Профилактика буллинга в школьной среде. Козлова И. В. – учитель математики, педагог- организатор
Буллинг- это длительный процесс, сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребенку.
Школьное насилие
– это вид насилия, при котором имеет
место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.
Виды школьного насилия:
насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр .
Эмоциональное
(эмоциональное напряжение,
унижение, снижение самооценки)
отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д .
Физическое
(нанесение физической травмы)
избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
Смешанный буллинг
В отношении одного или
нескольких группой лиц
Моббинг = Буллинг
( те же средства, те же формы, те же последствия)
Буллинг
В отношении одного или нескольких кем-то
Боссинг
Сэндвич-мобинг
Моббинг
Вертикальный буллинг
Факторы, способствующие буллингу в школе:
- Личностные (особенности обидчика и пострадавшего)
- Семейные (особенности воспитания, детско-родительские отношения)
- Средовые (в школе нет политики по этому поводу)
- Ситуационные (есть наблюдатели и тогда набирает обороты, нет взрослых способных вмешаться).
- Социальные (эконом факторы, гендерные стереотипы, влияние СМИ)
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки;
– особенности поведения;
– особенности внешности;
- неразвитые социальные навыки;
– неуспешность в учебе;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
– болезни;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Факторы, способствующие буллингу
в классе
- Отсутствие контроля за поведением на переменах
- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников
- Равнодушие, как установка со стороны педагогов
Типы адаптации детей к психотравме:
- Активное сопротивление
- Пассивное сопротивление
- Отказ от сопротивления
- Бегство от травли
- Проблемно-усугубляющее поведение
- Трудности с успеваемостью в школе
- Трудности с социализацией
- Трудности самоопределения
Последствия опыта участия в буллинге для детей-буллеров
5
«невмешательский»
подход
подход
«твердой руки»
«возмемся
за руки»
Подходы школ к решению буллинга
- Буллинг- это нарушение прав человека.
- Международное законодательство:
- Всеобщая декларация прав человека ООН ст.5,1948 г.
- Декларация прав ребенка ООН, Принцип 9, 1959 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка , ст. 19.1, 1989 год.
- Российское законодательство:
- Кодекс об Административных правонарушениях РФ , ст. 5.61, 2013 год
- Уголовный Кодекс РФ , ст. 128.1, 2012 год
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
Вторичная профилактика - выявление у подростков патологических последствий буллинга и оказание квалифицированной комплексной помощи. Третичная профилактика - реабилитация детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли.
Алгоритм действия по реагированию на случаи насилия в школе (ЮНЕСКО 2015 г.)
- Информирование других участников образовательного процесса
- Немедленное вмешательство
- Оказание первой помощи пострадавшему
- Разбор и регистрация случаев
- Принятие воспитательных и дисциплинарных мер, завершение случая.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина . (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Кибербуллинг (cyberbullying)-
одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи
Информационно-коммуникационных
технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов.
- перепалки (флейминг);
-нападки (постоянные атаки);
-клевета;
-самозванство;
-выманивание конфиденциальной информации;
-изоляция;
-киберпреследование;
-хеппислепинг
Типы кибербуллинга
Кибербуллинг: как помочь ребенку. (Фонд Развития Интернет)
- Успокоить. Не ругать.
- Разобраться в ситуации вместе с ним (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).
- Собрать доказательства (Скриншоты экрана).
- Научить правильно реагировать на агрессора ( игнорирование обидчика, блокировка обидчика, черный список, удаление аккаунта).
- Обратитесь за помощью:
- к администратору ресурса
- Если в травле участвуют ученики школы – к директору
- Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
Спасибо за внимание!