«Активные методы обучения во внеурочной работе, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся»
Добрый день, уважаемые коллеги, своё выступление мы решили построить как своеобразный отчет об использовании особого вида деятельности обучающихся - проектной деятельности , которая является активным методом обучения во внеурочной работе и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы.
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания учащихся играет такой метод обучения, как метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений.
Задача преподавателя - создать условия для проявления у учащихся интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога.
Преподавателю предстоит "прожить" несколько ролей по ходу реализации проекта:
-Энтузиаста, вдохновляющего и мотивирующий учащихся на достижение цели
-Специалиста, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
-Консультанта, помогающий организовать работу
-Руководителя, помогающий планировать работу по времени
-Координатора группового процесса
-Эксперта, анализирующего результаты выполненного проекта
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.
Метод проектов - один из активных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов – это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внеурочных.
Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью преподавателя.
Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества.
Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Внеклассные занятия и уроки возможно строить разнообразно, интересно, вовлекая учащихся в активный учебно-воспитательный процесс, создавать проблемные ситуации, давая дифференцированные задания с учетом уровня знаний, способностей учащихся, развиваю логическое мышление, умение выражать и отстаивать свои мысли. Метод проекта позволяет проводить нестандартные уроки: уроки – путешествия, уроки экскурсии, уроки - игры, уроки- экскурсии др.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
В идее проектной методики нас привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.
Главная цель введения в практику проектной технологии – раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося. Проектная технология нацелена на развитие личности учащихся, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Продукт каждого проекта был представлен на выставках в холле колледжа.
Проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов выступали перед студенческими группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
Также с целью освещения одного из направлений деятельности колледжа, студенты презентовали свои проекты для абитуриентов на Днях открытых дверей
Свои проекты студенты колледжа представляют на научно-практической конференциях.
Реализация проектов проходит во внеурочное время, что является подготовительной работой для будущей практики студентов.
Технология организации такой деятельности включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию задуманного результата. Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у учащихся создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности.
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ
Это прежде всего работа в группе, где осуществляется разнообразие учебных проектов: от мини-проектов на один урок до межпредметных, в частности ИЗО и ЭКОЛОГИЯ, технология и математика, внепредметных и внеурочных, формируются навыки сотрудничества.
Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого продукта или услуги при заданных условиях.
Завершить своё выступление хочу закончить китайской пословицей
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.