Тема: Проверка безударной гласной в двусложных словах.
Тип урока: выведение нового способа действия.
Цель урока: создание условий для выведения учащимися способа проверки безударной гласной в двусложных словах.
- способствовать усвоению способа проверки безударной гласной в двусложных словах;
- учащиеся анализируют проблемную ситуацию, обсуждают ее в малой группе, строят предположения и обосновывают их;
- учащиеся взаимодействуют в паре при проговаривании способа проверки безударной гласной в двусложных словах, контролируют напарника;
- учащиеся оценивают результат работы другого по применению способа и формулируют рекомендации.
Идея урока заключается в том, чтобы через проблемную ситуацию учащиеся увидели способ проверки безударной гласной.
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Этап урока | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. Личностные УУД | создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу") | Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают. Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. | Слайд 2 |
2. Актуализация знаний | Учитель актуализирует знаний детей о гласной – ударной и безударной | Минутка чистописания Рассмотрите запись. Какие буквы будем писать: гласные или согласные. Что вы знаете о них? | Слайд 3 |
Проблемная ситуация Выявление места и причины затруднения Познавательные УУД | ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Учитель организует проблемную ситуацию Приходи сегодня вечером с м…чом, сыграем. | Орфографическая разминка Сын письмо писал отцу и поставил точку. Дочка позже к письмецу приписала строчку. Наизусть отрывок из стих. «Письмо отцу» В военное время все хотели, чтобы родные поскорей вернулись домой живыми, здоровыми. Особенно детям не хватало внимания родных людей. Ведь все папы, дедушки сражались с врагами, защищая Родину. Были настоящими патриотами. Спишите предложение, вставьте пропущенную букву. Проверка. Какую букву вставили, докажи? Какой вариант правильный. Вернёмся к тексту и выясним, кто приписал строчку. А для девочек, что ближе меч или мяч? | Слайд 4, 5,6 Списывают предложение, выполняют задание Доказывают, что пропущенная буква находится в слабой позиции, её надо проверить. |
3. Этап постановки учебной задачи. Целеполагание Регулятивные УУД | Организует целеполагание | Кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока? -Безударная гласная в двусложных словах. Какую цель можно поставить сегодня на уроке? Озвучьте ее. -Научиться правильно писать слова с безударным гласным в двусложных словах, уметь подбирать проверочные слова. | Слайд 7, 8 Дети формулируют цель урока – научиться проверять безударную гласную в двусложных словах. |
4.Этап изучения нового материала. Включение в систему знаний Проговаривание способа, «Речевая фаза» Выведение способа действия Построение проекта выхода из затруднения Пальчиковая гимнастика Регулятивные УУД | Учитель обобщает ответы детей, организует анализ предложенных способов действий при проверке безударной гласной в двусложных словах Учитель организует процесс включения речевой фазы при усвоении нового способа проверки безударной гласной | На какие вопросы будем учиться отвечать? Гипотеза Если гласный в слабой позиции, то его надо проверять Срвним свои выводы с данными в учебнике. Формулируют способ проверки: чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква была под ударением Работа по учебнику: стр.105. Прочитайте правило. Выполнение упр. 184 (комментированное письмо) Вывод: В безударном слоге пишется такая же буква, что и в ударном. | Слайд 9, 10 |
Физминутка. | | | Слайд 11 |
Работа в парах Коммуникативные УУД Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | По образцу тр.. па совы гл..за тропка с..ва звон л..сок глаз м..док лес гр..за грозы зв..нок земли Вывод: В проверяемом и проверочных словах пишется одна и та же гласная. | Памятка. Учащиеся проговаривают способ (фронтальная работа) Слайд 12,13 (проверка) |
5. Апробация способа проверки безударной гласной в двусложных словах.
Работа в группах Коммуникативные УУД | Учитель предлагает поработать в группах Задания в карточках с разными способами проверки безударной гласной ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ГРУППАХ ПЕРВИЧНОЕ ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ | Правило работы в группе. У каждой группы на столе лежит листочек с образцом выполнения задания. Работаем чётко по инструкции. 1,2 группа: подобрать проверочное слово – один, много: р.ка, тр.ва, бл.ны, п.тно, д.ма. 3,4 группа: подобрать проверочное ласковое слово: р.ка, тр.ва, бл.ны, п.тно, д.ма. 5,6 группа: подобрать проверочное слово- маленький, большой: л.сёнок, сл.нёнок, т.грёнок, л.сёнок, к.тёнок. Прочитайте способы проверки безударной гласной. Вывод | Слайд 14, 15 Учащиеся работают в группе, подбирают проверочные слова согласно инструкции. |
6.Этап закрепления изученного материала. (меняются тетрадями) Взаимопроверка | | Памятка. Напиши в безударном слоге ту букву, которая пишется в ударном слоге Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна и та же гласная. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву, устно подбирите прове рочные слова. Ш…рока стр…на м…я р…дная. Много в ней л…сов, п…лей и рек! Гипотеза подтверждена | Слайд 16 Слайд 17, 18 Слайд 19 |
7. Лесенка успеха | Самостоятельная работа | Самооценка | Слайд 20, 21 |
8. Этап информации о домашнем задании | | 1 уровень. Теория стр.105,упр.185 2 уровень. Теория стр.105,зашифруй пять слов с безударной проверяемой гласной | Слайд 22 |
9. Рефлексия Этап подведения итогов. | Организует рефлексию | Давайте подведем итог урока. Какая тема была на уроке? Какую цель ставили на урок? Кто может рассказать, какие способы проверки безударной гласной можно применять? Оценивание | Слайд 23, 24 Слайд 25 |