СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения Блока "Незнакомка".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Блок вошел в русскую литературу как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Блока "Незнакомка".»



Тема: Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». 11класс.

Цели:

1. Познавательные ( обучающие )

- учащиеся должны постичь идею, содержание, художественные особенности стихотворения.

- понять мысли и чувства поэта, высказанные в стихотворении.

2. Практические

- учащиеся должны научиться творчески интерпретировать художественный текст;

- учащиеся должны закрепить знания теории литературы

- учащиеся должны уметь применять знания теории литературы при анализе лирического стихотворения;

- учащиеся должны научиться самостоятельно исследовать текст, провести анализ лирического стихотворения;

- учащиеся должны уметь рассказать о результатах исследования;

3.Развивающие

- развитие речи учащихся,

- развитие умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением;

- развитие мышления учащихся ( умения анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать, аргументировать, объяснять)

- развитие творчества, воображения, фантазии.

4. Воспитательные

- воспитание чувства красоты, товарищества, толерантности, ответственности.

Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление и систематизация изученного, формирование умений и навыков).

Методы:

1. Метод проектов

- элементы развивающего обучения;

- элементы ндивидуально-дифференцированного обучения.

- исследовательские методы ( способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению познавательных задач).

3. Методы организации учебно - познавательной деятельности

-словесные, наглядные, практические;

- аналитико- синтетические, индуктивные ( от частного к общему);

- проблемно- поисковые;

- методы самостоятельной работы.

4. Методы самостоятельной познавательной деятельности

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели ( усвоение учащимися новых знаний- постижение содержания и формы данного стихотворения, закрепление, развитие, совершенствование усвоенных знаний , умений, навыков по теории литературы и анализу лирического произведения).

- определение самостоятельных работ по изучаемому материалу ( наблюдение, исследование, работа со справочниками )

- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности ( по заданным вопросам, по примерным схемам, творчески);

- деление самостоятельных работ по способу организации ( групповая, индивидуальная).

Средства обучения: компьютер, карточка примерной схемы анализа лирического стихотворения, памятка для работы в группе, рисунки учащихся, текст стихотворения.







Ход урока:

1.Вхождение в тему урока.

Ориентация одинадцатиклассников на тему урока, сообщение об учебном материале урока, об использовании ИКТ, о различных формах и видах работы. Обучающиеся ставят цели урока.

2.Актуализация знаний.

- Назовите особенности лирики А.Блока?

Александр Блок в русскую литературу вошел как поэт-символист. Поэтика символизма и определила особенности поэзии Блока как раннего, так и позднего периода. Особенностями блоковской лирики являются: музыкальное звучание, метафоричность поэтического языка, символика образов, необычная ритмика. Все особенности поэтики Блока определяются содержанием его поэзии – напряженными поисками идеала в «страшном мире». Удивительная музыкальность, образность его стихов – это символ гармонии, к которой устремлен его лирический герой.

- Какова главная тема «Стихов о Прекрасной Даме»? Как представлен образ лирического героя в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»?

- Как меняется образ лирического героя и тема женственности во второй книге стихов «Нечаянная радость»?

Вторая книга стихов – «Нечаянная радость» — о трагедии крушения идеала, об изменении блоковского мировосприятия. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, вызывающей роковую страсть, опустошающей душу лирического героя. В лирике Блока постепенно происходит трансформация идеала. Появляется более реалистичная, земная героиня – черты ее намечаются в стихотворении «Незнакомка».

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть подготовленными учащимися. Разбор.

4. Создание проектов. Работа по группам:

1 группа – Анализ стихотворения.

Вопросы:

1.Что составляет предмет лирического видения поэта? Обозначьте тему стихотворения.

2. Какова форма стихотворения, жанр?

3. Как выражен субъект, носитель речи? Какие конструкции использует автор? Какие слова выступают в качестве подлежащих? В чём смысл такой особенности стихотворения?

4. С чего начинается стихотворение? Какой пейзаж нарисован? Какой художественный приём лежит в основе создания образа природы?

2 группа – Композиционный анализ стихотворения.

Вопросы:

1. Произведите структурный анализ стихотворения.

2. В чём своеобразие композиции произведения? На какие части можно поделить текст? О чём говорится в каждой части? Какой образ создаётся в каждой части?

3. В каких отношениях друг к другу находятся части стихотворения?

4. Какие краски и звуки вам удалось услышать и увидеть в этом стихотворении? Какими языковыми средствами они переданы?

5. Какие иные ощущения рождают в вас образы произведения.

3 группа – Наблюдение за звуковым, интонационным строем стихотворения.

Вопросы:

1. Сделайте траскрипцию отдельных строф стихотворения.

2. Выпишите согласные и гласные фонемы

3. Какие особенности звуковой организации стихотворения вы заметили, каких звуков больше, чем это можно объяснить?

4. Определите размер стихотворения.

5. Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения добиться особенного, музыкального звучания?

4группа — Общечеловеческая ценность стихотворения

Вопросы:

1. Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма?

2. Что можно сказать о состоянии души лирического героя?

4. В чём общечеловеческая ценность описанного чувства?

5. Как можно объяснить сравнительную простоту поэтического языка этого стихотворения?

6. Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?

5.группа – Иллюстрация к стихотворению.

1.Нарисуйте иллюстрацию к шедевру А.Блока.

2. Подумайте, какими красками передадите содержание стихотворения, чувства, выраженные поэтом.

3. Нарисуйте образы произведения.

6. Защита проектов.

7. Рефлексия, выводы.

- Что было самое интересное на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы?

- Над чем следует ещё поработать?

8. Оценивание, анализ работ.

9. Объяснение домашнего задания (дифференцированного):

— опираясь на работу творческих групп, написать сочинение – интерпретацию стихотворения.

- сделать сопоставительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!