СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока географии в 10 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель посещения: работа учителя активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Тема урока: Численность и воспроизводство населения

Цели урока: сформировать представление учащихся о темпах естественного прироста населения мира; познакомиться с демографическими показателями, динамикой населения; рассмотреть типы воспроизводства населения и теорию демографического перехода.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока географии в 10 классе»

Анализ

урока географии

Дата проведения: 05.11. 2019 г. (урок № 9)

Класс: 10, понедельник, 4- й урок.

Учитель: Бедлинская Елена Даниловна, учитель высшей категории

Всего в классе – 15 учащихся. Присутствовали – 13 учащихся;

Цель посещения: работа учителя активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Тема урока: Численность и воспроизводство населения

Цели урока: сформировать представление учащихся о темпах естественного прироста населения мира; познакомиться с демографическими показателями, динамикой населения; рассмотреть типы воспроизводства населения и теорию демографического перехода.

Задачи: 

Образовательные

  1. Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Развивающие.

  1. Способствовать повышению интереса к географии.

  2. Стимулировать желание расширить свой кругозор.

  3. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

  4. Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

  5. Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

3.Формировать активную гражданскую позицию

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

5.Формировать умение вести дискуссию.

Оборудование: учебник «География.10-11классы», атлас, политическая карта мира.

Ход урока:

1 этап. Организационный.

2 этап. Мотивация учебной деятельности: вступительноеслово учителя

Население... За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей…

3 этап. Актуализация опорных знаний, фронтальный опрос:

  1. Вспомните, что изучает демография.

  2. Что такое естественный прирост населения?

  3. Что вы знаете о половом составе населения страны?

  4. На какие группы делится население в зависимости от возраста?

  5. Что характерно для населения России?

3. Изучение нового материала:

1. Общая характеристика численности населения, работа с терминами.

Существует отдельное направление в географической науке – география населения – это  одна из главных ветвей экономической и социальной географии. Основным способом определения численности населения на определенный период времени является проведение переписи населения.
Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной ее части.

Межпредметные связи: Как изменялась численность населения в разные исторические периоды?

2. Общая характеристика: воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.

3. Первый тип воспроизводства населения

Типы воспроизводства населения: Первый тип. Используя текст учебника (стр. 63) кратко охарактеризуйте первый тип воспрои водста. Пример

1. РС, ЕП положительный (США, Канада, Австралия).

2. Р=С, ЕП примерно равен 0 (Дания, Словакия, Португалия, Франция).

3. Р

Депопуляция – уменьшение населения страны, района в результате превышения смертности над рождаемостью.

4. Второй тип воспроизводства населения Используя текст учебника (стр. 64) кратко охарактеризуйте второй тип воспроизводста.  Ответы: Для него характерны высокие показатели рождаемости,   естественного прироста, относительно высокие показатели смертности. Данный тип воспроизводства населения характерен для развивающихся стран (Непал, Индия, Египет, Саудовская Аравия, Панама, Нигерия, Мали, Таиланд, Турция, Ямайка, Бангладеш и др.).

Для многих стран второго типа воспроизводства населения характерен демографический взрыв. Демографический взрыв – это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости (Сьерра-Леоне, Бурунди, Буркина-Фасо, Нигер).

Многие страны пытаются управлять процессами рождаемости и смертности, численностью населения и проводят демографическую политику. 

Проблемный вопрос: Два типа воспроизводства не отображают всего многообразия ситуации, связанной с естественным движением населения. Какие особенности характерны для отдельных развивающихся стран?

  1. Постсоциалистические страны характеризуются разной глубиной демографического кризиса. Некоторые из них уже вышли из этого процесса и имеют положительные показатели естественного прироста, в других — демографический кризис не утратил своей остроты. Чем бы вы объяснили этот факт? (Это определяется разными причинами, в том числе уровнем развития здравоохранения; образом жизни; решением вопросов, связанных с правами собственности во время приватизации; особенностями менталитета, способа мышления и действия. Быстрее и с меньшими потерями из демографического кризиса выходят страны, в которых характер социально-экономических преобразований отвечал настроениям большинства населения; государственные институты быстрее осуществляли реформы; алкогольная субкультура мало влияла на экономическую, политическую и повседневную жизнь; уровень жизни к началу переходного периода был относительно высоким; были созданы благоприятные условия для иностранных инвестиций.)

  1. Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых среднеразвитых и развивающихся стран (Объединенные Арабские Эмираты — 2%о, Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Кувейт — 3%о, Бахрейн — 4%о, Мексика — 5%о, Турция — 6%о). Чем бы вы объяснили сложившуюся ситуацию, учитывая то, что уровень жизни, медицинское обслуживание и возможности восстановить свои моральные и физические силы значительно выше в развитых странах?

(В наше время в некоторых среднеразвитых и развивающихся странах улучшаются условия жизни, развивается медицина, а возраст населения молодой.)'

  1. Наиболее сложная демографическая ситуация среди развитых стран сейчас существует в католических Италии и Испании. Хотя совсем недавно здесь были распространены большие семьи, и к тому же для католических? стран очень важным является традиционный институт семьи.

(В католических странах намного меньшая доля детей, родившихся не в браке) что характерно для многих стран Западной Европы (это снижает показатели рождаемости); как и в других развитых странах, резко увеличился возраст вступления в брак (как известно, поздние браки приводят к снижению рождаемости), к тому же здесь традиционно крепкие семейные узы и довольно сложная процедура развода, что также заставляет не спешить вступать в брак; в католических странах к родителям существуют высокие требования по уходу за детьми, в том числе в получении ими образования и в профессиональной карьере, что требует значительных финансовых расходов и усилий и заставляет ограничить количество детей в семье.)

  1. В США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии. Чем бы вы это объяснили?

(В стране растет число выходцев из Латинской Америки, для которых характерна более высокая рождаемость. Не менее важными являются и другие факторы: американцы более религиозны, чем большинство европейцев, они менее терпимы к абортам и однополым бракам, у них более ревностное отношение к семейным ценностям.)

  1. За счет стран какого типа воспроизводства будет расти численность населения мира в ближайшем будущем? Почему? К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран мира?

5. Теория демографического перехода. Используя текст учебника стр. 69-70 кратко охарактеризуйте четыре этапа демографического перехода.

6. Качество жизни. Качество жизни населения – это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Основными показателями качества жизни населения являются:

1.     Доходы населения. 2.     Качество питания. 3.     Качество одежды.

4.     Комфорт жилища. 5.     Качество образования. 6.     Качество культуры.

7.     Продолжительность жизни. 8.     Безопасность и др.

Страны-лидеры по продолжительности жизни: Андорра, Япония, Монако.

Страны-лидеры по уровню грамотности населения: Австралия, Исландия, Канада и другие развитые страны. Страны-лидеры по показателю ВВП на человека: Лихтенштейн, Катар, Люксембург.

4 этап. Закрепление изученного материала. Вопросы: 1. Как изменялась численность населения Земли на протяжении последних столетий?

2. Чем объясняется быстрый рост численности населения в XX в.?

3. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографическая политика».

Домашнее задание: учебник стр. 62-71. Перечислите первую десятку крупнейших стран по численности населения. Найдите их на карте и обозначьте на контурной карте. Подготовить сообщение (на выбор) о:

- половом составе населения мира; - возрастном составе населения мира;

- языковом составе населения мира; - этническом составе населения мира;

- религиозном составе населения мира.

Общие выводы и рекомендации: основные цели и задачи урока были достигнуты. Урок был насыщен информацией, интересной и доступной для учащихся. Ученики были активны, внимательны. На уроке присутствовала рабочая дисциплина. Достоинства данного урока заключаются, в привлечении самих учащихся к изучению нового материала. На уроке большинством школьников в значительной степени усвоены все основные компоненты содержания образования, включенные в содержания данного урока. Основная рекомендация - более плодотворно использовать рабочее время, больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся. Однако в целом урок прошел хорошо.

Анализ провела ЗДУВР Огиенко Я. В.


С анализом ознакомлена____________________ Дата _______Подпись_____






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!