СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа "200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского"»

Беседа

«200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского. Светоч эпохи»

11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений.

Тема беседы: "Ф.М. Достоевский. Светоч эпохи"

Эпиграф:

«Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)

Цель: Усвоить особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.

Задачи беседы:

Образовательные:

Способствовать изучению обучающимися биографии и творчества писателя.

Развивающие:

- формировать умение анализировать эпизод текста.

- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

- формировать умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.

Форма беседы: комбинированная беседа

Оборудование беседы:

• Портрет писателя.

• Произведения писателя.

• Выставка произведений писателя.

• Мультимедиапроектор, презентация по творчеству.

ХОД БЕСЕДЫ

Организационный момент. (3 минуты)

Вступительное слово воспитателя (сообщение цели и задач) (2 минуты):

Сегодня мы поговорим с вами об одном из писателей, о котором М. Горький говорил так: "Гениальность его неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру".

На экране проектора появляются фотография Достоевского.

Цель беседы: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.

Слово воспитателя: Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества. Позднее он скажет: сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Основная часть

Слово воспитателя: Достоевский прожил насыщенную жизнь, и в творчестве его можно найти множество совпадений с фактами биографии.

У вас на парте лежат вопросы, на которые вы должны ответить, познакомившись сегодня с творчеством Ф.М. Достоевского.

Вопросы:

1.Родился будущий писатель в Москве, а где провел последние годы жизни и какой город считал «гнилым», «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлеченным»;

Ответ: Петербург

2.Кого из близких потерял Достоевский через месяц после смерти Пушкина – и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?

Ответ: его мать

3.С какого романа началась литературная деятельность Достоевского?

Ответ: «Бедные люди»

4.Что получил в подарок Достоевский и потом берег всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти?

Ответ: Евангелие.

5.Что является Главным мерилом человечности у Достоевского?

Ответ: Жертвенность.

6. Почему Достоевский оказался на каторге?

Ответ: был участником революционного социалистического кружка Петрашевского.

7. Какая тема является главной в творчестве Достоевского?

Ответ: жизнь маленького человека, униженного обществом.

Гимназисты получили опережающее задание и подготовили презентацию, давайте послушаем их.

1 гимназист: (опережающее задание с показом слайдов из жизни писателя) (5 минут) Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, родился в 1821 году в Москве. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины. Он работал в больнице для бедных, писатель с детства видел чужую боль и беду, научился сочувствовать больным людям. Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…» Воспитывался до 16 лет в Москве. 1837 год эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.

В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать — Евангелие. Эта же самая книга остается с ним на каторге в остроге. Ее подарили ему жены декабристов. Ее же он открыл в день смерти.

1842-м году окончил военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе неотразимо. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей. Весною 1849 года он был арестован вместе со многими другими за участие в политическом заговоре против правительства, имевшем социалистический оттенок. Был предан следствию и высочайше назначенному военному суду. После восьмимесячного содержания в Петропавловской крепости был приговорен к смертной казни – расстрелу. Но приговор исполнен не был: было прочитано смягчение приговора и Достоевский был, по лишении прав состояния, чинов и дворянства, сослан в Сибирь в каторжную работу на четыре года, с зачислением по окончании срока каторги в рядовые солдаты. Больше всего поразил писателя тот факт, что острожники с ненавистью встретили их - дворян - за их атеизм. В письме к брату отмечал: «Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны… Что за чудный народ…Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений», расшатывалась старая «вера» , незаметно вырастало новое мировоззрение. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. После каторги возвращает себе титул. В 1859 году, будучи в падучей болезни, нажитой еще в каторге, был уволен в отставку и возвращен в Россию, сначала в г. Тверь, а затем в Петербург. Здесь Достоевский начал вновь заниматься литературой.

Слово воспитателя: (1 минута):

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский утверждал понимание Человека как величайшей тайны, перед которой бледнеют все научные загадки, и говорил о своем страстном желании разгадывать эту тайну всю свою жизнь.

Давайте познакомимся с некоторыми его произведениями. Главное отметить для себя, что практически все происходящее в жизни автора, отразилось в его произведениях. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди»

2 гимназист читает (опережающее задание 4 минуты), другой обучающийся вместе с ней читает фразы из текста "Бедные люди" - 1845-1846 гг. Показ слайдов с иллюстрациями к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы.

Достоевский вводит эпитет «маленький человек» и этим определением дает заглавие своих произведений.

Роман "Бедные люди" это роман-переписка двух главных героев. Такой вид написания романа называется эпистолярным.

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия. Заканчивается переписка героев в день свадьбы Вари. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Макар Девушкин: "Иногда и поклон лишний и унижение изъявляешь, не от чего иного как от припадка доброты душевной и от излишней мягкости сердца."

Варя Доброселова: "Моя мечтательность изнуряет меня."

Макар Девушкин: "И вот какие-то подлые, мелкие случаи и взбесят всегда человека, и робость на него наведут, и всю решимость, которую заранее обдумал, уничтожат."

Варвара Добросёлова: "И нет впечатления в теперешней жизни моей, приятного ль, тяжёлого, грустного, которое бы не напоминало мне чего-нибудь подобного же в прошедшем моем, и чаще всего моё детство."

Макар Девушкин: "Это какая-то дрянь, а не люди, просто дрянь; так себе, только числятся, а на деле их нет, и в этом я уверен."

Слово воспитателя: Спасибо. В итоге мы видим, что судьба развела двух главных героев с тяжелой судьбой.

Ребята, скажите, почему Достоевский пишет о бедных людях, о их горестной судьбе?

Ответ гимназиста: Связь с биографией. Отец работал в больнице для бедных, писатель с детства видел чужую боль и беду, умел сочувствовать и т.д.

3 гимназист продолжает (4 минуты):

"Записки из мертвого дома" - 1861-1862 гг. Показ слайдов с иллюстрациями и видеофрагментом к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы

В повести чувствуются попытки психологического анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.

Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылки он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.

Показываются кадры из сериала "Достоевский"

4 гимназист "Униженные и оскорбленные" -- 1861 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы. (2 минуты)

«Униженные и оскорбленные» Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Первое объемное произведение автора. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных. В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов.

На экране слайды с иллюстрациями к роману.

5 гимназист "Преступление и наказание" - 1866 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману, видеофрагментом и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы. (5 минут)

Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут “униженные и оскорбленные”, жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Во время чтения - слайды с иллюстрациями, затем кадр из сериала. (4 минуты)

6 гимназист: "Идиот" -1868 г. Показ слайдов с иллюстрациями к роману, видеофрагментом и короткой фразой, характеризующей произведение. Обучающиеся делают записи даты написания и предложенной им фразы.

Еще в рукописях имя главного героя звучит как «князь Христос».

Главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». В этом романе Достоевский вспомнит «о десяти страшных минутах в ожидании смерти». Главным мерилом человечности у Достоевского является умение пожертвовать собой ради счастья другого.

Слово воспитателя: теперь у вас есть немного времени для того, чтобы попытаться ответить на вопросы, предложенные вам в начале беседы. (4 минуты)

Заключительная часть

Слово воспитателя: Закончить бы хотелось стихотворением В.В. Набокова "Достоевский", в котором поэт показывает свое отношение к Федору Михайловичу

1 гимназист: Читает наизусть стихотворение В.Набокова «Достоевский» (2 минуты)

Тоскуя в мире, как в аду,

уродлив, судорожно светел,

в своем пророческом бреду

он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,

Подумал Бог: ужель возможно,

чтоб всё, дарованное Мной,

так страшно было бы и сложно?

Слово воспитателя: Что хочет сказать нам Набоков о таланте Достоевского?

1 гимназист отвечает на вопрос.

Итог.

Слово воспитателя (3 минуты)

Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840--1870-х годов, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: "Что же делать?" Время сформировало и стиль Достоевского - психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского - это гуманизм, защита "униженных и оскорблённых".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!