СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебника по русскому языку. 7 класс/С.И. Львова, В.В. Львов.-М.,2012. Целесообразность использования учебника на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Поможет разобраться учителю в целесообразности использования данного учебника на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебника по русскому языку. 7 класс/С.И. Львова, В.В. Львов.-М.,2012. Целесообразность использования учебника на уроках русского языка»

План анализа учебника



п/п

Характеристика

Ответы педагога


I.Общая характеристика учебника

Для какого класса предназначается данный учебник?

7 класс

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Учебник базового уровня

Кто является авторами данной программы?

С.И. Львова

Кто является авторами анализируемого учебника?

С.И. Львова, В.В. Львов

Каков общий объём учебника?

Ч.1 – 156с., ч. 2- 183с., ч. 3- 142с.

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

Учебник в твердом переплете, имеет глянцевую обложку, выполненную в желто-коричневых тонах. Достаточно красочное художественное оформление учебника, наличие рисунков, таблиц, схем способствуют оптимизации учебного процесса.


II. Характеристика текстов учебника

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

В учебнике имеются различные виды текстов: печатный, курсив, жирный, подчеркнутый, петит.

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты содержатся в материалах параграфов, а инструментально-практические в текстах закрепительно-тренировочных упражнений и заданий, расположенных после содержания параграфа.

На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста.

Текст параграфа 9 (Ч.1) « Текст как произведение речи» не перегружен сложным или труднодоступным теоретико-познавательным материалом. Включает определения понятий «язык», «языковые средства», «текст», вопросы и задания, направленные на повторение ранее изученных тем. Схема «Типы речи» подводит учащихся к поисковой работе. Отдельного внимания заслуживают тексты, которые объединяют теоретический материал с заданиями практического характера («Работа по созданию текста»).

На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся речевых, коммуникативных, языковых и др. навыков?

Ч.1. Параграф 5. Упражнение 96. Текст данного упражнения доступен для понимания; подводит учащихся к поисковой работе (толковый словарь, словарь омонимов), повторению частей речи, самостоятельному составлению плана и устному описанию рисунка по нему. Всесторонняя работа с текстом формирует навыки самостоятельной деятельности, обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

В качестве дополнительных текстов в учебнике используются биографии известных русских языковедов, отрывки из произведений известных русских писателей, народоведческие материалы, биографии великих художников с описанием их творческого наследия, интересные факты, информация, которая способствует расширению культурологического кругозора учащихся. Методическая роль прилагаемых в УМК текстов: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности.

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

В учебнике достаточное количество пояснительных текстов, с помощью которых происходит обучение учащихся способам деятельности: образцы всех видов разбора, образцы рассуждений и т.п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.


III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами?

Учебник достаточно полно и рационально иллюстрирован. Материал схем, таблиц помогает лучше освоить теоретический материал, структурируя его, помогая выделить главное и лучше запомнить важное. Рисунки стимулируют употребление различных языковых единиц, обогащают словарь, предупреждают ошибки, связанные с употреблением тех или иных форм и конструкций.

Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий?

Организация усвоения знаний в учебнике осуществляется с помощью упражнений, заданий творческого характера, орфографических минимумов, помещенных в конце параграфа. Упражнения носят репродуктивный характер, так как направлены на то, чтобы обучающий смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Творческие задания предполагают переосмысление теоретических знаний и перенос их на новый объект. Орфографические минимумы способствуют усовершенствованию навыков культуры письменной речи.

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

В основном тексте жирным курсивом выделяются ключевые слова, главные положения параграфа, определения основных понятий и сами понятия. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентируясь в тексте.

Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

Иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.д.) используются для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Правописание наречий» (Ч.2., параграф 17) учащиеся самостоятельно знакомятся со схемами «Правописание наречий» и «Слитно пишутся наречия, образованные от…», которые дают подробную информацию о слитном, раздельном и дефисном написании наречий, правописании морфем, употреблении Ь.

Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)?

Практически в конце каждого параграфа последние 2-3 упражнения включают в себя систематизацию сведений, здесь приведены основные понятия и узловые моменты теории. Орфографический минимум способствует повышению уровня грамотности письменной речи учащихся.

Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

В учебнике реализована система обобщения формируемых знаний: темы сгруппированы в блоки, которые завершаются составлением устных высказываний, упражнениями, включающими ответы на контрольные вопросы, орфографическими минимумами, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков, контроля за качеством их сформированности.

Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки.

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, нумерация, разделение на абзацы, пропуски. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.


IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе русского языка. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логическую структуру курса составляют его содержание и объем. Основополагающие понятия курса – язык (языковая компетенция) и речь (коммуникативная компетенция). Языковая компетенция формируется при изучении разделов, отражающих устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика и Орфоэпия», «Словообразование», «Лексика и Фразеология», «Грамматика: морфология и синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Текстоведение» (Ч.1). Соблюдается последовательность теоретических уровней в логической структуре курса. Коммуникативная компетенция формируется путем выполнения упражнений и творческих заданий, направленных на совершенствование речевых умений. Центральная единица обучения – текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.

Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели?

Последовательность изложения материала близка к логической структуре курса. При нарушении логической структуры курса могут возникнуть трудности в понимании языковой системы, грамотном использовании языковых единиц в речевой деятельности, формировании базовых понятий, терминов.


V. Заключение

Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса?

Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

Отметьте положительные качества анализируемого учебника.

Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность изложения; наглядность обеспечивают рисунки, таблицы, схемы, несущие смысловую нагрузку; упражнения, творческие задания, орфографические минимумы позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их.

Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как?

Содержание данного учебника полностью соответствует требованиям ГОС второго поколения.

4.

Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе.

Учебник обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей школьников, овладение общеучебными умениями. Работа с данным УМК значительно способствовала бы повышению эффективности уроков русского языка в 7 кл.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!