Тема урока: Деление десятичных дробей (продолжение)
Ход урока:
Орг. момент
2. Актуализация знаний
Работа в группах:
- Разделите дроби на две группы : те, которые можно представить в виде десятичных и те, которые нельзя? Затем обсудим, что у вас получилось.
(, при разложении знаменателя несократимой дроби на простые множители встречаются только цифры 2 и 5)
- Какие способы представления обыкновенной дроби в десятичную вы знаете? (приведение к знаменателю 10, 100, 1000… и деление уголком числителя на знаменатель)
- Вы уже умеете делить десятичные дроби, давайте вспомним правило деления десятичных дробей.
3. Постановка проблемы:
- Следующее задание выполняем в тетради. Запишите число и тему урока. Необходимо найти значение выражения, ответ выразить десятичной дробью. На доске записаны примеры:
.
Учащиеся выполняют самостоятельно.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Во всех ли примерах вы смогли найти значение выражения?
4. Изучение нового материала
- Ребята, что же получается, что при делении 2,5 на 0,9 всегда получается остаток 7, значит, деление никогда не закончится. А что же делать? Ведь частное этих чисел существует. Как же его найти? (Мы можем перейти к обыкновенным дробям и найти частное: 2
- Почему деление уголком оказалось бесконечным? Вернемся к нашим примерам и посмотрим, почему в остальных примерах частное мы смогли выразить десятичной дробью. (В знаменателе дроби при разложении на простые множители 3*3, эту дробь нельзя представить в виде десятичной)
- Как определить, когда деление будет «бесконечным»? (когда частное равно обыкновенной дроби, которую нельзя обратить в десятичную)
- Как быстрее найти значение этого выражения? Как посчитать проще?
- Давайте вспомним, когда мы знакомились с делением десятичных дробей, мы записывали частное в виде дроби и, используя основное свойство дроби, умножали числитель и знаменатель на 10,100,1000 и т.д., чтобы делитель был натуральным числом. Воспользуемся этим приемом и посмотрим, а почему мы не смогли в последнем примере выразить ответ в виде десятичной дроби.
)- ражения? которую нельзя обратить в десятичную)
- Подведем итоги: что же делать, если деление оказывается «бесконечным», как записать значение частного? В таких случаях ответ необходимо записать в виде обыкновенной дроби.
5. Закрепление нового материала: Учащиеся решают № 434(а,б,в,г), 435(а,б,в,г) самостоятельно с последующим обсуждением примеров. Во время обсуждения учитель пишет решение на доске.
6. Итоги.
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с делением «уголком», которое никогда не заканчивается. Почему иногда деление оказывается «бесконечным»? Как найти частное, если деление «уголком» оказалось «бесконечным»?
7. Д/З: П. 4.5 читать, № 434(д,е,ж,з,и), 435(д,е,ж,з)
Спасибо всем за урок!
1