СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азы академического рисунка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Азы академического рисунка». Цель урока: расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности, формировать умения и навыки владения графическим материалом, дать представление о линии (напомнить), совершенствовать знания о композиционном решении изображения, развивать умение анализировать форму предметов, осваивать законы изобразительной грамоты, формировать пространственное мышление, развивать внимание, наблюдательность и усидчивость. Задачи урока: изображать простым карандашом линейный рисунок натюрморта; сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле; развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом

Просмотр содержимого документа
«Азы академического рисунка»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

им. Н. В. ПЛЕВИЦКОЙ»




Специальность «Художественная керамика»



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Рисунок»

на тему:

«Азы академического рисунка»





Разработчик: Кипоть С. П.,

преподаватель

ОБПОУ «Суджанский

колледж искусств

им. Н. В. Плевицкой»









г. Суджа – 2020г.

Открытый урок (18.10.2021)

со студентами 1-ого курса отделений «Художественная керамика» -

Тема урока: Азы академического рисунка

Цели урока:


Познавательные:

Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.

Формировать умения и навыки владения графическим материалом.

Дать представление о линии (напомнить).

Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.


Развивающие:

Развивать умение анализировать форму предметов.

Осваивать законы изобразительной грамоты.

Формировать пространственное мышление.


Воспитывающие:

Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.



Задачи урока:

Изображать простым карандашом линейный рисунок натюрморта;

Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле;

Развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом



Форма урока: фронтальная и индивидуальная

Словесные: беседа

Наглядные: учебные пособия, демонстрация слайдов, фотографий

Практические: демонстрация последовательности работы над академическим рисунком

Оснащение урока: карандаши, бумага, натянутая на планшет, ластик, мольберт,








Структура урока:

  1. Организационный этап (1 мин)

  2. Сообщение цели и задачи урока (4 мин.)

  3. Пояснение материала (15 мин).

  4. Практическая работа(20 мин.)

  5. Подведение итогов (4 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин.)

Содержание урока:

1.Приветствие.

Проверка готовности учащихся к занятию. На столе  -  бумага, набор простых карандашей, ластик.

2. Тема урока «Азы академического рисунка». Цель урока: расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности, формировать умения и навыки владения графическим материалом, дать представление о линии (напомнить), совершенствовать знания о композиционном решении изображения, развивать умение анализировать форму предметов, осваивать законы изобразительной грамоты, формировать пространственное мышление, развивать внимание, наблюдательность и усидчивость. Задачи урока: изображать простым карандашом линейный рисунок натюрморта; сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле; развивать творческие способности и навыки в работе простым карандашом.


3.Объяснение нового материала.

Программа начинается с рисунка простых геометрических или геометризированных тел, то есть подразумевается, что самая сложная форма состоит из простых элементов и может решаться геометрически. Следовательно, законы изображения простых тел вполне применимы для изображения сложных.

Прежде чем приступить к рисунку, нужно ознакомиться с натурой, отметить её характерные особенности, проанализировать конструктивное построение, характер формы, движение и освещение.

Рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги лёгкими штрихами карандаша. Затем устанавливаются основные пропорции, и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс.

На первом этапе работы нужно научиться видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет большое количество второстепенных деталей. Наша задача – научиться определять главное и второстепенное. Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

Второй этап – конструктивное выявление формы предметов при помощи линий. Разная толщина линии позволяет выявить воздушную перспективу и конструкцию изображаемого объекта.

Третий этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

Проработка деталей также требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими. Рисуя деталь, нужно видеть целое. Стадии проработки деталей активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы. Этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный потому, что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности.

На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, передается материальность предметов (гипс, ткань) рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно смоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

Четвертый этап – подведение итогов проделанной работы: проверяется общее состояние рисунка, уточняется рисунок в тоне.

Приступая к рисованию, необходимо обратить внимание на следующие основные требования:

1. Освещение. Ровное, рассеянное, падающее с левой стороны, чтобы тень от руки не пересекала лист с рисунком. Недопустимо, чтобы лист бумаги освещали солнечные лучи.

2. Рисунок нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. При работе целесообразно отходить от рисунка или оставлять его, чтобы рассмотреть издали. Этот прием позволяет более явно увидеть свои ошибки или удачи.

3. Объект рисования (модель) должен располагаться чуть левее рабочего места рисующего на таком расстоянии, с которого его можно охватить взглядом в целом. Чем крупнее, тем больше расстояние между рисующим и рисунком.

4. Плоскость рисунка должна располагаться перпендикулярно к центральному лучу зрения рисующего (это самое короткое расстояние от глаза до центра плоскости рисунка).

Успешному ведению работы способствуют правильные навыки, которые должны отрабатываться в процессе учебного рисунка. Необходимо отвыкнуть держать карандаш как ручку для письма. Легкое проведение линии, свобода штриховки во многом достигаются за счет манеры правильно держать карандаш. Кисть руки должна свободно двигаться над бумагой, слегка прикасаясь к рисунку кончиком карандаша, усиливая это прикосновение в местах, где нужна более темная линия. Во время работы рука расслаблена и находится на весу так, чтобы не размазывался рисунок и минимально закрывалась рабочая плоскость листа.

Последовательность выполнения работы. Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве Рассмотрим последовательность выполнения работы на примере куба. В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной. При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.

4. Практическая работа

Конструктивное построение гипсовых геометрических тел (шар, куб, цилиндр) с тональной проработкой

Рисование геометрических форм является ключевым разделом, определяющим дальнейший подход к рисунку будущего дизайнера. Здесь закладываются основные принципы аналитического конструктивно-структурного рисунка, приемы построения объемов на плоскости, понимания закономерностей светотени и восприятия. Формируется понимание узловых точек формы, движения форм в пространстве, чувство композиции, красоты линии и тона.

5. Подведение итогов

Контрольные вопросы:

1. Что такое рисунок? каковы цели академического рисования как основы профессиональной подготовки художника?

2. Организация и оборудование рабочего места рисующего

3. Положение  рисующего относительно модели изображения

4. Постановка руки и глаза рисующего

5. Значение начальных упражнений в процессе обучения рисунку.

6. Домашнее задание:

Конструктивное построение гипсовых геометрических тел (шар, куб, цилиндр) с тональной проработкой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!