Общая часть |
Предмет | Русский язык | 4 класс | ФИ учащейся |
Тема урока | Род и число имен прилагательных |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний и умений |
Цель | Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: число и род |
Задачи | - учить умению определять имена прилагательные в устной и письменной речи; -развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать; -воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
- актуализировать знания о родовых окончаниях имен прилагательных; - уметь изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; - подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; - находить в тексте словосочетания существительных с именами прилагательными; - определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; -уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений | Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | -развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях, -формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности; -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. |
Коррекция нарушений развития ребенка | Коррекция внимания: развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей). Коррекция памяти: работать над запоминанием и воспроизведением учебного материала. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; установление логических и причинно-следственных связей). Коррекция речи: расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. |
Основные понятия и термины | Имена прилагательные, род и число имен прилагательных |
Средства обучения | Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки с ребусами; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1334103 |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Форма обучения | Индивидуальная |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
I. Организационный момент | -Проверь, все ли готово к уроку? -Выбери смайлик своего настроения (Слайд ) -Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа» | Осуществляет проверку Выбирает на слайде смайлик Выполняет запись в тетради | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой. |
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний Минутка чистописания. Работа с предложением | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие слова называют синонимами? – Какие слова называют антонимами? – Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитай составленное с любым именем прилагательным предложение. Проводит минутку чистописания - Запиши данные буквосочетания: (Слайд ) ые ие ый ий ая яя ое ее - Скажи какой частью слова являются данные буквосочетания? У какой части речи они встречаются? -Прочитай предложение, объясни пропущенные орфограммы. (Слайд ) В м_розный ден_ на ветк_ дер_ва в_села б_льшая к_рмушка. -Еще раз почитай предложение запомни его и запиши по памяти в тетрадь. -Найди в предложении прилагательные и выдели у них окончания. | Читает, аргументирует Отвечает на вопросы. Выполняет чистописание. Оценивает правильность написания Отвечает на вопросы. Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует | Личностные: развитие навыка сотрудничества со взрослым Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе имеющихся знаний Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Предлагает сформулировать тему и задачи урока. -Сравни данные слова в левом и правом столбике, определи, что в них общего и, чем они отличаются? красивый красивые дальний дальние - Сравни следующие прилагательные, чем они отличаются? красный красная красное - Сформулируй тему, цель и задачи урока – Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя прилагательное, уточним понятия «род» и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных. | Отвечает на вопросы. Анализирует, обобщает и отвечает на вопросы Обсуждает и формулирует тему и цель урока с помощью учителя. Определяет задачи урока. | Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. |
IV. Обобщение и систематизация знаний о числе и роде имен прилагательных 1. Работа с учебником по определению числа имени прилагательного (упр.75 стр. 50) 2. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного 3.Работа с ребусами | -Открой учебник на стр. 7, найди упр.9 -Прочитай текст, определи тему и главную мысль, подбери заголовок. -Посмотри на изображения птиц на слайде и скажи, какие птицы изображены и нет ли среди них лишней? (Слайд ) -Найди в тексте имена прилагательные. С какой частью речи «дружат» прилагательные? -Выпиши 7 предложение, выдели окончания прилагательных. -Как определить число имени прилагательного? -Определи число данных прилагательных, используя алгоритм. -Какие окончания имеют прилагательные в единственном и во множественном числе? -Прочитай зашифрованные в ребусах слова и определи какие из них относятся к теме текста из упражнения (санки, радуга, синица, груша, зима) | Находит упражнение, отвечает на вопросы и выполняет задание Соотносит иллюстративный материал с текстом учебника, делает выводы, аргументирует свое мнение Под руководством учителя составляет алгоритм по определению числа имени прилагательного: -найти существительное к которому относится, -задать вопрос от существительного к прилагательному, - выделить окончание, -по вопросу и окончанию определить число имени прилагательного Отгадывает ребусы, соотносит слова с текстом, убирает лишние, аргументируя свой выбор | Личностные: осознание своих возможностей в учении. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и имеющихся знаний. Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
Физкультминутка | Включает видео физкультминутку под музыку | Выполняет движения. | |
4. Наблюдение над языковым материалом по определению рода имени прилагательного 5. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного | -Прочитай строки из детской песни и скажи какое имя прилагательное повторяется в тексте? (Слайд ) Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют. –Что изменяется у прилагательного «оранжевый»? С чем это связано? -На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода и какие окончания имеют? - На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какие окончания имеют? - На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие окончания имеют? | Выводит языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия «род» имени прилагательного Отвечает на вопросы и выполняет задание, заполняя таблицу: Род | Вопрос | Родовые окончания | Мужской | Какой? | -ой, -ый, -ий | Женский | Какая? | -ая, -яя | Средний | Какое? | -ое, -ее | Под руководством учителя составляет алгоритм по определению рода имени прилагательного: -найти существительное к которому относится, -задать вопрос от существительного к прилагательному, - выделить окончание, -по вопросу и окончанию определить род имени прилагательного | Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: активное использование речевых средств в диалоге и монологе. |
V. Закрепление теоретических знаний в условиях выполнения практических упражнений 1. Игра «рассыпанные слова» 2. Самостоятельная работа в печатной тетради (с.5 упр.8) 3. Интерактивное задание https://learningapps.org/1334103 | Организовывает работу -Берешь карточку, по цифрам собираешь рассыпанное существительное, подбираешь к нему подходящее прилагательное, определяешь род и число в соответствии с алгоритмом. -Открой печатную тетрадь на с.5, найди упр.8, прочитай задание и выполни его самостоятельно. (дописать родовые окончания имен прилагательных) -Заполни пропуски, определи основные признаки имени прилагательного. | Слушает инструкции и выполняет, опираясь на составленные алгоритмы Выполняет самостоятельную работу в соответствии с заданием. Выполняет задание, работая в компьютере | Личностные: формирование мотивации к работе на результат. Познавательные: ориентирование в интерактивном задании. Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме. |
VI. Информация о домашнем задании | Инструктаж по выполнению домашнего задания: с. 8 упр. 11 | Записывает домашнее задание в дневник | Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его. |
VII. Рефлексия (подведение итогов урока) | -Какую задачу ставили в начале урока? -Удалось решить поставленную задачу? -Что понравилось? -В чем были затруднения? -Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов: (Слайд ) Работала засучив рукава Била баклуши Поломала голову Считала ворон по сторонам Зарубила на носу -Какой смайлик соответствует твоему настроению сейчас? (Слайд ) | Отвечает на вопросы. Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке Выбирает на слайде смайлик | Коммуникативные: владение монологической формой речи. Познавательные: самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении |