СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для анализа стихотворения Блока "Незнакомка"

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"»

Региональный конкурс «Лучшая разработка урока с использованием ИКТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГПОУ ТО «НОВОМОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»











РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«ЛУЧШАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

ТЕМА: «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А.БЛОКА «НЕЗНАКОМКА».





Разработал

преподаватель русского языка и литературы

Бушина Ольга Валерьевна













НОВОМОСКОВСК, 2016

Тема урока: Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка»

Цель урока:

- познакомиться со стихотворением «Незнакомка» и проанализировать его;

- активизация познавательной деятельности с помощью ИКТ

Задачи:

Образовательная:

- обобщить ранее полученные знания о творчестве Блока;

- понять идею автора;

- показать, как меняются цвета и настроение в блоковской лирике;

- определить, как меняется его мировоззрение.

Развивающие:

- развивать умение анализа стихотворного текста;

- уметь решать и обсуждать проблемные вопросы;

- развивать навыки анализа лирического произведения;

- развивать умение дискутировать, вырабатывать творческие способности.

Воспитательные:

- прививать любовь к творчеству Блока, развивать нравственные качества.

- формировать нравственные ценности личности.


Предметный результат:

ознакомиться со стихотворением А.А.Блока «Незнакомка», научиться внимательно читать стихотворения, выделять важное, делать выводы, дать почувствовать своеобразие блоковской лирики, представить героев, суметь прочувствовать состояние героев, определить, как создавались образы; уметь самостоятельно анализировать стихотворение; развить навыки мышления; уметь общаться между собой.

УУД:

коммуникативные:

-  уметь согласовывать свои действия, выбирать правильные решения, ставить задачи;

-  развивать речевую и умственную деятельность; 

-  сравнивать ответы и принимать решения, отстаивать свою точку зрения;

познавательные:

-  уметь создавать и решать задачи;

-  давать определение понятиям;

-  уметь использовать поисковое чтение;

-  уметь выделять из текста главное, ставить задачи, цели, проблему, выстраивать последовательность;

-  уметь работать с метафорами, эпитетами

личностные: формирование

-  освоения общекультурного наследия России;

- отношения к окружающему, восприятие мира;

Используемые педагогические технологии:

- традиционная педагогическая технология;

- информационно-коммуникационная технология;

Модель использования ИКТ

-выступление с опорой на мультимедийную презентацию



Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: 


- повышает производительность труда преподавателя и обучающихся на уроке;

 
- увеличивает объем использования наглядности на уроке; 

Методические приемы: 

- лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, чтение наизусть, просмотр презентаций.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

- стихотворение Блока «Незнакомка»;

- сайт «Незнакомка (стихотворение) – Википедия»;

- сайт «Портреты Незнакомки»;

- www.youtube.com «Незнакомка» Александр Блок.

Этапы самостоятельной работы обучающихся:

- прочитать стихотворение;

- подготовить доклад по истории создания «Незнакомки»;

- выучить наизусть стихотворение;

- подготовить презентации к урокам, видеофильм.

Оснащение:

- компьютер;

- презентации;

- видеофильм;

- портрет А.А.Блока;

- сборник стихотворений Блока.

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление и углубление знаний.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент: отмечаю отсутствующих. (сл.3)

2. Вступительное слово учителя

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «Незнакомка».

Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Блока «Незнакомка». Но это стихотворение более позднего периода поэта. И, прежде мы вспомним то, о чём говорили на предыдущих уроках о раннем творчестве Блока.

Преподаватель:

К какому литературному направлению принадлежит Блок?

Ответ:

Символизм.

Преподаватель:

В чём особенность символизма.

Ответ:

Видимость мира в ярких красках.

Преподаватель:

Назовите известный цикл ранних стихотворений Блока.

Ответ:

«Стихи о Прекрасной Даме».

Преподаватель:

В чём особенность этого цикла. Кому он посвящён.

Ответ:

Видение мира в прекрасном, в ярких красках, посвящён Любови Менделеевой.

Преподаватель:

А сейчас обратимся к стихотворению «Незнакомка». Это одно из лучших стихотворений Блока. Оно обладает музыкальностью, с первого же прочтения заставляет задуматься, проникнуть в атмосферу блоковского мира. «Незнакомка» пленяет.

Но прежде, чем мы начнём изучение стихотворения, давайте послушаем историю создания этого стихотворения. Нам заранее подготовила информацию ( фамилия обучающегося).

История создания стихотворения «Незнакомка» (сл.3)

Обучающийся: 

Поэт-символист Владимир Пяст писал в воспоминаниях, что весной 1906 года жизнь Блока была подчинена особому ритуалу: ежедневно, проснувшись и пообедав, он отправлялся на прогулку по окрестностям Петербурга. Во время скитаний по пригородным дорогам поэт открыл для себя «таинственно-будничные» Озерки с небольшим ресторанчиком. Став с определённого момента завсегдатаем этого заведения, Александр Александрович мог часами сидеть в прокуренном зале за бутылкой красного вина. Литератор Георгий Чулков рассказывал, что Озерки — в то время небольшой дачный посёлок под Петербургом — оказались для Александра Александровича необычайно притягательным местом: он любил там «романтически пропадать», «ища забвение в вине». В ту пору Блок считал, что ему необходим новый жизненный опыт, связанный с погружением на «грязное дно жизни».

По данным литературоведа Владимира Орлова, озерковский ресторан находился неподалёку от вокзала; у поэта там имелось постоянное место у окна, откуда открывался вид на железнодорожную платформу. Весной 1906 года настроение Блока часто совпадало с состоянием Версилова — героя романа Достоевского «Подросток», — который признавался: «Я люблю иногда от скуки, от ужасной душевной скуки… заходить в разные вот эти клоаки». Впоследствии Александр Александрович пояснял, что придуманная им в Озерках Незнакомка — это «вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».

Момент непосредственного создания «Незнакомки» был зафиксирован поэтом Андреем Белым — по его словам, Блок вернулся домой в полночь, «в мятом своём сюртуке, странно серый». На вопрос жены о причинах «окаменелости» он ответил: «Да, Люба, [я] пьяный», после чего вынул из кармана листок со строчками «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух». Как отмечал литературовед Константин Мочульский, «они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой». Позже Александр Александрович пригласил в Озерки своего товарища — сотрудника символистских изданий Евгения Иванова, чтобы показать, при каких обстоятельствах возникла «Незнакомка»:


«Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский»... Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на «позолоченный» «крендель булочной» на вывеске в кафе. Всё это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он вёлся в тот вечер, когда появилась Незнакомка.

Преподаватель:

Образ таинственной незнакомой был интересен не только писателям и поэтам, но и художникам. Я предлагаю вам посмотреть презентацию с картинами «Незнакомок» художников.(сл. 4-12)

Анализ стихотворения

Преподаватель:

Познакомимся с самим стихотворением А.Блока. Стихотворение читает наизусть ( фамилия, имя) (сл13.)

Преподаватель:

Исходя из той информации, которую мы получили, попробуем сформулировать цели и задачи нашего урока, поставить проблемный вопрос.

Что мы будем делать на уроке?

Ответ:

Цель урока:

чтение и анализ стихотворения «Незнакомка»

Преподаватель:

На что мы обратим внимание при знакомстве со стихотворением?

Ответ:

Задачи:

  1. определить композицию стихотворения;

  2. определить, что хочет показать Блок в каждой части;

  3. определить главную идею стихотворения. (после ответов сл14. )

Преподаватель:

Что мы должны будем выяснить по ходу изучения стихотворения?

Ответ:

Проблемный вопрос нашего урока: “Кто такая Незнакомка». (после ответов сл15.)

Преподаватель:

Обратите внимание на композицию стихотворения. Сколько частей вы бы выделили?

Ответ:

В стихотворении две части.

Анализ первой части стихотворения. Прочтение первой части (читают по строфам первую часть). (сл16.)

Преподаватель:

В какое время года и дня происходят описываемые Блоком события?

Ответ:

Блок описывает весенний вечер.

Преподаватель:

Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.  

Ответ:

Блок показывает в первой части образы «дам», «испытанных остряков», «крендель булочной», «диск» луны, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи».

Преподаватель:

В ходе использования ключевых слов (эпитетов), с помощью которых автор обесценивает такие понятия как весна, свидание. Давайте определим понятия некоторых слов.

Ответы:

Не воздух, а «тлетворный дух», автор делает однородными слова «весенний» и «тлетворный» (т.е. гибельный, порождённый тлением).

Запись в тетрадях.

1 часть.

При описании обыденности Блок использует антитезу «весенний – тлетворный».

Работа со словарём. Даём понятие слова «тлетворный» из «Толкового словаря» Ожегова.

«Тлетворный – вредный, разлагающий, гибельный».

Ключевые слова:

эпитеты: «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», «крендель булочной», «бессмысленнокривится», «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки», «раздаётся женский визг».

В первой части стихотворения звучит тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Преподаватель:

Какой цвет преобладает в первой части?

Ответ:

Серый.

Преподаватель:

Если мы внимательно посмотрим в текст, то увидим, что метафора «И каждый вечер…» повторяется несколько раз и в первой, и во второй части. Почему?

Ответ:

Всё, что с ним происходит, повторяется каждый вечер.

Преподаватель:

Во второй части стихотворения мы сможем увидеть местоимения «я», «мне», которые отсутствуют в первой части. Найдите в тексте эти слова.

Ответ:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Преподаватель:

О чём говорят эти строки?

Ответ:

Что автор одинок. Ему неуютно в том месте, где он находится. Блоку чуждо это общество, и он осуждает его.

Преподаватель: (сл.17)

Обращаемся ко второй части стихотворения.

Чтение второй части стихотворения по строфам.

Как показывает Блок Незнакомку? Подтвердите словами из текста.


И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.


И, странной близостью окованный,

Смотрю за тёмную вуаль.

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Преподаватель:

Что символизирует туман и духи в стихотворении?

Ответ:

Загадочность Незнакомки.

Преподаватель:

Определите ключевые слова во второй части.

Ответ:

«каждый вечер», «сон», «девичий стан», «в туманном окне».

Запись в тетрадях.

2-ая часть.

Ключевые слова:

каждый вечер, сон, девичий стан, в туманном окне. Туман и духи символизируют загадочность и индивидуальность Незнакомки. Её появление - противопоставление первой части.

Преподаватель:

Какой цвет преобладает во второй части?

Ответ:

Чёрный.

Преподаватель:

Возвратимся опять к раннему творчеству Блока. Какие цвета мы видим в раннем творчестве и какой цвет преобладает в «Незнакомке»? Почему?

Ответ:

В раннем творчестве мы видим яркие цвета, а в «Незнакомке» серый и чёрные, потому что меняется мировоззрение Блока.

Преподаватель:

А сейчас мы выясним, есть ли взаимосвязь между двумя частями. Для этого мы должны выписать противоположные образы из первой и второй частей стихотворения.

3.Закрепление материала.

Найти противоположные образы в первой и второй частях стихотворения. Записать в тетрадь (обучающиеся составляют таблицу в тетради).

1 часть

2 часть

“Горячий воздух дик и глух”;

“женский визг”;

“бессмысленный... диск” луны,

“скука загородных дач”,

“канавы”,

“бессмысленный... диск”.


“Дыша духами и туманами”;

“девичий стан”;

“солнце”;

“очарованная даль”;

- “излучины” души;

“истина”.



Проверка самостоятельной работы. Обучающиеся зачитывают, что они написали. Проверяем по презентации. (сл.18)

Преподаватель: (сл.1)

А теперь ответим на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока: кто же такая Незнакомка.

Ответ:

Муза, Поэзия, мечта, образ идеальной женщины.

Запись в тетради:

Незнакомка – Муза, Поэзия, мечта, образ идеальной женщины

Преподаватель:

Поэт и Незнакомка - одиноки. Блок хочет показать, что в том обществе, в котором он находится, его мечту и то, что происходит на самом деле -нельзя объединить.

Запись в тетради.

Вывод:

  1. В первой части — серость и пошлость окружающей действительности;

  2. во второй — незнакомка;

  3. композиция доводит до нас главную мысль стихотворения. Незнакомка – мечта Блока, желание видеть мир прекрасным.(сл.19)

Преподаватель:

Мы с вами провели анализ стихотворения, а теперь давайте вернёмся к началу нашего урока. Посмотрим, как мы выполнили поставленные нами цели и задачи урока.

Цель урока

чтение и анализ стихотворения «Незнакомка».

Задачи

  1. определить композицию стихотворения;

  2. определить, что хочет показать Блок в каждой части;

  3. определить главную идею стихотворения. (вернуться к слайду 15 )

Проблемный вопрос

Кто такая Незнакомка.

Как вы считаете, все ключевые моменты урока мы определили?

Преподаватель:

Чем же отличается раннее творчество Блока от творчества более позднего периода? И что общего?

Ответ:

Поменялось мировоззрение поэта. Более реальные взгляды на жизнь. Отсутствие ярких красок. Но, всё же, есть присутствие мечты.

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Незнакомка»

Преподаватель:

А сейчас я хочу предложить вам прослушать чтение этого стихотворения в профессиональном исполнении. (видеофильм сл.20)

Спасибо за внимание.



13

Бушина Ольга Валерьевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!