СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского" для обучающихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского»

Тема: «Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского»

Цель урока:

обучающая

создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;

выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.

развивающая

развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.

воспитательная:

создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Тип урока – урок усвоения новых знаний с применением технологии развития критического мышления.

Эпиграфы урока:

В политике Александр тонок,

как кончик булавки, остер, как бритва,

фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение целей и задач урока.

В 1801 г. русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла. Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой

  • А вот что он понимал под этими словами — счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?

(Учащиеся сначала индивидуально, формулируют важнейшие проблемы России.

Итог работы — общеклассный кластер)

(результат обсуждения в группах) на доске.

Цели царствования Александра I:

ликвидация последствий

правления Павла I; отмена крепостного права;


Цели Александра I




развитие образования в стране

введение конституции;

усовершенствование государственного аппарата,

создание парламента


  1. Изучение нового материала

С первых же дней молодой император взялся за государственные дела.

Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы создать народное представительство, которое составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».

А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».

Вокруг царя сложился круг «молодых друзей»: единомышленников, сверстников, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Это были граф Строганов П.А., Новосильцев Н.Н., князь Чарторыйский А.А., граф Кочубей В.П.. Они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждали проекты преобразований в духе либерализма.

Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?

Работа с материалами § 2 п. 2-5 - самостоятельно,

В тетради: Преобразования Александра I в 1801—1806 гг.

Ликвидация последствий правления Павла I

  • возвращение репрессированных:

  • проведена амнистия 12 тыс. человек.

  • открыты границы.

  • разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы.

  • восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.

Решение крестьянского вопроса

  • 1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах.

  • 1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.

  • 1801 г. — право не дворян покупать землю.

Усовершенствование государственного строя России

  • 1802 г. — Сенат — высший судебный орган.

Проведена реформа государственной власти:

  • 1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии.

  • установлено единоначалие.



  • Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? (Не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.)

  • Какой же возникает вопрос? (почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное?)

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера — ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX в.

Для проведения полномасштабной реформы системы управления Александр I пригласил М.М. Сперанского.

В тетради: М.М.Сперанский (1772-1839) – государственный деятель, один из ближайших советников Александра I.

В 1809 г. М.М.Сперанский составил "Введение к Уложению государственных законов", в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа.

В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур.

ГОС. ВЛАСТЬ






Законодательная

исполнительная

судебная






Законодательная власть - государственная дума представительный орган (на манер парламента).

Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам "среднего состояния" (купечеству, государственным крестьянам и т.п.).

Исполнительная власть - министерства.

Судебная власть – высшая судебная инстанция Сенат.


Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.

В тетради: 1810 г. – учреждён Государственный Совет – законосовещательный орган (единственная реализованная мера Сперанского).


Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда.

Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде

была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии.

В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).

Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

  • Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?

В этих условиях многое зависит от личности царя. Я предлагаю вам познакомиться с характеристикой Александра, с особенностями его характера.

П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»

А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».

Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе».

В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.

Мы можем сделать вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашняя работа

§ 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!