СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ВПР по английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ВПР по английскому языку»

Анализ результатов ВПР по английскому языку в 7-х классах (2022-2023 уч.г)

1. Характеристика ВПР по английскому языку
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для оценки уровня освоения обучающимися 7 классов предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения. Контрольные измерительные материалы (КИМ) предназначены для диагностики достижения метапредметных и предметных результатов обучения.

Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания иностранных языков, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

КИМ для ВПР по иностранным языкам построены на основе целевого блока ФГОС. КИМ направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

– умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

– освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

– сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

Посредством проверочной работы у школьников выявляются уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.

Основное внимание в проверочной работе уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения, а также компенсаторные умения проверяются опосредованно в заданиях по аудированию и чтению письменной части и в устной части ВПР.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Каждый вариант проверочной работы включает 6 заданий и состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержит задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включает в себя задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь). Задания в рамках данной проверочной работы выше требований уровня А1, но ниже уровня А2 по общеевропейской шкале, определённой в документах Совета Европы2.

Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки по английскому языку приведен в таблице 1.

Таблица 1

Код раз- дела

Код проверяемого элемента

Проверяемые элементы содержания

1

Говорение


1.2

Монологическая речь


1.2.1

Устные связные монологические высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, в том числе характеристика; повествование/ сообщение) с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова, план, вопросы и с выражением собственного мнения.

2

Аудирование


2.1

Понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки.


2.2

Понимание запрашиваемой информации в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки.

3

Смысловое чтение


3.1

Чтение про себя и понимание с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки основного содержания несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова.


3.4

Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, при этом демонстрируя понимание содержания текста и обеспечивая адекватное восприятие читаемого слушающими.

5

Языковая сторона речи


5.3

Лексическая сторона речи


5.3.1

Распознавание в звучащем и письменном тексте 1000 лексических единиц и правильное употребление в устной и письменной речи 900 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.


5.3.2

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи изученных лексических единиц, синонимов, антонимов и наиболее частотных фразовых глаголов.


5.3.3

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания.


5.3.4

Распознавание и образование родственных слов с использованием аффиксации:

- имен существительных с помощью суффиксов –ness, -ment;

- имен прилагательных с помощью суффиксов -ous, -ly, -y;

- имен прилагательных и наречий с помощью отрицательных префиксов in-, im-


5.3.5

Распознавание в звучащем и письменном тексте и образование сложных прилагательных путем соединения основы прилагательного с основой существительного с добавлением суффикса –ed.


5.4

Грамматическая сторона речи


5.4.1

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи предложений со сложным дополнением (Complex Object) (I want you to do it)


5.4.2

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи условных предложений реального характера (Conditional 0; Conditional I)


5.4.3

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи конструкции to be going to, формы Future Simple Tense и Present Continuous Tense для выражения будущего действия


5.4.4

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи модального глагола might


5.4.5

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи конструкции used to+ инфинитив глагола


5.4.6

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи наиболее употребительных форм страдательного залога (Present/Past Simple Passive)


5.4.7

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи предлогов, употребляемых с глаголами в страдательном залоге


5.4.8

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи наречий, совпадающих по форме с прилагательными: fast, high, early


5.4.9

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи местоимений other/another, both, all, one


5.4.10

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи числительных для обозначения больших чисел (до 1000000)



В таблице 2 представлено распределение баллов по объектам контроля.

Таблица 2

Номер зада-ния

Объекты контроля

Уровень

сложнос-ти

Кол-во элементов оценивания

Баллы за каждый правильный ответ

Максималь-ное количество баллов

1

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации в прослушанном тексте

Б

5

1

5

2

Осмысленное чтение текста вслух

Б

Оценивается по критериям

2

3

Говорение (монологическая речь): описание фотографии

Б+

Оценивается по критериям

8

4

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста

Б

5

1

5

5

Языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: грамматические формы

Б

5

1

5

6

Языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: лексические единицы

Б

5

1

5

Максимальный балл

30


Аудирование
: беседа или высказывание в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения. Длительность звучания текста не более 1,5 минут. Текст предъявляется дважды.

Чтение: небольшие сообщения, сказки, диалоги на бытовые темы, несложные рассказы. Объем текстов – до 300 слов. Тексты, используемые для заданий всех разделов, отвечают следующим требованиям:

– выбранный отрывок характеризуется законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;

– содержание учитывает возрастные особенности детей 14-15 лет;

– текст не перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;

- содержание не дискриминирует обучающихся по религиозному, национальному и другим признакам;

– языковая сложность текстов соответствует заявленному уровню сложности А1+ (или А2 –) по общеевропейской шкале.

Таблица 3

Предметное содержание речи
(во всех разделах работы)

1

Моя семья Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения

2

Мои друзья Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе

3

Свободное время Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода

4

Здоровый образ жизни Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек

5

Спорт Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования

6

Школа Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками

7

Выбор профессии Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее

8

Путешествия Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

9

Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.

10

Средства массовой информации Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет

11

Страны изучаемого языка и родная страна Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру



Для дифференциации обучающихся по уровню владения иностранным языком в проверочную работу наряду с заданиями базового уровня (Б) включается задание более высокого уровня сложности, обозначаемого как «базовый плюс» (Б+). Задания обоих уровней в рамках данной проверочной работы не превышают требований уровня А1+ по общеевропейской шкале, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по иностранному языку.

В заданиях по аудированию проверяется сформированность умений понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию.

В заданиях по чтению проверяется сформированность умений понимать основное содержание прочитанного текста.

В заданиях по грамматике и лексике проверяются навыки оперирования изученными грамматическими формами и лексическими единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного связного текста.

В задании по чтению текста вслух проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки.

В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию (К1), использование средств логической связи (К2), а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте (К3) и произносительные навыки (К4).

Таблица 4

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-12

13-20

21-26

27-30



На выполнение заданий проверочной работы отводится 45 минут (без технической подготовки оборудования и проверки качества звучания аудиозаписей). Время выполнения заданий 1–3 заложено в компьютерную программу (включая время на подготовку устных заданий):

Задание 1 (аудирование) – до 7 мин.

Задание 2 (чтение текста вслух) – до 4 мин.

Задание 3 (говорение) – до 4 мин.

Рекомендуемое время выполнения заданий 4–6:

Задание 4 (чтение) – 10 мин.

Задание 5 (грамматика) – 10 мин.

Задание 6 (лексика) – 10 мин.

Однако учащиеся могут сами регулировать время выполнения заданий 4–6 по своему усмотрению.

2. Статистический анализ результатов ВПР по английскому языку в 7-х классах МАОУ СОШ № 42

В МАОУ СОШ №42 ВПР по английскому языку проводились по графику с 17.04.2023 по 21.04.2023.

Таблица 5

Класс

Кол-во

уч-ся

Выпол-няли

работу

Оценки

Успе-вае-мость

%

Качест-во знаний

%

Средняя оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

7 «А»

33

23

6

9

7

1

73,91

34,78

3,13

7 «Б»

34

22

4

9

7

2

81,82

40,91

3,32

7 «В»

34

25

2

8

9

6

92,0

60,0

3,76

7 «Г»

35

23

0

10

11

2

100,0

56,52

3,65

7 «Д»

34

26

0

13

12

1

100,0

50,0

3,53

7 «Е»

34

21

9

7

4

1

57,14

14,29

2,86



Результаты по видам деятельности представлены в таблице 6.

Таблица 6

Класс

Ауди-рова-ние,

(5)

Чтение вслух, макс.

(2)

Монологическое высказывание

Чтение с пони-манием основ.

содерж.

(5)

Грам-матика

(5)

Лексика

(5)

Средний балл

(30)

К1

(2)

К2

(2)

К3

(2)

К4

(2)

7 «А»

2,3

1,7

1,3

1,3

1,2

1,2

2,5

2,3

1,6

15,74

7 «Б»

2,8

1,6

1,5

1,4

1,2

1,3

3,1

2,1

1,5

17,68

7 «В»

3,2

1,6

1,4

1,4

1,4

1,7

3,2

3,2

2,8

20,12

7 «Г»

3,3

1,7

1,8

1,5

1,3

1,3

4,0

2,9

2,7

20,47

7 «Д»

2,7

1,6

1,9

1,5

1,5

1,6

3,7

2,7

2,5

19,77

7 «Е»

2,5

1,5

1,1

0,9

0,8

1,1

2,5

1,6

1,0

14,24


Соответствие оценок за ВПР оценкам за 3 четверть 2022-2023 уч.г. представлено в таблице 7.

Таблица 7

Класс

Соответствие

(полное)

Оценка ВПР выше оценки за 3 четверть 2022-2023 уч.г.

Оценка ВПР ниже оценки за 3 четверть 2022-2023 уч.г.

1 балл

2 балла

1 балл

2/3 балла

7 «А»

50,0

-

-

50,0

-

7 «Б»

22,73

-

-

63,64

13,63

7 «В»

36,0

4,0

-

60,0

-

7 «Г»

17,39

-

-

65,22

17,39

7 «Д»

34,62

-

-

53,85

11,53

7 «Е»

28,57

4,76

-

52,38

14,29

С 29.12.2022 был составлен график подготовки к ВПР по английскому языку, в котором был определен комплекс мероприятий и сроки их проведения. Несмотря на подготовительные мероприятия, полученные результаты далеки от идеальных.

Низкий уровень результатов ВПР среди учащихся 7-х классов объясняется несколькими факторами.

1. Кадровое обеспечение образовательного процесса. В связи с отсутствием специалиста с сентября по ноябрь 2022 у учащихся 7 «Д», 7 «Е» классов, в 7 «Б», 7 «Г» классах с ноября по декабрь 2022 и с февраля по март (включительно) уроки проводились в режиме замещения, т.е. не по группам, а целым классом, что сказалось на эффективности образовательного процесса. Во всех 7-х классах 2022-2023 уч.г. сменился (частично или полностью) преподавательский состав.

2. Не все учащиеся и их родители понимают цель и необходимость ВПР как независимой экспертизы образовательного процесса и диагностики имеющихся трудностей по предмету, и рассматривают эту работу лишь как очередную контрольную. Этим объясняется тот факт, что часть учащихся даже не приступала к выполнению заданий по чтению вслух и говорению, хотя потенциально могли хорошо выполнить эти задания.

3. Недостаточный уровень информирования учащихся и их родителей со стороны педагогов (как учителей английского языка, так и классных руководителей) о целях ВПР, структуре работы по английскому языку, особенностях оценивания различных заданий, алгоритме самоподготовки и самоконтроля, способах повышения психологической устойчивости. Некоторые учащиеся не справились со стрессовой ситуацией, когда за короткий промежуток времени были проведены ВПР по нескольким предметам и плановые проверочные процедуры, предусмотренные календарно-тематическим планированием. Учащиеся и их родители рассматривают эти оценочные процедуры только как контроль, а не способ подготовки и активизации языка. Недостаточный контроль классных руководителей за посещаемостью учащихся проявился в том, что в ВПР участвовали только 68,62% от списочного состава классов.

4. Недостаточная объективность оценивания учащихся является также одним из факторов влияющим на результаты ВПР. Завышенные оценки снижают мотивацию к учению, мешают адекватному восприятию учащимися своих учебных результатов. Около 10% учащихся не смогли подтвердить свои результаты (оценка за ВПР на 2 балла ниже оценки за 3 четверть).

3. Предложения по преодолению выявленных проблем:

- всем учителям английского языка, работающим в 7-х классах, проанализировать результаты своих учащихся по всем видам заданий ВПР и составить индивидуальные рекомендации по преодолению имеющихся трудностей;

- довести до сведения родителей учащихся 7-х классов информацию о результатах ВПР;

- всем учителям английского языка ознакомиться с кодификатором проверяемых на ВПР элементов содержания и требований к уровню подготовки по английскому языку для повышения своей профессиональной компетентности и использования в работе с учащимися и их родителями;

- всем педагогам МО в своей работе использовать задания формата ВПР при проведении как текущего, так и итогового контроля в 5-9 классах;

- всем педагогам добиваться повышения объективности выставляемых оценок, используя адекватные ситуациям контроля оценочные процедуры, в том числе по критериям;

- всем педагогам МО активно использовать в своей педагогической деятельности цифровые (электронные) образовательные ресурсы, рекомендовать учащимся бесплатный образовательный контент (например, платформ educont.ru, Российская электронная школа) для повышения их функциональной грамотности и совершенствования языковых компетенций.



Руководитель МО учителей английского языка М.Н. Ботвина

05.05.2023



Ознакомлены:

Богатырева Е.С.
Ведерникова А.М.
Горганчук М.А.
Гончарова Э.С.
Журавлева В.В.
Калугина К.К.
Мазур И.В.
Нечаева Л.В.
Тугуз Э.А.
Урусова И.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!