Анализ результатов ВПР по обществознанию (за 6 класс) в 7 классе
Дата проведения – 04.10.2022г.
Цель ВПР по обществознанию – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО за 6 класс.
Посредством диагностики у школьников выявляются: понимание основных принципов жизни общества; опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; освоение приемов работы с социально значимой информацией; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, развитие социального кругозора.
Работа состояла из 8 заданий, из которых 2 задания предполагали краткий ответ в виде комбинации цифр, 6 заданий- развернутый ответ.
Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.
Проверяемые элементы содержания:
1. Духовная культура
2. Общество, сферы общественной жизни.
3. Социальные отношения.
4. Право, его роль в жизни общества.
Продолжительность проверочной работы:
На выполнение работы отводилось 45 минут.
1. Индивидуальные результаты обучающихся
Код ученика | Вариант | Номер заданий | Макс-ный балл | Первич-ный балл | Отметка по ВПР | Отметка по журналу |
1 | 2 1б | 3 | 4 1б | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 1б | 2 3б | 1 2б | 2 1б | 1 1б | 2 1б | 1 1б | 2 1б | 1 2б | 2 1б | 1 1б | 2 3б | 3 1б |
70001 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 21 | 13 | 4 | 4 |
70002 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 17 | 4 | 4 |
70003 | отсут | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
70004 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | х | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 13 | 4 | 4 |
70005 | отсут | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
70006 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 | 4 | 4 |
70007 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | х | х | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 10 | 3 | 4 |
кол-во выполнивших | 7 | 11 (3 полн 8 част) | 1 | 13 (7 полн 6 част) | 4 | 4 | 10 | 4 | 11 | 0 | 13 (4 полн 9 част) | 10 | 12 | 13 (3 полн 10 част) | 5 | 11сдали – 79% 3 не сдали – 21% | «2» - 3 «3» - 8 «4» - 3 «5» - 0 | «2» - 0 «3» -3 «4» - 7 «5» - 4 |
% выполнения | 50 | 79 21 полн 58 част) | 7 | 93 | 29 | 29 | 71 | 29 | 79 | 0 | 93 | 71 | 86 | 93 | 36 |
Итоги ВПР по обществознанию:
Класс | кол-во детей в классе | кол-во детей, писавших ВПР | % писавших | ср. бал за год | ср. бал за ВПР | кол-во подтвердивших годовую оценку | % подтвердивших годовую оценку | кол-во понизивших годовую оценку | % понизивших годовую оценку | кол-во повысивших годовую оценку |
2020г. 7кл. | 14 | 14 | 100 | 4,1 | 3,0 | 2 | 14 | 12 | 86 | 0 |
2022г.7кл. | 7 | 5 | 71 | 4,0 | 3,8 | 4 | 80 | 1 | 20 | 0 |
Причинами несоответствия оценок, считаю:
1. Обучение детей в 4 четверти 2019-2020 учебного года в дистанционном формате, как следствие частичное завышение оценок у отдельных обучающихся.
2. Ранние сроки ВПР, недостаточно времени на повторение изученного.
3. Пропуски уроков по состоянию здоровья отдельными учащимися в течение четверти и, как следствие, недостаточное усвоение материала необходимого для успешного выполнения ВПР
4. Индивидуальные особенности некоторых учащихся (в том числе эмоциональное состояние во время выполнения работы, медлительность, невнимательность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий).
2. Качественная оценка результатов ВПР по обществознанию в 7 классе
Год | Всего обуча-ющихся в классе | Участ- вовало в ВПР | Количество отметок по пятибалльной шкале по итогам ВПР | Успеваемость, в % | Качество знаний, в % | Степень обучен-ности | Средний балл по ВПР |
«5» | «4» | «3» | «2» |
2020 | 14 | 14 | 0 | 3 | 8 | 3 | 79 | 21 | 38 | 3,0 |
2022 | 7 | 5 | 0 | 4 | 1 | 0 | 100 | 80 | 58 | 3,8 |
3. Задания ВПР направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными умениями, а также УУД.
№ задания | Цель | % об-ся справившихся с заданием |
Задание 1 | Проверка умений анализировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности в духовной и экономической сферах жизни с опорой на личный социальный опыт обучающегося. | с заданием 1.1. справилось 100% с заданием 1.2. справилось 100% (40% полностью справились 60% частично) |
Задание 2 предполагает выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. | Проверка умений характеризовать понятия | 40% |
Задание 3 построено на основе графического представления статистической информации. | Проверка умений осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос. | с заданием 3.1. справилось 40% и 60% не справ. с заданием 3.2. справилось 40% |
Задание 4 предполагает установление чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведчес-кими терминами и понятиями. | Проверка умений обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | 80% |
Задание 5 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. | Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания. | с заданием 5.1. справилось 40% с заданием 5.2. справилось 40% |
Задание 6 | Проверка умений применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач. Необходимо было по ситуации определить сферу общественной жизни и дать пояснение | с заданием 6.1. справилось 80% (определение сферы общественной жизни) с заданием 6.2. справилось 40% (пояснение своего ответа) |
Задание 7 предполагает анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. | Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией. | с заданием 7.1. справилось 80% (20% полностью справились 60% частично) с заданием 7.2. справилось 80% (20% полностью справились 60% частично) |
Задания 8 | Проверка умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему использованием шести предложенных понятий. | с заданием 8.1. справилось 100% с заданием 8.2. справилось 40% полностью и 60% частично с заданием 8.3. |
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
4. Анализ результатов ВПР показал, что у учащихся слабо сформирован ряд определенных умений:
1. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. №2 (40%)
3. Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам (3.1., 3.2., 5.1., 5.2., 6.2.);
Стоит отметить задания, с которыми справился большой процент обучающихся (60% и более):
1. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; №1 (100%) и №6 (79%).
2. Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; № 6.1. (71%).
3. Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин №7 (80%).
4. Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации №8 (93%).
5. Среди выполненных заданий нет таких, с которыми справились все обучающиеся (100%): - 0.
Рекомендации в целях повышения уровня усвоения программного материала:
- Чаще проводить работу по составлению предложений с использованием обществоведческих терминов и понятий;
-по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;
-организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;
-организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;
-на уроках организовать на достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе;
-на уроках проводить умение устанавливать причинно-следственные связи, поисковые работы (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие.