Аналитическая справка по итогам проведения ВПР
по биологии в 6 классе в 2022-2023 учебном году
12 апреля 2023 г. учащиеся 6 класса филиала МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик приняли участие во Всероссийской проверочной работе по биологии.
Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Работу выполняли 4 учащихся (100%). Время на выполнение - 45 минут.
Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.
Подпункты задания 1 требуют краткого ответа в виде одного или нескольких слов. Задания 2.1, 6 требуют краткого ответа в виде одной цифры. Задания 2.2, 4 (все подпункты), 7, 8, 9, 10 предполагают развернутый ответ ограниченного объема. Задания 3, 5 требуют установления соответствия элементов двух множеств и записи ответа в виде последовательности цифр.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задание 1 направлено на выявление умения описывать биологический процесс. Первая часть задания проверяет умение по рисунку (схеме) выделять существенные признаки процесса. Вторая часть - определять область биологии, в которой изучается данный процесс или метод, с помощью которого данный процесс изучен. Третья - механизм (условие, особенность) протекания процесса или растительная ткань, в клетках которой процесс протекает.
Задание 2 проверяет знание тканей растительного организма и жизненных процессов, протекающих в них.
Задание 3 проверяет умение читать и понимать текст биологического содержания. От обучающегося требуется записать в текст недостающую информацию, воспользовавшись перечнем терминов.
Задание 4 направлено на умение работать с изображением отдельных органов цветкового растения. В первой части требуется назвать части изображенного органа, во второй и третьей частях указать функцию части или особенность строения, а также её значение в жизни растения.
Задание 5 контролирует умение проводить описание биологического объекта по имеющимся моделями (схемам), на примере описания листа или побега.
Задание 6 проверяет знания строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растения.
Задание 7 контролирует умение работать с микроскопическими объектами: узнавать микроскопические объекты, определять их значение.
Задание 8 проверяет умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов.
Задание 9 проверяет умение извлекать информацию, представленную в табличной форме и делать умозаключения на основе её анализа.
Задание 10 контролирует умение применять и преобразовывать символы и знаки в слова для решения познавательных задач, в частности сравнивать условия содержания комнатных растений.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задания 3 и 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Ответы на остальные задания оцениваются по критериям. Максимальный первичный балл – 24.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
- «2» от 0 до 9 баллов;
- «3» от 10 до 14 балла;
- «4» от 15 до 19 баллов;
- «5» от 20 до 24 баллов.
Все учащиеся преодолели минимальный проходной балл.
Критерии оценивания | Количество учащихся | % |
«5» | 0 | 0 |
«4» | 2 | 50 |
«3» | 2 | 50 |
«2» | 0 | 0 |
Средний балл: | 3,5 |
Задания, с которыми справились все учащиеся: 1.1, 9.
75% обучающихся полностью справились с заданиями 2.1, 3, 4.1, 4.2, 5, 6, 10.
50% обучающихся полностью выполнили задания 2.2, 4.3.
Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся: 1.2, 1.3, 7, 8.1, 8.2.
Допущенные ошибки
- у всех обучающихся 6 класса недостаточно сформировано умение определять область биологии, изучающую определенный биологический процесс или метод изучения биологического процесса;
- не все обучающиеся умеют правильно определять механизм (условие, особенность) протекания процесса или растительную ткань, в клетках которой протекает процесс;
- у всех обучающихся 6 класса недостаточно сформировано умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов;
- не у всех обучающихся хорошо сформировано умение работать с микроскопическими объектами: узнавать микроскопические объекты, определять их значение.
В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:
1. Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
2. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
3. Сформировать у детей умение определять особенности растительной ткани, а также процессов, протекающих в клетках ткани.
4. Формировать у обучающихся умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации и планировать свою деятельность.
5. Расширять представления обучающихся о областях биологии, изучающих определенные биологические процессы.
6. Сформировать у обучающихся умение проводить анализ виртуального эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты, делать выводы на основании полученных результатов
7. Продолжать формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы.
8. Регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.
9. При составлении календарно-тематического плана уделить особое внимание практическим работам с использованием увеличительных приборов.