СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былины. "Предания старины глубокой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках литературы 6-11 класса. Для учеников есть возможность использовать материал при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Былины. "Предания старины глубокой"»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…   Сборник материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе.   Автор-составитель: Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского   языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г. Пскова.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…

Сборник материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Автор-составитель: Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г. Пскова.

Былины  Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький  Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время. В. Аникин

Былины

Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М. Горький

Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.

В. Аникин

НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА. Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма. Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804г. Впервые термин «былина» был введен Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839г.

НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА.

Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.

Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804г.

Впервые термин «былина»

был введен Иваном Сахаровым

в сборнике «Песни русского народа» в 1839г.

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.  Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.

Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины»  введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве»,  что значило «согласно фактам».

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя

ударениями.

Впервые термин «былины»

введён Иваном Сахаровым

в сборнике «Песни

русского народа» в 1839

году, он предложил его исходя

из выражения «по

былинам» в «Слове о полку

Игореве»,

что значило «согласно фактам».

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин . Гильфердинг, Александр Фёдорович

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин .

Гильфердинг, Александр Фёдорович

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля — декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова — «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

 Былина:  Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв.  Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В.М.Васнецова «Богатыри».

Былина:

Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв.

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например: картина В.М.Васнецова «Богатыри».

ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

ВИДЫ БЫЛИН

1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ).

2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

МИР БЫЛИНЫ. Пространство и время условные, необычные. Герои одни и те же, борются с фантастическими существами. Место действия - Киев – столица русской земли. Время действия - правление князя Владимира (10 -12 в.в.)

МИР БЫЛИНЫ.

  • Пространство и время условные, необычные.
  • Герои одни и те же, борются с фантастическими существами.
  • Место действия - Киев – столица русской земли.
  • Время действия - правление князя Владимира (10 -12 в.в.)
 Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности.

Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Классификация былин по содержанию Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.) Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон») Былины, близкие к историческим песням Былины пародийного характера

Классификация былин

по содержанию

Былины героического содержания (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.)

Социально-бытовые былины (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.)

Былины волшебно-сказочного содержания (их немного «Подсолнечное царство», «Нерассказанный сон»)

Былины, близкие к историческим песням

Былины пародийного характера

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни — старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями людей.

«Святогор». 1942 Николай Константинович Рерих

«Святогор». 1942

Николай Константинович Рерих

Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович , Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Младшие богатыри

Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович , Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Периоды развития былин Киевский 10-11 века Владимиро- Алёша Попович Суздальский и Добрыня Никитич Илья Муромец Новгородский Садко, Микула Селянинович

Периоды развития былин

Киевский 10-11 века

Владимиро-

Алёша Попович

Суздальский

и Добрыня Никитич

Илья Муромец

Новгородский

Садко,

Микула Селянинович

Былины разделяют на два цикла: Новгородский Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. «Старшие богатыри»:  - Святогор  - Вольга  - Микула Селянинович Киевский События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира. Герои этих старин («младшие богатыри»):  - Илья Муромец  - Добрыня Никитич  - Алеша Попович  - Михайло Потык  - Ставр Годинович  - Чурило Пленкович  На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.

Былины разделяют на два цикла:

  • Новгородский
  • Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве.
  • «Старшие богатыри»:

- Святогор

- Вольга

- Микула Селянинович

  • Киевский
  • События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира.
  • Герои этих старин («младшие богатыри»):

- Илья Муромец

- Добрыня Никитич

- Алеша Попович

- Михайло Потык

- Ставр Годинович

- Чурило Пленкович

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ  ОТЛИЧИЯ     ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Герои былин.

ИМЕНА

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Памятник Илье Муромцу в г. Муроме

Памятник

Илье Муромцу

в г. Муроме

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

АЛЁША ПОПОВИЧ

АЛЁША ПОПОВИЧ

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913—1918

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913—1918

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ ОТЛИЧИЯ   ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Герои былин.

ИМЕНА

ОБЩЕЕ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ОТЛИЧИЯ

ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН. Запев (для привлечения внимания). Завязка действия ( поручение). Развитие действия. Кульминация (подвиг богатыря). Развязка действия (расправа с врагом). Исход.

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

  • Запев (для привлечения внимания).
  • Завязка действия ( поручение).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (подвиг богатыря).
  • Развязка действия (расправа с врагом).
  • Исход.
Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть. «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Художественные особенности былин

В тексте былины находим приметы реальной русской старины.

В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря.

Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.

«Сказывание» (напевная интонация)

Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.)

Повторы Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) Синонимы Сравнения Уменьшительные и увеличительные суффиксы Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям). Использование речетативов Отсутствие рифмы

Повторы

Постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.)

Синонимы

Сравнения

Уменьшительные и увеличительные суффиксы

Приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям).

Использование речетативов

Отсутствие рифмы

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА. Речитатив (полупение). 12-14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от1-го до 3 –х слогов. Последнее ударение на третьем слоге от конца. Повторение предлогов, междометий.

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.

  • Речитатив (полупение).
  • 12-14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от1-го до 3 –х слогов.
  • Последнее ударение на третьем слоге от конца.
  • Повторение предлогов, междометий.
Изобразительно-выразительные средства былин Эпитеты:  травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля… Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая… Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает… Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки… Параллелизм: Не проехать тут пехотою,  На коне не проехать тут.  Не пролетывал тут ворон черный,  Серый зверь тут не прорыскивал.

Изобразительно-выразительные средства былин

Эпитеты: травушка-муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля…

Повторы: а и черно-черная, черно-черная, как перо ворона; нагнано-то темной силушки тьма тьмущая…

Гипербола: скачет конь богатырский выше лесов дремучих; чуть ниже облака ходячего; мелки реченьки; озерца перескакивает…

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки…

Параллелизм: Не проехать тут пехотою,

На коне не проехать тут.

Не пролетывал тут ворон черный,

Серый зверь тут не прорыскивал.

Из истории былины «Вольга и Микула Селянинович» Былина о Вольге и Микуле – новгородская.   Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Из истории былины «Вольга и Микула

Селянинович»

Былина о Вольге и Микуле – новгородская.

Исследователи относят её возникновение к XIV – XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Герои Былины   «вольга и микула селянинович» Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея.  Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову «волхв», указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе. Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях. С Вольгой связано три сюжета:  1) Его рождение.  2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию).  3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.

Герои Былины «вольга и микула селянинович»

Князь Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея.

Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову «волхв», указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе.

Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях.

С Вольгой связано три сюжета:

1) Его рождение.

2) Поход на Индию (согласно некоторым вариантам на Турцию).

3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.

Герои Былины «вольга и микула селянинович»

Микула Селянинович – оратай, пахарь, обладающий недюжинной силой.

Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.

  Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.

  В одних вариантах: узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками.

В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.  

Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин , т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь ( оратай ), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории. В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.  «У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.  «Вот шилом пяты, носы востры,  Вот под пяту-пяту воробей пролетит,  Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Микула — по-современному Николай,

а Селянинович означает, что он

селянин , т. е. живет в селе.

Он это как раз и подчеркивает:

де, я простой мужик-пахарь

( оратай ), не князь, не дружинник

и не богатырь).

Село от слова селиться на земле,

определенной территории.

В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Эпический герой

герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Какова основная мысль былины?  ( Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь . Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Какова основная мысль былины?

( Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь . Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

Новгородская Былина «садко» Садко - герой новгородских былин , гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира. В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич , построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.

Новгородская Былина «садко»

Садко - герой новгородских былин , гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.

В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич , построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море.

Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.

Михайло Потык ( Михайло Иванович Потык или Поток ) —  богатырь  новгородского цикла; известен только в северно-русских  былинах  как красавец и змееборец.
  • Михайло Потык ( Михайло Иванович Потык или Поток ) —  богатырь  новгородского цикла; известен только в северно-русских  былинах  как красавец и змееборец.
былинный богатырь Мифология Местность Русь Пол мужской Занятие Былинный богатырь Отец Иван Супруга Авдотья Лебедь Белая Связанные персонажи Змей , добрая  Ведьма ,  Илья Муромец Характерные черты единственный богатырь из былин, бывший в царстве мёртвых и вернувшийся Упоминания «Михайло Потык»

былинный богатырь

Мифология

Местность

Русь

Пол

мужской

Занятие

Былинный богатырь

Отец

Иван

Супруга

Авдотья Лебедь Белая

Связанные персонажи

Змей , добрая  Ведьма ,  Илья Муромец

Характерные черты

единственный богатырь из былин, бывший в царстве мёртвых и вернувшийся

Упоминания

«Михайло Потык»

На охоте Михайло Иванович встречает лебедя, который превращается в девушку — Авдотью Лебедь Белую, Лиховидевну (или дочь Вахрамея). Он женится на ней и оба дают зарок: если кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Умирает Авдотья. Потока вместе с её трупом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Поток убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу.

На охоте Михайло Иванович встречает лебедя, который превращается в девушку — Авдотью Лебедь Белую, Лиховидевну (или дочь Вахрамея). Он женится на ней и оба дают зарок: если кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле.

Умирает Авдотья. Потока вместе с её трупом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Поток убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу.

По другим былинам, жена опоила Потока и обратила в камень, а сама сбежала с царём  Кощеем . Товарищи (Илья, Алёша и другие) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую. На сказочный характер былин о Потоке указано было не раз  Ф. И. Буслаевым , О. Миллером,  А. Н. Веселовским ,  Всеволодом Миллером  и  М. Г. Халанским  с приведением многих параллелей из сказок почти всех европейских народов. Оборотничество Лебеди Белой — черта, коренящаяся в области  языческих воззрений  и, наряду с опусканием Потока живьём в могилу, отклик давно прошедшего времени. Воскрешение, а равно и исцеление с помощью змеиной и вообще чьей-либо крови — мотив очень развитый в средневековой легендарной литературе .

По другим былинам, жена опоила Потока и обратила в камень, а сама сбежала с царём  Кощеем . Товарищи (Илья, Алёша и другие) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую.

На сказочный характер былин о Потоке указано было не раз  Ф. И. Буслаевым , О. Миллером,  А. Н. ВеселовскимВсеволодом Миллером  и  М. Г. Халанским  с приведением многих параллелей из сказок почти всех европейских народов.

Оборотничество Лебеди Белой — черта, коренящаяся в области  языческих воззрений  и, наряду с опусканием Потока живьём в могилу, отклик давно прошедшего времени. Воскрешение, а равно и исцеление с помощью змеиной и вообще чьей-либо крови — мотив очень развитый в средневековой легендарной литературе .

Имя Потока пытались объяснить влиянием или заимствованием из болгарской житийной литературы (Михаил из Потуки — святой воин из XI века, в фольклоре боровшийся с драконом)) сопоставляют его с древнерусским именем «Пътка» — птица. В общем, вся былина о Потоке имеет гораздо большее сходство с западноевропейскими (смотрите  Вальтер ), чем с азиатскими сказками, хотя в ней не лишены интереса некоторые совпадения русских былин о Потоке с эпизодами поэмы о  Гессер Хане , монгольском богатыре. Но есть мнение, где Поток является Потоком, Потыком — то есть от слова птица, из-за того что в сказке о Медведко его выносит птица в свой край, тогда Михайло полностью соответствует богатырю сказки и они с Медведком одно лицо [ источник не указан 1759 дней ] . В балладе Алексея Константиновича Толстого «Поток-богатырь» [1]  выведен неожиданный образ Потока как путешественника во времени: богатырь засыпает и оказывается в XVI веке, во временах Ивана Грозного, затем засыпает снова и оказывается в современном автору XIX веке, а в конце стихотворения засыпает в третий раз.

Имя Потока пытались объяснить влиянием или заимствованием из болгарской житийной литературы (Михаил из Потуки — святой воин из XI века, в фольклоре боровшийся с драконом)) сопоставляют его с древнерусским именем «Пътка» — птица. В общем, вся былина о Потоке имеет гораздо большее сходство с западноевропейскими (смотрите  Вальтер ), чем с азиатскими сказками, хотя в ней не лишены интереса некоторые совпадения русских былин о Потоке с эпизодами поэмы о  Гессер Хане , монгольском богатыре.

Но есть мнение, где Поток является Потоком, Потыком — то есть от слова птица, из-за того что в сказке о Медведко его выносит птица в свой край, тогда Михайло полностью соответствует богатырю сказки и они с Медведком одно лицо [ источник не указан 1759 дней ] .

В балладе Алексея Константиновича Толстого «Поток-богатырь» [1]  выведен неожиданный образ Потока как путешественника во времени: богатырь засыпает и оказывается в XVI веке, во временах Ивана Грозного, затем засыпает снова и оказывается в современном автору XIX веке, а в конце стихотворения засыпает в третий раз.

Былины — это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями. Былины — это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Святогор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы. Весь богатырский эпос глубоко патриотичен : главная его идея — защита и единство русской земли, православной веры .

Былины — это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями.

Былины — это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Святогор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы.

Весь богатырский эпос глубоко патриотичен : главная его идея — защита и единство русской земли, православной веры .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!