Региональный конкурс «Лучшая разработка урока с использованием ИКТ»
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ГПОУ ТО «НОВОМОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ» |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
ТЕМА: «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А.БЛОКА «НЕЗНАКОМКА».
Разработал
преподаватель русского языка и литературы
Бушина Ольга Валерьевна
НОВОМОСКОВСК, 2016
Тема урока: Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»
Цель урока:
- познакомиться со стихотворением «Незнакомка» и проанализировать его;
- активизация познавательной деятельности с помощью ИКТ
Задачи:
Образовательная:
- обобщить ранее полученные знания о творчестве Блока;
- понять идею автора;
- показать, как меняются цвета и настроение в блоковской лирике;
- определить, как меняется его мировоззрение.
Развивающие:
- развивать умение анализа стихотворного текста;
- уметь решать и обсуждать проблемные вопросы;
- развивать навыки анализа лирического произведения;
- развивать умение дискутировать, вырабатывать творческие способности.
Воспитательные:
- прививать любовь к творчеству Блока, развивать нравственные качества.
- формировать нравственные ценности личности.
Предметный результат:
ознакомиться со стихотворением А.А.Блока «Незнакомка», научиться внимательно читать стихотворения, выделять важное, делать выводы, дать почувствовать своеобразие блоковской лирики, представить героев, суметь прочувствовать состояние героев, определить, как создавались образы; уметь самостоятельно анализировать стихотворение; развить навыки мышления; уметь общаться между собой.
УУД:
коммуникативные:
- уметь согласовывать свои действия, выбирать правильные решения, ставить задачи;
- развивать речевую и умственную деятельность;
- сравнивать ответы и принимать решения, отстаивать свою точку зрения;
познавательные:
- уметь создавать и решать задачи;
- давать определение понятиям;
- уметь использовать поисковое чтение;
- уметь выделять из текста главное, ставить задачи, цели, проблему, выстраивать последовательность;
- уметь работать с метафорами, эпитетами
личностные: формирование
- освоения общекультурного наследия России;
- отношения к окружающему, восприятие мира;
Используемые педагогические технологии:
- традиционная педагогическая технология;
- информационно-коммуникационная технология;
Модель использования ИКТ
-выступление с опорой на мультимедийную презентацию
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает производительность труда преподавателя и обучающихся на уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
Методические приемы:
- лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, чтение наизусть, просмотр презентаций.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
- стихотворение Блока «Незнакомка»;
- сайт «Незнакомка (стихотворение) – Википедия»;
- сайт «Портреты Незнакомки»;
- www.youtube.com «Незнакомка» Александр Блок.
Этапы самостоятельной работы обучающихся:
- прочитать стихотворение;
- подготовить доклад по истории создания «Незнакомки»;
- выучить наизусть стихотворение;
- подготовить презентации к урокам, видеофильм.
Оснащение:
- компьютер;
- презентации;
- видеофильм;
- портрет А.А.Блока;
- сборник стихотворений Блока.
План урока:
Организационная часть.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление и углубление знаний.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент: отмечаю отсутствующих. (сл.3)
2. Вступительное слово учителя
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка».
Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Блока «Незнакомка». Но это стихотворение более позднего периода поэта. И, прежде мы вспомним то, о чём говорили на предыдущих уроках о раннем творчестве Блока.
Преподаватель:
К какому литературному направлению принадлежит Блок?
Ответ:
Символизм.
Преподаватель:
В чём особенность символизма.
Ответ:
Видимость мира в ярких красках.
Преподаватель:
Назовите известный цикл ранних стихотворений Блока.
Ответ:
«Стихи о Прекрасной Даме».
Преподаватель:
В чём особенность этого цикла. Кому он посвящён.
Ответ:
Видение мира в прекрасном, в ярких красках, посвящён Любови Менделеевой.
Преподаватель:
А сейчас обратимся к стихотворению «Незнакомка». Это одно из лучших стихотворений Блока. Оно обладает музыкальностью, с первого же прочтения заставляет задуматься, проникнуть в атмосферу блоковского мира. «Незнакомка» пленяет.
Но прежде, чем мы начнём изучение стихотворения, давайте послушаем историю создания этого стихотворения. Нам заранее подготовила информацию ( фамилия обучающегося).
История создания стихотворения «Незнакомка» (сл.3)
Обучающийся:
Поэт-символист Владимир Пяст писал в воспоминаниях, что весной 1906 года жизнь Блока была подчинена особому ритуалу: ежедневно, проснувшись и пообедав, он отправлялся на прогулку по окрестностям Петербурга. Во время скитаний по пригородным дорогам поэт открыл для себя «таинственно-будничные» Озерки с небольшим ресторанчиком. Став с определённого момента завсегдатаем этого заведения, Александр Александрович мог часами сидеть в прокуренном зале за бутылкой красного вина. Литератор Георгий Чулков рассказывал, что Озерки — в то время небольшой дачный посёлок под Петербургом — оказались для Александра Александровича необычайно притягательным местом: он любил там «романтически пропадать», «ища забвение в вине». В ту пору Блок считал, что ему необходим новый жизненный опыт, связанный с погружением на «грязное дно жизни».
По данным литературоведа Владимира Орлова, озерковский ресторан находился неподалёку от вокзала; у поэта там имелось постоянное место у окна, откуда открывался вид на железнодорожную платформу. Весной 1906 года настроение Блока часто совпадало с состоянием Версилова — героя романа Достоевского «Подросток», — который признавался: «Я люблю иногда от скуки, от ужасной душевной скуки… заходить в разные вот эти клоаки». Впоследствии Александр Александрович пояснял, что придуманная им в Озерках Незнакомка — это «вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».
Момент непосредственного создания «Незнакомки» был зафиксирован поэтом Андреем Белым — по его словам, Блок вернулся домой в полночь, «в мятом своём сюртуке, странно серый». На вопрос жены о причинах «окаменелости» он ответил: «Да, Люба, [я] пьяный», после чего вынул из кармана листок со строчками «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух». Как отмечал литературовед Константин Мочульский, «они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой». Позже Александр Александрович пригласил в Озерки своего товарища — сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка»:
| «Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский»... Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на «позолоченный» «крендель булочной» на вывеске в кафе. Всё это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он вёлся в тот вечер, когда появилась Незнакомка. |
Преподаватель:
Образ таинственной незнакомой был интересен не только писателям и поэтам, но и художникам. Я предлагаю вам посмотреть презентацию с картинами «Незнакомок» художников.(сл. 4-12)
Анализ стихотворения
Преподаватель:
Познакомимся с самим стихотворением А.Блока. Стихотворение читает наизусть ( фамилия, имя) (сл13.)
Преподаватель:
Исходя из той информации, которую мы получили, попробуем сформулировать цели и задачи нашего урока, поставить проблемный вопрос.
Что мы будем делать на уроке?
Ответ:
Цель урока:
чтение и анализ стихотворения «Незнакомка»
Преподаватель:
На что мы обратим внимание при знакомстве со стихотворением?
Ответ:
Задачи:
определить композицию стихотворения;
определить, что хочет показать Блок в каждой части;
определить главную идею стихотворения. (после ответов сл14. )
Преподаватель:
Что мы должны будем выяснить по ходу изучения стихотворения?
Ответ:
Проблемный вопрос нашего урока: “Кто такая Незнакомка». (после ответов сл15.)
Преподаватель:
Обратите внимание на композицию стихотворения. Сколько частей вы бы выделили?
Ответ:
В стихотворении две части.
Анализ первой части стихотворения. Прочтение первой части (читают по строфам первую часть). (сл16.)
Преподаватель:
В какое время года и дня происходят описываемые Блоком события?
Ответ:
Блок описывает весенний вечер.
Преподаватель:
Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.
Ответ:
Блок показывает в первой части образы «дам», «испытанных остряков», «крендель булочной», «диск» луны, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи».
Преподаватель:
В ходе использования ключевых слов (эпитетов), с помощью которых автор обесценивает такие понятия как весна, свидание. Давайте определим понятия некоторых слов.
Ответы:
Не воздух, а «тлетворный дух», автор делает однородными слова «весенний» и «тлетворный» (т.е. гибельный, порождённый тлением).
Запись в тетрадях.
1 часть.
При описании обыденности Блок использует антитезу «весенний – тлетворный».
Работа со словарём. Даём понятие слова «тлетворный» из «Толкового словаря» Ожегова.
«Тлетворный – вредный, разлагающий, гибельный».
Ключевые слова:
эпитеты: «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», «крендель булочной», «бессмысленнокривится», «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки», «раздаётся женский визг».
В первой части стихотворения звучит тема пошлости, которую отвергает лирический герой.
Преподаватель:
Какой цвет преобладает в первой части?
Ответ:
Серый.
Преподаватель:
Если мы внимательно посмотрим в текст, то увидим, что метафора «И каждый вечер…» повторяется несколько раз и в первой, и во второй части. Почему?
Ответ:
Всё, что с ним происходит, повторяется каждый вечер.
Преподаватель:
Во второй части стихотворения мы сможем увидеть местоимения «я», «мне», которые отсутствуют в первой части. Найдите в тексте эти слова.
Ответ:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Преподаватель:
О чём говорят эти строки?
Ответ:
Что автор одинок. Ему неуютно в том месте, где он находится. Блоку чуждо это общество, и он осуждает его.
Преподаватель: (сл.17)
Обращаемся ко второй части стихотворения.
Чтение второй части стихотворения по строфам.
Как показывает Блок Незнакомку? Подтвердите словами из текста.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И, странной близостью окованный,
Смотрю за тёмную вуаль.
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Преподаватель:
Что символизирует туман и духи в стихотворении?
Ответ:
Загадочность Незнакомки.
Преподаватель:
Определите ключевые слова во второй части.
Ответ:
«каждый вечер», «сон», «девичий стан», «в туманном окне».
Запись в тетрадях.
2-ая часть.
Ключевые слова:
каждый вечер, сон, девичий стан, в туманном окне. Туман и духи символизируют загадочность и индивидуальность Незнакомки. Её появление - противопоставление первой части.
Преподаватель:
Какой цвет преобладает во второй части?
Ответ:
Чёрный.
Преподаватель:
Возвратимся опять к раннему творчеству Блока. Какие цвета мы видим в раннем творчестве и какой цвет преобладает в «Незнакомке»? Почему?
Ответ:
В раннем творчестве мы видим яркие цвета, а в «Незнакомке» серый и чёрные, потому что меняется мировоззрение Блока.
Преподаватель:
А сейчас мы выясним, есть ли взаимосвязь между двумя частями. Для этого мы должны выписать противоположные образы из первой и второй частей стихотворения.
3.Закрепление материала.
Найти противоположные образы в первой и второй частях стихотворения. Записать в тетрадь (обучающиеся составляют таблицу в тетради).
1 часть | 2 часть |
“Горячий воздух дик и глух”; “женский визг”; “бессмысленный... диск” луны, “скука загородных дач”, “канавы”, “бессмысленный... диск”. | “Дыша духами и туманами”; “девичий стан”; “солнце”; “очарованная даль”; - “излучины” души; “истина”. |
Проверка самостоятельной работы. Обучающиеся зачитывают, что они написали. Проверяем по презентации. (сл.18)
Преподаватель: (сл.1)
А теперь ответим на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока: кто же такая Незнакомка.
Ответ:
Муза, Поэзия, мечта, образ идеальной женщины.
Запись в тетради:
Незнакомка – Муза, Поэзия, мечта, образ идеальной женщины
Преподаватель:
Поэт и Незнакомка - одиноки. Блок хочет показать, что в том обществе, в котором он находится, его мечту и то, что происходит на самом деле -нельзя объединить.
Запись в тетради.
Вывод:
В первой части — серость и пошлость окружающей действительности;
во второй — незнакомка;
композиция доводит до нас главную мысль стихотворения. Незнакомка – мечта Блока, желание видеть мир прекрасным.(сл.19)
Преподаватель:
Мы с вами провели анализ стихотворения, а теперь давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрим, как мы выполнили поставленные нами цели и задачи урока.
Цель урока
чтение и анализ стихотворения «Незнакомка».
Задачи
определить композицию стихотворения;
определить, что хочет показать Блок в каждой части;
определить главную идею стихотворения. (вернуться к слайду 15 )
Проблемный вопрос
Кто такая Незнакомка.
Как вы считаете, все ключевые моменты урока мы определили?
Преподаватель:
Чем же отличается раннее творчество Блока от творчества более позднего периода? И что общего?
Ответ:
Поменялось мировоззрение поэта. Более реальные взгляды на жизнь. Отсутствие ярких красок. Но, всё же, есть присутствие мечты.
4.Подведение итогов урока.
5.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Незнакомка»
Преподаватель:
А сейчас я хочу предложить вам прослушать чтение этого стихотворения в профессиональном исполнении. (видеофильм сл.20)
Спасибо за внимание.
13
Бушина Ольга Валерьевна