СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ басен Эзопа и Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ басен Эзопа и Крылова»

Жапаров Абдуллажан Жапарович

учитель русского языка и литературы

средней школыКой-ТашЛяйлякского района Баткеской области


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова


Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»



АННОТАЦИЯ

Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.


Тема урока:Анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Технология:проблемно-исследовательская на диалоговой основе

Цели:

  • обобщить знания учащихся, полученные о басне, ееособенностях;

  • учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;

  • обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

  • воспитывать высокие моральные качества;

Оборудование:учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.

Ход урока:


Проверка готовности детей к уроку.

Приветствие гостей.

Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.

Хочуначать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова.по цитатам определите название.

1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»

2. Вот что-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки.«Слон и Моська»

3. То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает,

То их полижет.«Мартышка и очки»

4. Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

Всё ваша музыка плоха.«Кукушка и Петух»

5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».

6.“Ты все пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».

“Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона” «Слон и Моська».

“А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».

Учитель:

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- Древниеиндейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова..(просмотр видео «Эзоп»)

-В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.(класс делится на две группы)

- У вас на столах лежат–тест. Приступаем к его выполнению.

(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,

ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову

1. Жил:а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ –ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.

2.Родился:а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3.В жизни был:а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

4. Внешний вид:

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

Iвариант:1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)

IIвариант:1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ –ХІХвеках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

Работа по теме урока.

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

  • Давайте вспомним, что такое басня?(Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

  • Из чего состоит басня?(Рассказ и мораль.)

  • Какой главный принцип создания басни?(Аллегория.)

  • Что такое аллегория?(Иносказание.)

  • Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков.)

  • Кто является родоначальником басни?(Эзоп.)

  • Что значит эзопов язык?(Замаскированное выражение мысли.)

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложениесюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

- Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басняхЭзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп.(класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен)(Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)

-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица»ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)

-Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.

-Поможет нам в этом план сравнения басен:

План сравнительного анализа:

  • Сюжет

  • Герои

  • События, действия героев

  • Мораль

  • Цель басни

  • Художественные особенности


Сходство

Различие

  1. Название

  2. Один сюжет

  3. Одни и те же персонажи

  4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность

  5. В баснях высмеиваются людские пороки

  6. Мораль как поучение

  7. Повествование от лица авторов

  1. Форма повествования – проза и стихи

  2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог)

  3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии

  4. У Крылова басня более развёрнута:

  5. - Характеры раскрыты глубже

- Развернутое подробное описание:

«жаркий день», «голодный рыскал волк»

- Живая разговорная речь (просторечия)

- Открытое отношение к героям

  1. Басня выразительнее, живописнее

- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)


Сходство

Различие

  1. название, сюжет.

  2. общий герой.

  3. в басне высмеиваются пороки.

  4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства).

  5. повествование от лица автора.

  1. Проза – у Эзопа, а у Крылова - стихи;

  2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса)

  3. У Крылова басня больше развернута: - разговорная речь («Кумушка», «Яхонты» (рубины), «Отколь», «Око».

- действия Лисы даны подробно.

- мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет»


Физминутка.(Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)

- Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»

- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)

  1. -Время написания? (разное:VІ век до н. э,ХVІІІвек)

  2. - Форманаписания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)

  3. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)

- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).А характеры героев? (совпадают.Аллегория в изображении героев).

Итог урока.

- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.

- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?

- Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?

- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?

-Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

V. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?

Я сегодня узнал (а) …

Было интересно …

Я поняла (а), что …

Я научилась …

Чем мне запомнилось? …

-Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание:выучить наизусть одну из басен Эзопа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!