СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ангарский индустриальный техникум

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка

Просмотр содержимого документа
«Ангарский индустриальный техникум»

 Самооценка - её уровни, формирование и способы корректировки   Подготовила: преподаватель Гнездилова Т.В.

Самооценка - её уровни, формирование и способы корректировки

Подготовила: преподаватель Гнездилова Т.В.

 Что такое самооценка   Самооценка  - это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции. Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Что такое самооценка

Самооценка  - это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека.

Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Различают текущую и личностную самооценки. Текущая самооценка   – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения. Личностная самооценка  – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Различают текущую и личностную самооценки.

  • Текущая самооценка   – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем, установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.
  • Личностная самооценка  – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику.
  • Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.
Адекватная самооценка   позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. Неадекватная самооценка   свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
  • Адекватная самооценка   позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.
  • Неадекватная самооценка   свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
Виды самооценки личности

Виды самооценки личности

 Методика исследования самооценки личности   Шаг 1. Инструкция Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Методика исследования самооценки личности

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении.

Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Текст методики 1. Аккуратность 17. Легковерие 2. Беспечность 33. Педантичность 18. Медлительность 3. Вдумчивость 4. Восприимчивость 34. Радушие 19. Мечтательность 5. Вспыльчивость 20. Мнительность 35. Развязность 36. Рассудительность 21. Мстительность 6. Гордость 37. Самокритичность 22. Надежность 7. Грубость 38. Сдержанность 23. Настойчивость 8. Гуманность 39. Справедливость 24. Нежность 9. Доброта 10. Жизнерадостность 40. Сострадание 25. Нерешительность 41. Стыдливость 26. Несдержанность 11. Заботливость 42. Практичность 27. Обаяние 12. Завистливость 43. Трудолюбие 28. Обидчивость 13. Застенчивость 14. Злопамятность 29. Осторожность 44. Трусость 45. Убежденность 30. Отзывчивость 15. Искренность 46. Увлеченность 31. Подозрительность 16. Капризность 47. Черствость 32. Принципиальность 48. Эгоизм

Текст методики

1. Аккуратность

17. Легковерие

2. Беспечность

33. Педантичность

18. Медлительность

3. Вдумчивость

4. Восприимчивость

34. Радушие

19. Мечтательность

5. Вспыльчивость

20. Мнительность

35. Развязность

36. Рассудительность

21. Мстительность

6. Гордость

37. Самокритичность

22. Надежность

7. Грубость

38. Сдержанность

23. Настойчивость

8. Гуманность

39. Справедливость

24. Нежность

9. Доброта

10. Жизнерадостность

40. Сострадание

25. Нерешительность

41. Стыдливость

26. Несдержанность

11. Заботливость

42. Практичность

27. Обаяние

12. Завистливость

43. Трудолюбие

28. Обидчивость

13. Застенчивость

14. Злопамятность

29. Осторожность

44. Трусость

45. Убежденность

30. Отзывчивость

15. Искренность

46. Увлеченность

31. Подозрительность

16. Капризность

47. Черствость

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Функции самооценки   Регуляторная Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений. Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.

Функции самооценки

Регуляторная

  • Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений. Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.
Защитная Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность. Развивающая Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается

Защитная

  • Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.

Развивающая

  • Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается
Отражающая Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт. Эмоциональная Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками. Адаптационная Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.

Отражающая

  • Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.

Эмоциональная

  • Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.

Адаптационная

  • Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.
Корригирующая Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни. Ретроспективная Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути. Мотивирующая Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия. Терминальная Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.

Корригирующая

  • Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.

Ретроспективная

  • Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.

Мотивирующая

  • Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.

Терминальная

  • Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.
Задание 1. Определение уровня самооценки Чтобы определить уровень личной самооценки, выберите один из пяти вариантов ответа -

Задание 1. Определение уровня самооценки

Чтобы определить уровень личной самооценки, выберите один из пяти вариантов ответа - "очень часто", "часто", "иногда", "редко", "никогда".

  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  • Я беспокоюсь о своем будущем.
  • Многие меня ненавидят.
  • Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  • Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  • Я боюсь выглядеть глупцом.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  • Я часто допускаю ошибки.
  • Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  • Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  • Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  • Я слишком скромен.
  • Моя жизнь бесполезна.
  • Многие неправильного мнения обо мне.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  • Я слегка смущаюсь.

.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. жаль, что я не так общителен

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди

Для того чтобы определить уровень самооценки, вам необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям: очень часто часто 4 балла иногда 3 балла редко 2 балла никогда 1 балл 0 баллов

Для того чтобы определить уровень самооценки, вам необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям:

очень часто

часто

4 балла

иногда

3 балла

редко

2 балла

никогда

1 балл

0 баллов

Сумма от 0 до 25 баллов говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен

Сумма от 0 до 25 баллов говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен "комплексами неполноценности", правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма от 26 до 45 баллов свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени, ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооцениваете себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма от 46 до 128 баллов указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко  болезненно  переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается "подстроиться" под мнение других людей, в большей степени страдает от "комплекса неполноценности".

ЗАДАЧА Эйншейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой – и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет казаться вечностью. Это и есть относительность. Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом.  (Д.Карнеги. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. – М., 1993) - Какую самооценку имел Альберт Эйнштейн? - Повлияла ли его самооценка на то, чего достиг великий ученый? - Вспомните пирамиду потребностей Альберта Маслоу. Куда бы Вы отнесли Эйнштейна? Обоснуйте свое мнение.

ЗАДАЧА

Эйншейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире.

Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой – и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет казаться вечностью. Это и есть относительность.

Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы.

Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом.

(Д.Карнеги. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. – М., 1993)

  • - Какую самооценку имел Альберт Эйнштейн?
  • - Повлияла ли его самооценка на то, чего достиг великий ученый? - Вспомните пирамиду потребностей Альберта Маслоу.
  • Куда бы Вы отнесли Эйнштейна?

Обоснуйте свое мнение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!