Анализ результатов ВПР по английскому языку в 7-х классах (2022-2023 уч.г)
1. Характеристика ВПР по английскому языку
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для оценки уровня освоения обучающимися 7 классов предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения. Контрольные измерительные материалы (КИМ) предназначены для диагностики достижения метапредметных и предметных результатов обучения.
Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания иностранных языков, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
КИМ для ВПР по иностранным языкам построены на основе целевого блока ФГОС. КИМ направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
– освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
– сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Посредством проверочной работы у школьников выявляются уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.
Основное внимание в проверочной работе уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения, а также компенсаторные умения проверяются опосредованно в заданиях по аудированию и чтению письменной части и в устной части ВПР.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Каждый вариант проверочной работы включает 6 заданий и состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержит задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включает в себя задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь). Задания в рамках данной проверочной работы выше требований уровня А1, но ниже уровня А2 по общеевропейской шкале, определённой в документах Совета Европы2.
Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки по английскому языку приведен в таблице 1.
Таблица 1
Код раз- дела | Код проверяемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Говорение |
| 1.2 | Монологическая речь |
| 1.2.1 | Устные связные монологические высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, в том числе характеристика; повествование/ сообщение) с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова, план, вопросы и с выражением собственного мнения. |
2 | Аудирование |
| 2.1 | Понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки. |
| 2.2 | Понимание запрашиваемой информации в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные незнакомые слова, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки. |
3 | Смысловое чтение |
| 3.1 | Чтение про себя и понимание с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки основного содержания несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова. |
| 3.4 | Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, при этом демонстрируя понимание содержания текста и обеспечивая адекватное восприятие читаемого слушающими. |
5 | Языковая сторона речи |
| 5.3 | Лексическая сторона речи |
| 5.3.1 | Распознавание в звучащем и письменном тексте 1000 лексических единиц и правильное употребление в устной и письменной речи 900 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости. |
| 5.3.2 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи изученных лексических единиц, синонимов, антонимов и наиболее частотных фразовых глаголов. |
| 5.3.3 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. |
| 5.3.4 | Распознавание и образование родственных слов с использованием аффиксации: - имен существительных с помощью суффиксов –ness, -ment; - имен прилагательных с помощью суффиксов -ous, -ly, -y; - имен прилагательных и наречий с помощью отрицательных префиксов in-, im- |
| 5.3.5 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и образование сложных прилагательных путем соединения основы прилагательного с основой существительного с добавлением суффикса –ed. |
| 5.4 | Грамматическая сторона речи |
| 5.4.1 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи предложений со сложным дополнением (Complex Object) (I want you to do it) |
| 5.4.2 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи условных предложений реального характера (Conditional 0; Conditional I) |
| 5.4.3 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи конструкции to be going to, формы Future Simple Tense и Present Continuous Tense для выражения будущего действия |
| 5.4.4 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи модального глагола might |
| 5.4.5 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи конструкции used to+ инфинитив глагола |
| 5.4.6 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи наиболее употребительных форм страдательного залога (Present/Past Simple Passive) |
| 5.4.7 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи предлогов, употребляемых с глаголами в страдательном залоге |
| 5.4.8 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи наречий, совпадающих по форме с прилагательными: fast, high, early |
| 5.4.9 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи местоимений other/another, both, all, one |
| 5.4.10 | Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи числительных для обозначения больших чисел (до 1000000) |
В таблице 2 представлено распределение баллов по объектам контроля.
Таблица 2
Номер зада-ния | Объекты контроля | Уровень сложнос-ти | Кол-во элементов оценивания | Баллы за каждый правильный ответ | Максималь-ное количество баллов |
1 | Аудирование с пониманием запрашиваемой информации в прослушанном тексте | Б | 5 | 1 | 5 |
2 | Осмысленное чтение текста вслух | Б | Оценивается по критериям | 2 |
3 | Говорение (монологическая речь): описание фотографии | Б+ | Оценивается по критериям | 8 |
4 | Чтение с пониманием основного содержания прочитанного текста | Б | 5 | 1 | 5 |
5 | Языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: грамматические формы | Б | 5 | 1 | 5 |
6 | Языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте: лексические единицы | Б | 5 | 1 | 5 |
Максимальный балл | 30 |
Аудирование: беседа или высказывание в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения. Длительность звучания текста не более 1,5 минут. Текст предъявляется дважды.
Чтение: небольшие сообщения, сказки, диалоги на бытовые темы, несложные рассказы. Объем текстов – до 300 слов. Тексты, используемые для заданий всех разделов, отвечают следующим требованиям:
– выбранный отрывок характеризуется законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;
– содержание учитывает возрастные особенности детей 14-15 лет;
– текст не перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;
- содержание не дискриминирует обучающихся по религиозному, национальному и другим признакам;
– языковая сложность текстов соответствует заявленному уровню сложности А1+ (или А2 –) по общеевропейской шкале.
Таблица 3
Предметное содержание речи
(во всех разделах работы)
1 | Моя семья Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения |
2 | Мои друзья Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе |
3 | Свободное время Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода |
4 | Здоровый образ жизни Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек |
5 | Спорт Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования |
6 | Школа Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками |
7 | Выбор профессии Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее |
8 | Путешествия Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. |
9 | Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности. |
10 | Средства массовой информации Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет |
11 | Страны изучаемого языка и родная страна Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру |
Для дифференциации обучающихся по уровню владения иностранным языком в проверочную работу наряду с заданиями базового уровня (Б) включается задание более высокого уровня сложности, обозначаемого как «базовый плюс» (Б+). Задания обоих уровней в рамках данной проверочной работы не превышают требований уровня А1+ по общеевропейской шкале, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по иностранному языку.
В заданиях по аудированию проверяется сформированность умений понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию.
В заданиях по чтению проверяется сформированность умений понимать основное содержание прочитанного текста.
В заданиях по грамматике и лексике проверяются навыки оперирования изученными грамматическими формами и лексическими единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного связного текста.
В задании по чтению текста вслух проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки.
В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию (К1), использование средств логической связи (К2), а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте (К3) и произносительные навыки (К4).
Таблица 4
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-12 | 13-20 | 21-26 | 27-30 |
На выполнение заданий проверочной работы отводится 45 минут (без технической подготовки оборудования и проверки качества звучания аудиозаписей). Время выполнения заданий 1–3 заложено в компьютерную программу (включая время на подготовку устных заданий):
Задание 1 (аудирование) – до 7 мин.
Задание 2 (чтение текста вслух) – до 4 мин.
Задание 3 (говорение) – до 4 мин.
Рекомендуемое время выполнения заданий 4–6:
Задание 4 (чтение) – 10 мин.
Задание 5 (грамматика) – 10 мин.
Задание 6 (лексика) – 10 мин.
Однако учащиеся могут сами регулировать время выполнения заданий 4–6 по своему усмотрению.
2. Статистический анализ результатов ВПР по английскому языку в 7-х классах МАОУ СОШ № 42
В МАОУ СОШ №42 ВПР по английскому языку проводились по графику с 17.04.2023 по 21.04.2023.
Таблица 5
Класс | Кол-во уч-ся | Выпол-няли работу | Оценки | Успе-вае-мость % | Качест-во знаний % | Средняя оценка |
«2» | «3» | «4» | «5» |
7 «А» | 33 | 23 | 6 | 9 | 7 | 1 | 73,91 | 34,78 | 3,13 |
7 «Б» | 34 | 22 | 4 | 9 | 7 | 2 | 81,82 | 40,91 | 3,32 |
7 «В» | 34 | 25 | 2 | 8 | 9 | 6 | 92,0 | 60,0 | 3,76 |
7 «Г» | 35 | 23 | 0 | 10 | 11 | 2 | 100,0 | 56,52 | 3,65 |
7 «Д» | 34 | 26 | 0 | 13 | 12 | 1 | 100,0 | 50,0 | 3,53 |
7 «Е» | 34 | 21 | 9 | 7 | 4 | 1 | 57,14 | 14,29 | 2,86 |
Результаты по видам деятельности представлены в таблице 6.
Таблица 6
Класс | Ауди-рова-ние, (5) | Чтение вслух, макс. (2) | Монологическое высказывание | Чтение с пони-манием основ. содерж. (5) | Грам-матика (5) | Лексика (5) | Средний балл (30) |
К1 (2) | К2 (2) | К3 (2) | К4 (2) |
7 «А» | 2,3 | 1,7 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 2,5 | 2,3 | 1,6 | 15,74 |
7 «Б» | 2,8 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,2 | 1,3 | 3,1 | 2,1 | 1,5 | 17,68 |
7 «В» | 3,2 | 1,6 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,7 | 3,2 | 3,2 | 2,8 | 20,12 |
7 «Г» | 3,3 | 1,7 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 4,0 | 2,9 | 2,7 | 20,47 |
7 «Д» | 2,7 | 1,6 | 1,9 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 3,7 | 2,7 | 2,5 | 19,77 |
7 «Е» | 2,5 | 1,5 | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 1,1 | 2,5 | 1,6 | 1,0 | 14,24 |
Соответствие оценок за ВПР оценкам за 3 четверть 2022-2023 уч.г. представлено в таблице 7.
Таблица 7
Класс | Соответствие (полное) | Оценка ВПР выше оценки за 3 четверть 2022-2023 уч.г. | Оценка ВПР ниже оценки за 3 четверть 2022-2023 уч.г. |
1 балл | 2 балла | 1 балл | 2/3 балла |
7 «А» | 50,0 | - | - | 50,0 | - |
7 «Б» | 22,73 | - | - | 63,64 | 13,63 |
7 «В» | 36,0 | 4,0 | - | 60,0 | - |
7 «Г» | 17,39 | - | - | 65,22 | 17,39 |
7 «Д» | 34,62 | - | - | 53,85 | 11,53 |
7 «Е» | 28,57 | 4,76 | - | 52,38 | 14,29 |
С 29.12.2022 был составлен график подготовки к ВПР по английскому языку, в котором был определен комплекс мероприятий и сроки их проведения. Несмотря на подготовительные мероприятия, полученные результаты далеки от идеальных.
Низкий уровень результатов ВПР среди учащихся 7-х классов объясняется несколькими факторами.
1. Кадровое обеспечение образовательного процесса. В связи с отсутствием специалиста с сентября по ноябрь 2022 у учащихся 7 «Д», 7 «Е» классов, в 7 «Б», 7 «Г» классах с ноября по декабрь 2022 и с февраля по март (включительно) уроки проводились в режиме замещения, т.е. не по группам, а целым классом, что сказалось на эффективности образовательного процесса. Во всех 7-х классах 2022-2023 уч.г. сменился (частично или полностью) преподавательский состав.
2. Не все учащиеся и их родители понимают цель и необходимость ВПР как независимой экспертизы образовательного процесса и диагностики имеющихся трудностей по предмету, и рассматривают эту работу лишь как очередную контрольную. Этим объясняется тот факт, что часть учащихся даже не приступала к выполнению заданий по чтению вслух и говорению, хотя потенциально могли хорошо выполнить эти задания.
3. Недостаточный уровень информирования учащихся и их родителей со стороны педагогов (как учителей английского языка, так и классных руководителей) о целях ВПР, структуре работы по английскому языку, особенностях оценивания различных заданий, алгоритме самоподготовки и самоконтроля, способах повышения психологической устойчивости. Некоторые учащиеся не справились со стрессовой ситуацией, когда за короткий промежуток времени были проведены ВПР по нескольким предметам и плановые проверочные процедуры, предусмотренные календарно-тематическим планированием. Учащиеся и их родители рассматривают эти оценочные процедуры только как контроль, а не способ подготовки и активизации языка. Недостаточный контроль классных руководителей за посещаемостью учащихся проявился в том, что в ВПР участвовали только 68,62% от списочного состава классов.
4. Недостаточная объективность оценивания учащихся является также одним из факторов влияющим на результаты ВПР. Завышенные оценки снижают мотивацию к учению, мешают адекватному восприятию учащимися своих учебных результатов. Около 10% учащихся не смогли подтвердить свои результаты (оценка за ВПР на 2 балла ниже оценки за 3 четверть).
3. Предложения по преодолению выявленных проблем:
- всем учителям английского языка, работающим в 7-х классах, проанализировать результаты своих учащихся по всем видам заданий ВПР и составить индивидуальные рекомендации по преодолению имеющихся трудностей;
- довести до сведения родителей учащихся 7-х классов информацию о результатах ВПР;
- всем учителям английского языка ознакомиться с кодификатором проверяемых на ВПР элементов содержания и требований к уровню подготовки по английскому языку для повышения своей профессиональной компетентности и использования в работе с учащимися и их родителями;
- всем педагогам МО в своей работе использовать задания формата ВПР при проведении как текущего, так и итогового контроля в 5-9 классах;
- всем педагогам добиваться повышения объективности выставляемых оценок, используя адекватные ситуациям контроля оценочные процедуры, в том числе по критериям;
- всем педагогам МО активно использовать в своей педагогической деятельности цифровые (электронные) образовательные ресурсы, рекомендовать учащимся бесплатный образовательный контент (например, платформ educont.ru, Российская электронная школа) для повышения их функциональной грамотности и совершенствования языковых компетенций.
Руководитель МО учителей английского языка М.Н. Ботвина
05.05.2023
Ознакомлены:
Богатырева Е.С.
Ведерникова А.М.
Горганчук М.А.
Гончарова Э.С.
Журавлева В.В.
Калугина К.К.
Мазур И.В.
Нечаева Л.В.
Тугуз Э.А.
Урусова И.И.