Аналитическая справка
по итогам проведения ВПР по биологии
в 6 классе (по программе 5 класса) филиала МБОУ Луганской СОШ в с. Бобрик
ВПР по биологии была проведена на основании следующих документов:
- приказа Рособрнадзора от 16.08.2021 № 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организации в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году»;
- приказа Рособрнадзора от 28.03.2022 № 467 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.08.2021 № 1139»;
- писем Рособрнадзора от 21.01.2022 № 02-12 «О проведении ВПР в 2022 году», от 22.03.2022 № 01-28/08-01 «О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году»;
- приказа департамента образования и науки Брянской области от 18.08.2022 № 986 «О проведении ВПР в 5-9 классах ОО Брянской области в сентябре-октябре 2022 года (по программе предыдущего года обучения)».
Дата проведения ВПР по биологии - 28 сентября 2022 г.
Всего в классе 4 ученика. Всероссийскую проверочную работу выполняли все учащиеся класса.
Кол-во учащихся в классе | Выполняли работу | на «2» | на «3» | на «4» | на «5» | Успеваемость | Качество знаний |
4 | 4 | 0 (0%) | 3(75%) | 1 (25/%) | 0 (0%) | 100% | 25% |
По результатам выполнения ВПР получились следующие результаты: успеваемость - 100%, качество знаний - 25%. 100% учащихся подтвердили итоговые оценки за 2021-2022 учебный год.
Большинство учащихся достигли базового уровня освоения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Система оценивания выполнения всей работы.
Для проведения ВПР были представлены материалы по биологии, содержащие 10 заданий, составленных с учетом всех тем, изучаемых в 5 классе и требований ФГОС на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Формат заданий соответствует формату, принятому в ГИА и ЕГЭ. На выполнение работы по биологии дается 45 минут. Ответы на задания записываются в полях ответов в тексте работы.
Задание 1 проверяет умение выделять существенные признаки биологических объектов. Данное задание состоит из трех подпунктов. Все учащиеся класса справились с 1 подпунктом, 2 подпункт выполнили трое учащихся, а вот 3 подпункт не выполнил никто.
Задание 2 проверяет умение использовать важнейшие признаки живого для объяснения того или иного природного явления. Задание состоит из двух подпунктов. Не выполнили задание 2.1 двое учащихся, а с подпунктом 2.2 никто из учащихся не справился. Причина - не умение выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
Задание 3 определяет умение сравнивать биологические объекты с их моделями в целях составления описания по заданному алгоритму. Задание состоит из двух подпунктов: первый подпункт выполняли все учащиеся, но с ошибками, а вот задание второго подпункта выполнил только один человек.
Задание 4 на знание клеточных структур или устройства оптических приборов, например, микроскопа. Задание состоит из 3 частей: первую часть выполнили 2 человека, вторую часть тоже 2 человека, а вот третья часть выполнена всеми учащимися полностью.
Задание 5 определяет умение работать с биологическим объектом. С данным заданием 1 ребенок не справился, 1 учащийся сделал с ошибками, а вот двое учащихся справились полностью.
Задание 6 предполагает работу с табличным материалом. Задание состоит из двух подпунктов. Все учащиеся выполнили и первую и вторую часть задания.
Задание 7 направлено на умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Это задание состоит из двух подпунктов. Первый подпункт выполнили 2 учащихся, а второй подпункт только 1 ребенок.
Задание 8 определяет умение находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон. С этим заданием не справились двое учащихся.
Задание 9 направлено на понимание знаков природы и способность объяснить, какое правило устанавливает этот знак. С этим заданием справились полностью все учащиеся.
Задание 10 определяет умение анализировать профессии, связанные с применением биологических знаний. Это задание состоит из трех подпунктов. Первый и второй попункт выполнили 3 учащихся, а третий подпункт выполнил только 1 человек. Причина – неумение раскрывать роль биологии в практической деятельности людей.
Типичные ошибки:
- не все учащиеся умеют выделять существенные признаки биологических объектов, использовать важнейшие признаки живого для объяснения того или иного природного явления;
- некоторые учащиеся недостаточно владеют знаниями особенностей изучения биологических дисциплин или устройства оптических приборов, например цифрового микроскопа;
- не все учащиеся умеют правильно находить недостающую информацию для описания важнейших природных зон;
- некоторые учащиеся недостаточно умеют анализировать профессии, связанные с применением биологических знаний.
Рекомендации:
1. Работать над понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
2. Развивать умение раскрывать роль биологии в практической деятельности людей.
3. В процессе повторения изученного материала необходимо уделить основное внимание умению работать с изображениями (рисунками или фотографиями) и схемами строения организмов. Чтобы процесс распознавания был отработан, надо многократно предлагать школьникам задания с изображениями типичных представителей всех царств живой природы. Одновременно с узнаванием объекта необходимо рассматривать его систематическое положение, особенности строения и жизнедеятельности.
4. Целесообразно сделать акцент на умение работать с текстом. Обучающиеся должны уметь находить в тексте ошибки и аргументировать их.