СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "«Сравнительный анализ героев басен Эзопа и И.А. Крылова «Ворона и лисица»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержите технологическую карту, презентацию, физкультминутку, задания для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

ЛЕБЕДЬ

РАК

ЩУКА

СЛОН

МОСЬКА

ВОРОНА


Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест по изученному материалу.


Выберите правильный ответ и поднимите
карандаш или фломастер этого цвета.

1. БАСНЯ – это:

    • краткий рассказ;

    • поучительный рассказ;

    • краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей

  • научить правильному поведению

  • показать пример для подражания

3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

  • прямое значение

  • иносказательное значении

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль

  • вывода нет, каждый придумывает его сам.

  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен?

  • Они высмеивают не людей, а животных.

  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

Они высмеивают только богатых людей.

Речевая разминка.


а) Проворонила ворона воронёнка.

- Что интересного заметили в этой скороговорке?


б)(чистоговорка)

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.




Просмотр содержимого документа
«Это интересно-Крылов»

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, баснописец. Он родился в семье военного. В 9 лет у него умер отец, и мальчику пришлось работать, чтобы помочь матери. В свободное время Иван Крылов любил посещать торговые площади, кулачные бои. Там он наблюдал за поведением людей, запоминал интересные слова и фразы.

Сначала Иван Крылов переводил басни с французского, а потом прославился как великий баснописец.

За 30 лет работы он написал 205 басен. Басни Крылова не стареют. Они широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга под названием «Дедушке Крылову».





















2


Просмотр содержимого документа
«картинки»



















_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________





















________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________



Просмотр содержимого документа
«тех.карта-чтение»

Технологическая карта урока


Учитель: Мачулина Наталья Владимировна
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «В»
Тип урока: урок «открытия» нового знания


Тема


«Сравнительный анализ героев басен Эзопа и И.А. Крылова «Ворона и лисица»»

Цель

 Создания условий для полноценного восприятия произведений И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

Задачи

Образовательные:

  • создать условия для расширения представлений о басне как одном из жанров литературы;

  • закрепить умения анализировать басню, находить главную мысль басни -мораль, воспринимать переносное значение смысла басни;

  • продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков самоконтроля;

  • создать условия для формирования интереса к искусству слова;

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

  • развивать творческое воображение;

  • развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств;

  • воспитывать умение сотрудничать в паре.

Коррекционные:

  • развивать речь, внимание, логическое мышление, обще учебные умения: понимать задание;

  • расширять словарный запас.

УУД

Личностные УУД:  

  • познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

  • способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

  • осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

  • по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу;

  • планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

  • проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

  • осуществлять взаимоконтроль;

  • оценивать успехи своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

  • высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Познавательные УУД:

  • понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

  • использовать средства ИКТ;

  • выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

  • представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Учащиеся научаться:

  • знать литературоведческие понятия: басня, мораль;

  • выразительно читать басни;

  • высказывать собственное мнение о прочитанном;

  • характеризовать поступки главных героев;

Учащиеся получат возможность:

  • соотнести мораль басни со своим жизненным опытом;

  • расширить знания о художественных особенностях басни.

Методы и приемы

Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, информационно-коммуникативные технологии, парная и фронтальная формы работы, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий.

Межпредметные связи

С уроком русского языка – однокоренные слова.

Основные понятия

Басня, мораль.

Ресурсы:

  •  основные

  • дополнительные

Учебник Кац, Литературное чтение, часть 2, 4 класс, рабочая тетрадь.

Компьютер, аудиозапись текста басни, тест, материал для групповой работы, музыка для физкультминутки, картинки для рефлексии.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Результаты:

формируемые УУД


Самоопределение к деятельности

Цель: установление психологического комфорта, настрой детей на работу.


Памятка «Быть внимательным»



Девиз устного урока.

Работа с опорой на памятку. Проговаривание правил работы на уроке.












«Я буду разговаривать, я буду выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно».

Личностные УУД:  

положительное отношение и интерес к уроку;

Регулятивные УУД:

определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;


Актуализация знаний учащихся

Цель: отработка изученных правил.

Подготовка к восприятию нового материала.



Тест по изученному материалу.

Выберите правильный ответ и поднимите
карандаш или фломастер этого цвета.

1. БАСНЯ – это:

    • краткий рассказ;

    • поучительный рассказ;

    • краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей

  • научить правильному поведению

  • показать пример для подражания

3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

  • прямое значение

  • иносказательное значении

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль

  • вывода нет, каждый придумывает его сам.

  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен?

  • Они высмеивают не людей, а животных.

  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

  • Они высмеивают только богатых людей.

Отвечают на вопросы теста с помощью цветных сигналов.


- Краткий иносказательный рассказ поучительного характера.





- Высмеять пороки людей.




- Иносказательное значении.



- Есть вывод мораль.





- Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.



Познавательные УУД:

выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Личностные УУД:  

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

Регулятивные УУД:

осознавать границы собственных знаний;

понимать и принимать учебную задачу;


Мотивация к учебной деятельности


1. Речевая разминка.

а) Проворонила ворона воронёнка.

- Что интересного заметили в этой скороговорке?

б)(чистоговорка)

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.


Проверка домашнего задания.

Какую басню мы читали на прошлом уроке?

- Давайте теперь проверим домашнее задание: выразительно прочтем басню «Ворон и лисица».

Учитель выставляет оценки за домашнее задание.

Учащиеся проговаривают скороговорку.

- В той скороговорке однокоренные слова.



Четко проговаривают слова второй скороговорки.






- Мы читали басню Эзопа «Ворон и лисица».



Выразительное чтение басни (2-3 человека).

Личностные УУД:  

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу;

Познавательные УУД:

критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями;

выполнять учебную задачу.

Гимнастика для глаз

- На доске в противоположных сторонах висят картинки с изображением лисы и вороны. Вам необходимо переводить глаза с одной картинки на другую, не поворачивая при этом голову.

Выполняют гимнастику стоя.

Личностные УУД:  

желание вести здоровый образ жизни.

Фиксация затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- На доске высказывание:

«Он превзошёл всех нам известных баснописцев».

- Как вы думаете о ком эти строки?

- Фамилия автора этих строк написана наоборот.

- Попробуйте расшифровать высказывание:

никшуП чивеегреС рднаскелА

- Произведение какого автора мы сегодня будем читать?

- А теперь поиграем в игру «Собери название».

На карточках написаны герои басен.

- Какому слову не нашлось пары?


- Кого мы поставим в пару к вороне?





-Об известном русском баснописце И.А.Крылове.




- Александр Сергеевич Пушкин

- И.А.Крылова




- «Лебедь, рак, да щука», «Слон и Моська», «Две бочки».

- Ворона.


- Лисицу.

Личностные УУД:  

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

Познавательные УУД:

критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

выполнять логические операции.

Постановка учебной задачи.

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.


- Какое произведение будем сегодня читать?

- Какую цель поставим перед собой?

- Басню И.А.Крылова «Ворона и лисица»


- Познакомится с новой басней И.А. Крылова, сравнить ее с басней Эзопа «Ворон и лисица».

Личностные УУД:  

положительное отношение и интерес к изучению темы;

Регулятивные УУД:

определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

планировать свои учебные действия;

Познавательные УУД:

подведения под понятие, построения рассуждений.

Построение проекта выхода из затруднения

(изучение нового материала)

Цель: построение и фиксация нового знания,

отработка алгоритма деления чисел с нулем.


Словарная работа.

- Давайте откроем рабочие тетради и выполним задание №1 на странице 6.

- Прочитайте задание.

Лесть - ________________

Гнусность - _________________

Не впрок - __________________

Взгромоздиться - _______________

Фронтальная работа по объяснению значения слов.


- Объясни значение слов.

- Лицемерие

- Неприятный, внушающий отвращение

- Не на пользу

- Взобраться с усилием


Познавательные УУД:

выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Личностные УУД:  

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

Регулятивные УУД:

осознавать и расширять границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

Первичное понимание

Прослушивание аудиозаписи.

- А теперь давайте прослушаем текст басни в исполнении известного народного артиста Валентина Гафта. Садитесь поудобнее и слушайте.

Первичное восприятие.

Какой предстала перед нами ворона?

- А лиса?


- Как вы думаете. Кто является отрицательным героем?

- На чьей стороне симпатии автора?


- Давайте откроем учебники на стр.

- В стихах или прозе она написана?

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию к басне на стр.

- Сравните величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли сидит Ворона? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «пёрышки» и какой у неё «носок»?

- Почему художник выбрал такой угол зрения?- Давайте прочитаем басню.

Чтение басни.


Дети прослушивают аудиозапись басни.




Учащиеся высказывают собственные мнения.

Мнения учащихся могут разойтись.

- Лиса, она обманула ворону.

- Ворона, она была глупа и др.



- В стихах.

- На иллюстрации видно, что фигура вороны меньше фигуры лисы.

- С такого расстояния невозможно рассмотреть детали. Это значит, что лиса обманывала.




-Читают сильные ученики (2 человека).


Познавательные УУД:

осознанно читать, соотносить полученную информацию с заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Личностные УУД:  

познавательная активность;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнем и отправимся в лес, где выполним упражнения с животными.

Физкультминутка «Бурундуки».

Личностные УУД:  

желание вести здоровый образ жизни.

Включение нового знания в систему знаний Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Раскрытие морали.

-Мы знаем, что басни писались не ради ворон и лисиц. Иван Андреевич Крылов хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

Бывают ли такие случаи у людей?

Приведите примеры.


-Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых выражена главная мысль басни?

-Как вы понимаете эти строки?

-Чему учит нас эта басня?

-Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

-Как вы их понимаете?


Работа в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах.

- Вам необходимо будет написать черты характера главных героев.



Один представите пары зачитывает характеристики.



Мы познакомились с басней Эзопа и Крылова. Что их объединяет?

В чем различия?


Какой текст басни понравился больше? Почему?





- Учащиеся приводят примеры из жизни.




«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце льстец отыщет уголок».

Нельзя верить тем,

кто льстит.










- Обмениваются мнениями, делают обобщение:

Лиса – хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая.

Ворона – глупая, доверчивая, неуклюжая.

Главные герои, мораль.


- Одна басня написана в прозе. Другая в стихотворной форме.

- Басня Крылова, потому что там интереснее описаны главные герои.

Познавательные УУД:

соотносить полученную информацию с заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Личностные УУД:  

познавательная активность;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;


Подведение итогов

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: фиксация достижений

поставленных целей.

Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку.

Какие же недостатки критикуют авторы?

-Полезным ли для вас оказался урок?

- Как знания, полученные на уроке могут пригодиться в жизни.

- Добились цели урока?

Рефлексия эмоционального состояния.

Прикрепите магнитики к той картинке, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию.

Лесть, легкомыслие, тщеславие, простоту.

- Не лгать, не слушать лесть.



Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние.

Личностные УУД:  

положительное отношение к предмету и теме урока;

Регулятивные УУД:

осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы,

оценивать успехи своей деятельности.

Домашнее задание

Цель: обсуждение домашнего задания.

Стр. 44-46 выразительное чтение басни, раб.тетр. стр. 7 №2.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные УУД:

определять познавательные задачи на отработку новых знаний.


Просмотр содержимого презентации
«vorona_i_lisitsa»

Литературное чтение  Программа «Планета знаний»  4 класс

Литературное чтение Программа «Планета знаний» 4 класс

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов

Ворона и лисица

Ворона и лисица

ворона неуклюжая глупая задумчивая доверчивая

ворона

неуклюжая

глупая

задумчивая

доверчивая

лисица Хитрая Умная лживая

лисица

Хитрая

Умная

лживая

Просмотр содержимого презентации
«физминутка с бурундуками»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!