Тарбальджейская ООШ
Анализ периода адаптации обучающихся 5 класса
на уроках русского языка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически важных проблем, а период адаптации в 5 классе – один из трудных периодов школьного обучения.
А такие предметы, как русский язык и литература - одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе основной школы, потому и соблюдение одного из основных принципов дидактики - принципа преемственности, необходимо.
Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием, т.к в школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в старших классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической зоркости учащихся. Программа 4 класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в среднем звене.
Преподавание русского языка в 5 классах ведётся по учебнику , что позволяет осуществить коммуникативный подход к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы идет на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
- возросший объем и темп работы (дети пишут медленно и часто не успевают за учителем);
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно;
-изменение роли учащегося;
-различие требований со стороны учителей-предметников
В этом году в 5 классе обучается 4 чел.
Дети пассивны на уроках, редко проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу. Дисциплина на уроках хорошая, к выполнению домашних заданий относятся недобросовестно, требуют постоянного внимания со стороны учителя, в тетрадях прослеживается несоблюдение единого орфографического режима.
Обучающиеся 5 класса не заинтересованы в собственных учебных результатах.
Сформированность учебных навыков по русскому языку:
-бывают исправления, зачеркивания;
-невнимательность и торопливость;
-орфографические и пунктуационные;
-незнание правил и невнимательность;
-невнимательность и торопливость.
Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний
в конце 4 и за I триместр 5 класса по русскому языку
Предмет Класс | Русский язык |
Качество | Успеваемость |
4 класс | 50 | 100 |
5 класс | 0 | 100 |
Обучающиеся допускают ошибки при написании текста под диктовку, различных видах разбора, искажают и заменяют буквы, возникают трудности при чтении предложений и текста.
Входная (плановая) диагностическая работа по русскому языку
Задачи проведения работы:
1. Выявить усвоение знаний по русскому языку, предусмотренных программой, и проанализировать готовность учащихся к обучению.
2. Замерить уровень языковой подготовки, на котором будет строиться дальнейшее обучение языку в средней школе.
Вид работы: диктант
Анализ контрольных работ позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины.
Из 3 обучающихся (1 уч- отсутствовал по ув. причине), писавших работу:
-1 допустил 1 - 2 ошибки; 1 - допустил более 3 ошибок, 1- более 5-6 ошибок
При проверке контрольного диктанта выявились следующие ошибки:
проверяемые безударные гласные в корне;
непроверяемые безударные гласные в корне;
3.правописание удвоенных и непроизносимых согласных в корне слова;
4.Замена, пропуск, искажение букв;
5. Правописание окончаний существительных, прилагательных.
Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало года по русскому языку показал, что средний балл: 3; качество знаний- 33 %; успеваемость -67 %
Вывод:
Таким образом, как учитель русского языка, стараюсь грамотно спланировать работу по неусвоенным учениками темам. Проводится детальный анализ, выявляются традиционные ошибки, тщательно анализируются работы учеников, не справившихся с заданием. Дети не могут безошибочно списывать тексты, с ними проводится индивидуальная работа.
Исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить, что адаптация обучающихся 5 класса к новой форме обучения на средней ступени прошла в допустимые сроки.
25.11.2023 г. Намцараева Ольга Самбуевна, учитель русского языка и литературы