V.Физминутка.

Дружно встали – раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.


VI.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику. Стр. 81, упр. 141.

-Бэмби просит выполнить упражнение 141 на стр. 81.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в этом упражнении?







-Прочитайте первое предложение.

Какое прил. вставим?

-Запишите первое предложение в тетрадь.

-Прочитайте второе предложение.

-Какое прил. вставим в это предложение?

-Запишите второе предложение в тетрадь.

-Молодцы ребята.

-Прочитайте третье предложение.

-Какое прил. мы вставим в это

предложение?

-Спишите третье предложение в тетрадь.

-Ребята, прочитайте четвертое предложение.

-Какое прил. вставим в это предложение?

-Спишите предложение в тетрадь.

-Прочитайте пятое предложение.

-Какое прил. вставим?

-Запишите предложение в тетрадь.

-Прочитайте последнее предложение.

-Какое прил. нужно вставить?

-Спишите последнее предложение в тетрадь.

-Молодцы ребята. Бэмби хвалит вас.

-Найдите слово животное в орфографическом словаре.

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Составьте предложение со словом животное, запишите.

-Запомните написание этого слова.

Материал для учителя.

Это слово заимствовано из старославянского языка. Животьно – от слова живот, что значит «жизнь».




-Учащиеся читают.

-Вставить в предложения подходящие по смыслу прил., записать составленные предложения.

-Учащиеся читают.

-Толстый.

-Учащиеся пишут.


-Учащиеся читают.

-Длинные.

-Учащиеся пишут.



-Учащиеся читают.

-Маленькая.


-Учащиеся пишут.

-Учащиеся читают.


-Узкая.

-Учащиеся пишут.

-Учащиеся читают.

-Поздняя.

-Учащиеся пишут.

-Учащиеся читают.

-Грустное.


-Учащиеся пишут.




-жи-ши пиши с буквой И, и окончание –ое имени прилагательного.

VII.Рефлексия

-Ребята посмотрите на нашу лесенку знаний, а теперь на каком мы месте?

-Почему не в самом верху?

-Выше середины.


-Потому что мы будем в дальнейшем изучать число имен прилагательных.

VII.Итог урока.

-Что мы сегодня с вами закрепили?


-Как мы можем узнать число имени прилагательного?

-На какой вопрос отвечает имя прилагательное во множественном числе, и какие имеет окончания?

-Как изменяются имена прилагательные?

-Число имен прилагательных.

-По числу имени существительного.


-Какие. Имеет окончание –ие, -ые.


-Имена прилагательные изменяются по родам кроме множественного числа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!