СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ исторического материала

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации адресованы студентам с целью формирования умений определять последствия, давать оценку и анализ историческим событиям, явлениям в процессе изучения истории.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Анализ исторического материала»

17


СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»

















Анализ исторического материала

Методические рекомендации для студентов

























Составитель: Наташенков Н.А.









Анализ исторического материала. Методические рекомендации для студентов / Авт.-сост.– 14 с.



Методические рекомендации адресованы студентам с целью формирования умений определять последствия, давать оценку и анализ историческим событиям, явлениям в процессе изучения истории.






































Содержание



стр.

1. Общая логика исторических событий и явлений……………………..

4

Определение причин исторических событий………………………………….

4

Определение сущности исторических событий………………………………

5

Определение последствия события…………………………………………….

7

Оценка исторического события………………………………………………….

9

Сравнение исторического события……………………………………………..

9

2. Анализ исторических событий…………………………………………….

10

Анализ истории развития страны в определенный исторический период.

10

Анализ экономического развития страны……………………………………...

10

Анализ социального развития страны………………………………………….

11

Анализ политического развития страны……………………………………….

11

Анализ истории войны…………………………………………………………….

12

Анализ сражения…………………………………………………………………...

12

Анализ революции…………………………………………………………………

13

Анализ политических течений……………………………………………………

13

Характеристика исторических деятелей (деятелей культуры)…………….

13

Анализ культурного развития страны…………………………………………..

13

Литература, Интернет-ресурсы………………………………………………….

14






























1. Общая логика исторических событий и явлений






Определение причин исторических событий


Причинно-следственной называется такая связь исторических событий или явлений, при которой одно событие или явление порождает другое.


Причинно-следственные связи можно устанавливать в одной сфере исторической деятельности людей, например – экономической, проследив во времени, в хронологической последовательности развитие событий или явлений. Такие связи называются вертикальными.

Пример.











Причины (последствия) явлений можно прослеживать и в различных областях жизни людей: экономической, политической, социальной и т.п. Такие связи, которые устанавливаются между различными областями жизни страны в один и тот же период времени называются горизонтальными. Причины любого явления могут быть внутренними, обусловленными процессами развития страны, и внешними, связанными с положением государства в мире.

Пример.


Причины развития любого события или явления порождены противоречиями, возникающими в истории. Установить их – это еще один возможный способ определения причинно-следственных связей.

Пример.


Достижение научно-технической мысли (изобретение паровой машины)

Неспособность ручного производства удовлетворить растущие потребности населения в товарах






Промышленный переворот




Определение сущности исторических событий


Сущность события (явления) – это такой его отличительный признак или несколько признаков, без которых событие (явление) теряет смысл.



























Возможны несколько способов определения сущности событий и явлений.

1 способ. Для определения сущности события (явления) можно в его описании выделить ключевое слово или группу слов, без которого характеристика события (явления) теряет смысл. Это слово позволит определить сущность изучаемого вопроса.

Пример.

Референдум – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства.

2 способ. Для определения сущности явления (события) можно установить все его черты и из них выделить главную, отличительную.

Например.


Черты явления:


- внедрение технических изобретений в производство;

- увеличение размеров предприятий;

- увеличение объема выпускаемой продукции;

Общие признаки

промышленного

и ремесленного

производства

- замена ручного труда машинным


Сущностныц признак,

характерный только

для промышленного

производства


3 способ. Для определения сущности события (явления) можно установить все признаки (события) явления и найти то общее, что их объединяет.

Пример.


Признаки явления:

- власть в стране принадлежит одному человеку;

- правитель назначает все органы власти и управления;

- для управления страной создается огромный бюрократический аппарат;

- власть опирается на регулярную армию.



Сущность явления

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ










4 способ. Для определения сущности явления можно сопоставить рассматриваемые признаки события (явления) с аналогичными событиями (явлениями) и из них выделить то особенное, что отличает данное событие (явление) от других.

Например.


Сущность

Общее

Особенное

Монархия -




форма государственного правления

при которой власть сосредоточена в руках одного человека, и она передается, как правило, по наследству

Республика -

при которой высшая власть в стране принадлежит выборному органу


Определение последствия события


В истории все взаимосвязано, то последствия одного события (явления) – это одновременно причины нового события (явления).

1 способ – посмотреть, как анализируемое событие влияло на различные области жизни страны (экономические, политические, социальные и т.д.). Чем разнообразнее будут связи, которые вы установите между изучаемым событием и различными сторонами жизни общества, тем глубже будет ваше понимание прошлого.

Пример.

Как правило, все видят связь между деятельностью декабристов и их влиянием на последующее революционно-демократическое движение в России. Но их взгляды оказали не меньшее воздействие и на становление либеральной общественной мысли (связи по вертикали). Их нравственный облик вдохновлял не только поэта-демократа Некрасова, но и аристократически изысканную Зинаиду Гиппиус. Помимо идейного и нравственного воздействия, движение декабристов сыграло определенную роль в установлении политической реакции в стране после 1825 года (связи по вертикали).

2 способ проследить масштаб воздействия событий в пространстве: определить влияние события (явления) на международные процессы во всем мире, в регионе, в некоторых странах.

Пример.

Установить связь между выступлением декабристов и освободительным движением в Польше.

3 способ: можно посмотреть на влияние события (явления) во времени.

Пример.

Как бы неоднозначно не оценивали деятельность Павла I, но его закон о престолонаследии просуществовал до 1917 года и ему старались следовать при решении главного вопроса жизни любого государства – вопроса о верховной власти.









Оценка исторического события


Оценки исторических событий (явлений, процессов) могут лежать в разных плоскостях в зависимости от того, что вас интересует в прошлом.

Оценивать события можно по масштабам его воздействия во времени и пространстве. Такой подход соотносится с определением последствий события, он ближе всего к исторической оценке.

Пример.

Победа в Отечественной войне 1812 года имела международное значение, так как повлекла за собой крушение империи Наполеона.

При оценке события мы, порой, выявляем опыт, который накоплен в деятельности людей в тот или иной период, значимый для наших дней. Такой подход соотносится с политической оценкой событий.

Пример.

Для наших дней имеет актуальное значение опыт деятельности I – IV Государственных дум и земств в России.

В школьном курсе истории мы часто прибегаем к нравственным оценкам произошедшего.

Пример.

Для нашей страны большое значение имело влияние тоталитарного режима на формирование морали советских людей.

Следует различать нравственные оценки с позиций морали изучаемого времени и с позиций современных представлений о нравственности.

Оценка может быть односторонней, субъективной, а должна быть, по возможности, всесторонней, более объективной.

Пример.

В работе одного из учеников мы читаем такое восприятие прошлого через субъективное восприятие событий в его семье: «Мои родные утверждают, что в период хрущевской «оттепели» в нашей семье был достаток, люди стали говорить все, что они думают, появилось много интересных книг и кинофильмов, это было замечательное время свободы». В другой работе предпринята попытка посмотреть на этот вопрос, взвеси «за» и «против»: «В 60-е годы начинается процесс улучшения взаимоотношений с капиталистическими странами, в том числе с США. Но, с другой стороны, разражается Карибский кризис. В политической жизни исчезают явления, связанные с культом личности Сталин, предпринимается попытка принимать коллективные решения, но система власти, избирательная система остается прежней. В стране сохраняется однопартийная система»,

Безусловно, чем всестороннее оценка исторических событий и явлений, тем шире и глубже ваше понимание прошлого. Важно, чтобы оценки, даваемые вами были обоснованны.


Сравнение исторического события


Сравнивать события (явления) – это значит определить то общее, что их объединяет, и выявить отличительные признаки. Сравнение исторических событий (явлений), как уже отмечалось, позволяет лучше понять их сущность.

1. Чтобы провести полное сравнение, нужно наметить его план, линии (параметры), по которым будут сопоставляться события (явления).

2. Затем, в соответствии с планом, подберите факты, характеризующие каждое из сравниваемых событий (явлений).

3. Сопоставьте их. Выделите одинаковые признаки и черты, отличающие одно событие (явление) от другого.

4. Объясните причины сходств и различий.

5. Сравнение удобно осуществлять письменно, заполняя таблицу.

Пример.


План (линии) сравнения

Ремесленная мастерская

Промышленное предприятие

1. Цель производства

Производство изделий для сбыта потребителям

2.Размеры производства

Мелкое производство

Крупное производство

3. Организация труда

Совместный труд

Разделение труда

4. Характер труда

Ручной труд

Машинный труд


2. Анализ исторических событий


Анализ истории развития страны в определенный исторический период


1. Хронологические рамки рассматриваемого периода истории страны.

2. Географическое положение страны. Территория, климат, природные условия, народонаселение.

3. Экономическое развитие страны. Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов.

4. Социальное развитие страны. Классы, социальные группы в обществе.

5. Политическое развитие страны. Государственное устройство. Внутренняя политика. Политические партии и их течения. Внешняя политика. Войны.

6. Культурное развитие страны. Наука. Образование. Искусство.

7. Характерные черты и особенности развития страны в данный исторический период.

8. Значение данного периода в истории страны.


Анализ экономического развития страны


1. Влияние географического положения страны (территории, климата, природных условий, состава и численности населения) на развитие хозяйства.

2. Государственная экономическая политика.

3. Развитие сельского хозяйства:

а) сельскохозяйственные районы страны (специализация районов);

б) развитие земледелия (выращиваемые культуры, урожайность, орудия труда, система земледелия); овощеводство, садоводство;

в) скотоводство (виды скота, продуктивность животноводства и т.д.);

г) промыслы (лесные промыслы, рыболовство);

д) объем сельскохозяйственной продукции, пути ее реализации.

4. Развитие промышленности (ремесла):

а) технические достижения, обеспечивающие прогресс в производстве;

б) районы развития промышленности (ремесла);

в) виды промышленного (ремесленного) производства;

г) типы промышленных предприятий (ремесленная мастерская, мануфактура, фабрика);

д) характер труда на производстве, особенности организации производства;

е) объем промышленной продукции, пути ее реализации.

5. Развитие торговли:

а) внутренняя торговля (торговые пути, центры внутренней торговли, торговые предприятия, виды продукции на внутреннем рынке);

б) внешняя торговля (торговые пути, центры внешней торговли, предметы экспорта и импорта).

6. Финансовое развитие:

а) денежная система страны;

б) финансовые учреждения (ростовщичество, банки и т.д.);

в) финансовая политика государства.

7. Характерные черты и особенности экономического развития страны в данный период.

8. Значение хозяйственного развития страны (место страны в мировом производстве, влияние экономики на развитие социально-экономических отношений, на дальнейшее развитие государства).


Анализ социального развития страны


1. Классы и социальные группы общества. Их взаимоотношения.

2. Характеристика типичных представителей классов и социальных групп. Образ жизни различных слоев общества.

3. Социальные движения.

4. Нации и народности в государстве. Их взаимоотношения. Национальные движения.

5. Влияние социальных отношений на развитие страны.

6. Государственная социальная политика.


Анализ политического развития страны


1. Государственное устройство страны:

а) государственные границы и административно-территориальное деление;

б) высшие органы власти и управления;

в) местные органы власти и управления;

г) суд, судопроизводство;

д) армия, виды войск и вооружения;

е) законы;

ж) преобразования (реформы) в области государственного устройства и управления.

2. Внутренняя политика государства:

а) главы высших органов власти и управления, их характеристика;

б) основные задачи внутренней политики;

в) экономическая, социальная, национальная, законодательная, культурная политика государства;

г) оппозиционные партии (группировки), их программы, лидеры, взаимоотношения с государственной властью;

д) отношение власти к общественным национально-освободительным движениям;

е) итоги внутренней политики.

3. Внешняя политика государства:

а) место страны на международный арене, задачи внешней политики; видные дипломатические деятели;

б) основные направления внешней политики;

в) участие страны в международных конференциях, коалициях;

г) участие в войнах и международных конфликтах;

д) итоги внешней политики.

4. Характерные черты и особенности политического развития страны в данный период.

5. Влияние проводимой политики на дальнейшее развитие страны, ее международное положение.


Анализ истории войны


1. Причины войны. Повод к войне.

2. Подготовка сторон к войне:

а) дипломатическая;

б) военная (вооруженные, силы и планы сторон);

в) характеристика военного искусства накануне войны;

г) характеристика полководцев, военачальников;

д) планы войны.

3. Характер войны.

4. Ход военных действий (этапы войны):

а) начало войны;

б) дальнейшие этапы войны, важнейшие сражения;

в) окончание войны.

5. Полководцы и другие участники военных действий – герои сражений.

6. Особенности стратегии и тактики ведения войны.

7. Итоги войны. Условия мира (перемирия).

8. Причины победы (поражения) в войне.

9. Значение войны:

а) международные последствия войны;

б) значение исхода военных действий для дальнейшего развития данной страны.


Анализ сражения


1. Характеристика событий, предшествующих сражению.

2. Силы, планы сторон. Военачальники. Подготовка к сражению.

3. Этапы битвы. Герои сражения.

4. Исход битвы.

5. Причины победы (поражения) в битве.

6. Значение битвы в ходе войны.


Анализ революции


1. Причины революции. Повод к началу событий.

2. Движущие силы революции. Вожди революции. Партии (группировки) и их программы.

3. Задачи революции.

4. Характер революции.

5. Ход революции (этапы):

а) начало революции;

б) дальнейшие этапы революции, важнейшие события;

в) окончание революции.

6. Массы, вожди и другие участники революции.

7. Особенности революции.

8. Итоги революции. Вопрос о власти.

9. Причины победы (поражения) в революции.

10. Значение революции:

а) международные последствия революции;

б) значение исхода революции для дальнейшего развития данной страны.


Анализ политических течений


1.Предпосылки возникновения общественного течения (идеологические, социально-политические).

2. Политические (общественные) организации. История их создания. Характеристика их руководителей.

3. Программы: оценка процесса исторического развития страны, отношение к существующему строю, задачи экономических, социальных и политических преобразований.

4. Способы преобразования общества.

5. Итоги деятельности. Причины таких итогов.

6. Значение политического течения.


Характеристика исторических деятелей (деятелей культуры)


1. Историческая обусловленность деятельности личности.

2. Происхождение, воспитание.

3. Черты характера. Его представления о морали.

4.Общественно-политические (эстетические, научные) взгляды личности.

5. Основные этапы деятельности (творчества).

6. Значение деятельности личности. Ее основные заслуги. Роль в истории (в истории культуры).

7. Ваше отношение к личности.


Анализ культурного развития страны


1. Историческая обусловленность развития культуры в данный период.

2. Развитие научных знаний. Выдающиеся ученые. Их достижения. Научные учреждения.

3. Развитие образования. Виды учебных заведений. Характер обучения.

4. Развитие литературы. Художественные направления в литературе. Виды и жанры литературных произведений. Их авторы. Основные произведения.

5. Развитие архитектуры. Архитектурные стили. Выдающиеся зодчие. Памятники архитектуры.

6. Развитие изобразительного искусства. Художественные направления в изобразительном искусстве. Тематики и жанры изобразительного искусства. Мастера изобразительного искусства. Их произведения и вклад в культуру.

7. Развитие музыки и театра. Художественные направления в музыкальном и театральном искусстве. Музыкальные жанры. Композиторы. Их произведения и вклад в развитие культуры. Выдающиеся режиссеры и актеры. Значение их творчества. Характерные черты и особенности культурного развития страны в данный период.

8. Вклад деятелей науки и искусства в отечественную и мировую культуру.






Источники


1. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ГОСТ Р 7.0.5 2008. – Введен 28.04.2008. – М., 2008.

2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1 – 2003. – Принят 02.07.2003. – М., 2004.


Литература


3. Лазукова Н.Н., Кузин Д.В. Учимся приобретать и осмыслять знания. – СПб.: ООО «КОРОНА принт». – 96 с., ил.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!