Жапаров Абдуллажан Жапарович
учитель русского языка и литературы
средней школыКой-ТашЛяйлякского района Баткеской области
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока:Анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология:проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
обобщить знания учащихся, полученные о басне, ееособенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование:учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Приветствие гостей.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочуначать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова.по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки.«Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет.«Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха.«Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
Учитель:
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- Древниеиндейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова..(просмотр видео «Эзоп»)
-В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.(класс делится на две группы)
- У вас на столах лежат–тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил:а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ –ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2.Родился:а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был:а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
-Давайте проверим вашу работу:
Iвариант:1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
IIвариант:1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ –ХІХвеках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
Давайте вспомним, что такое басня?(Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
Из чего состоит басня?(Рассказ и мораль.)
Какой главный принцип создания басни?(Аллегория.)
Что такое аллегория?(Иносказание.)
Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков.)
Кто является родоначальником басни?(Эзоп.)
Что значит эзопов язык?(Замаскированное выражение мысли.)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложениесюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
- Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басняхЭзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп.(класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен)(Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица»ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
-Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
Сходство | Различие |
Название Один сюжет Одни и те же персонажи Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность В баснях высмеиваются людские пороки Мораль как поучение Повествование от лица авторов | Форма повествования – проза и стихи У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог) У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии У Крылова басня более развёрнута: - Характеры раскрыты глубже - Развернутое подробное описание: «жаркий день», «голодный рыскал волк» - Живая разговорная речь (просторечия) - Открытое отношение к героям Басня выразительнее, живописнее |
- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
Сходство | Различие |
название, сюжет. общий герой. в басне высмеиваются пороки. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства). повествование от лица автора. | Проза – у Эзопа, а у Крылова - стихи; У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса) У Крылова басня больше развернута: - разговорная речь («Кумушка», «Яхонты» (рубины), «Отколь», «Око». - действия Лисы даны подробно. - мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет» |
Физминутка.(Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
- Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
-Время написания? (разное:VІ век до н. э,ХVІІІвек)
- Форманаписания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).А характеры героев? (совпадают.Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крлыов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
- Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
-Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
-Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание:выучить наизусть одну из басен Эзопа