СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная учебная программа для учащихся с ОВЗ с задержкой психического развития

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная учебная программа для учащихся с ОВЗ с задержкой психического развития»

Согласована, одобрена на заседании методического объединения

по реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

протокол № ___ от___________ 20____г.

__________/________________________/


УТВЕРЖДАЮ

приказом

от ________20___ г

Директор школы

________ Е.Е. Юрганова









Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с задержкой психического развития



по биологии__

Этап обучения II

Класс 5-9

Количество часов _272__

Учитель __Доржеева Зинаида Георгиевна _


Срок реализации: 5 лет























Могоенок, 2020 г


Рабочая программа по предмету «Биология» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе требований к планируемым результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ЗПР (ФГОС), МБОУ Могоеноская СОШ, утвержденной Приказом № 130 от 01.09.2020г. с учетом авторской программы «Биология. 5-9 классы. Линия жизни» (автор: В. В. Пасечник) и составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


Коррекционная составляющая

У детей с ОВЗ вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. В соответствии с выявленными проблемами в рабочую программу введены коррекционные цели и задачи, способствующие коррекции и компенсации речных дефектов, психолого-педагогических особенностей развития обучающихся, которые позволяют качественно усвоить материал предмета. Коррекционные задачи вводятся и в структуру урока.

Коррекционные задачи:

научить ребёнка жить в условиях формирующейся новой социальной среды, решить проблему адаптации его в социуме (социальная задача); обучить предмету (образовательная задача); сформировать умение общаться (воспитательная задача); компенсировать ОВЗ в соответствие с особенностями ребёнка (компенсаторная задача); корригировать нарушения, связанные с недоразвитием речи (коррекционная задача).

Основные направления коррекционной работы в помощь усвоению школьной программы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

• развитие зрительного восприятия и узнавания;

• развитие зрительной памяти и внимания;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие представлений о времени;

• развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений.

3. Развитие основных мыслительных операций:

• формирование навыков соотносительного анализа;

• развитие навыков группировки и классификации;

• формирование умения работать по словесной и письменной инструкции; развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

• наглядно - образного;

• словесно - логического.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

• релаксация мышц, мимики лица; драматизация, чтение по ролям.

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений о мире, кругозора.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Прогнозируемые результаты коррекционной работы:

повышение уровня развития коммуникативных навыков;

повышение уровня учебной мотивации; повышение качества обучения; успешная социализация учащихся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития учащихся, а также с задачами коррекционно-воспитательной работы.


Содержание программы

5 класс «Живые организмы»
Биология как наука.
Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение
организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии
— возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ
и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и
размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и
жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана
редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение
растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов.

«Введение» 5 ч.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,
грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь
организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические
факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
наблюдений.

Раздел I Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение :
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».
Демонстрации:
Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы № 1- 3: 1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Строение микроскопа.

2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках
плодов томатов, рябины, шиповника, банана.

Раздел 2. Многообразие организмов (19 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные
грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана.
Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль
грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторная работа 4. Особенности строения мукора и дрожжей

Характеристика царства растений. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе
и жизни человека.
Лишайники. Лишайники – комплексные организмы. Многообразие и распространение лишайников.
Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, плауны, хвощи- отличительные особенности, многообразие,
распространение.
Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Л/р. 5. Строение хвои и шишек хвойных растений
Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Л/Р 6. «Внешнее строение цветкового растения».
Царство животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники.
Подцарство Одноклеточные. Одноклеточные животные. Особенности строения одноклеточных животных, их многообразие. Корненожки. Амёбоидное
движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных
животных : губки, кишечнополостные, иглокожие, черви, моллюски, членистоногие

( ракообразные, паукообразные, насекомые)
Позвоночные животные. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные
животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы и млекопитающие.
Многообразие живой природы. Охрана природы. Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия

«Весенние явления в жизни живых организмов.


Учебно-тематический план

5 класс 34 часа

Наименование разделов и тем

Кол-во лабораторных и практических работ

Всего часов


«Введение»


5

1.

2.

Клеточное строение

Многообразие организмов

3

3

10

19


Итого

6

34


Форма промежуточной аттестации. Тестирование.




6 класс «Живые организмы»
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (17 ч)
Обмен веществ - главный признак жизни.
Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание
бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и
всеядные животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей
средой. Дыхание животных. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах.
Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных. Освобождение
организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Выделение у
животных. Обобщающий урок.
Лабораторная работа № 1: Строение корня

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (6 ч)
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Обобщающий урок.

Лабораторная работа № 2: Вегетативное размножение комнатных растений
Лабораторная работа № 3: «Определение возраста дерева по спилу»

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов. Повторение. ( 11 ч)
Способность организмов воспринимать воздействия внешние среды и реагировать на них.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Поведение организмов. Движение
организмов.
Организм - единое целое. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия « Весенние
явления в жизни растений и животных.


Учебно-тематический план

6 класс 34 часа


Наименование разделов и тем

Кол-во лабораторных и практических работ

Всего часов

1.

Жизнедеятельность организмов

1

17

2.

3.

Размножение, рост и развитие организмов

Регуляция жизнедеятельности организмов. Повторение.

2

6

11


Итого

3

34


Форма промежуточной аттестации. Тестирование.




7 класс «Живые организмы»
Введение- 2 ч.
Систематика органического мира.
Вид – основная единица систематики.
Демонстрация: таблица «Царства живой природы»

Глава 1.Бактерии, грибы, лишайники.- 6 ч.
Бактерии- доядерные организмы
Грибы – царство живой природы.
Практическая работа: « Распознавание съедобных и ядовитых грибов.»
Лабораторная работа « Изучение строения плесневых грибов»
Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

Глава 2 .Многообразие растительного мира – 24 часа
Водоросли- древние низшие растения
Риниофиты – первые наземные высшие растения.
Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение.
Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение,
использование и охрана папоротников.

Семенные растения, особенности строения и жизнедеятельность Многообразие
голосеменных, Хвойный лес как природное сообщество.
Покрытосеменные растения , особенности строения и процессов жизнедеятельности,
классификация покрытосеменных растений.

Лабораторные работы: 1. Изучение внешнего строения водорослей. 2. Изучение внешнего строения мхов. 3. Изучение внешнего строения папоротников. 4. Изучение строения голосеменных растений. 5. Изучение строения покрытосеменных растений. 6. Изучение семян однодольных и двудольных растений 7. Стержневая и мочковатая корневая системы. 8. Изучение органов цветкового растения.

Глава 3 Многообразие животного мира- 26 ч.
Общие сведения о животном мире.
Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности., меры
предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.
Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы,
системы органов.

Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.
Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения
паразитическими червями.
Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни
человека.

Членистоногие, особенности строения, инстинкты. Членистоногие – возбудители и
переносчики болезней человека и животных., вредители сельскохозяйственных растений.
Практическое значение и охрана.
Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое
значение и охраны.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.
Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.
Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое
значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы
млекопитающих. Практическое значение и охрана.
Лабораторные работы: 9. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением, реакциями на раздражение.

10. Изучение внешнего строения членистоногих по коллекциям. 11. Изучение и выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом
жизни. 12. Изучение и выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с
образом жизни. 13. Изучение и выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. 14. Изучение и выявление особенностей внешнего строения млекопитающих.

Глава 4. Эволюция растений и животных и их охрана – 3ч.
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений. Эволюция животного мира.

Глава 5. Экосистемы- 7ч.
Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Межвидовые отношения. Агроценозы.


Учебно-тематический план

7 класс 68 часов

Наименование глав и тем

Кол-во

лабораторных и практических работ

Всего часов


Введение


2

1.

2.

Бактерии, грибы, лишайники.

Многообразие растительного мира

2

8

6

24

3.

Многообразие животного мира

6

26

4.

Эволюция растений и животных и их охрана


3

5.

Экосистемы


7


Итого

16

68


Форма промежуточной аттестации. Тестирование.





8 класс «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
Введение ( 3 ч)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства
животного происхождения человека.
Глава 1. Общий обзор организма (5ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека.
Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Нервная регуляция.
Лабораторная работа №2 « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его
проявления и торможения».

Глава 2. Опора и движение (7ч)
Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение кости».
Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц.

Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе».
Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов и переломах костей. Развитие опорно-двигательной системы.

Контрольная работа № 1 по темам «Общий обзор организма. Опорно-двигательная
система».
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
Лабораторная работа№5 «Рассматривание крови человека и лягушки под
микроскопом». Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения.
Лабораторная работа №6 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих
кровообращение». Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция
кровоснабжения органов.

Лабораторная работа №7«Функциональная проба: реакция Сердечно - сосудистой
системы на дозированную нагрузку». Гигиена сердечнососудистой системы. Первая
помощь при кровотечениях.
Контрольная работа № 2 по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и
лимфатическая системы».

Глава 5. Дыхание (4 ч)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №8 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и
выдоха». Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении
органов дыхания.
Глава 6. Питание (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение
пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой
полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Лабораторная работа№9 «Действие ферментов слюны на крахмал». Пищеварение в
желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Пищеварение в кишечнике.
Всасывание питательных веществ. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
Гигиена питания.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров,
углеводов. Нормы питания.
Лабораторная работа№10 «Составление пищевых рационов в зависимости от
энергозатрат». Витамины.

Контрольная работа № 3 по темам «Дыхательная система. Пищеварительная система.
Обмен веществ и энергии».
Глава 8. Выделение продуктов обмена (2 ч)

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Глава 9. Покровы тела человека (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных
процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи
при тепловом и солнечном ударах.

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7ч)
Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы
головного мозга, их значение.

Лабораторная работа №11 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с
функциями мозжечка и среднего мозга». Полушария большого мозга. Аналитикосинтетическая функция коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, строение и функции. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)
Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган
зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа №12« Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным
зрением». Заболевание и повреждение глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (7 ч)
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные
программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей
нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.

Лабораторная работа №13«Выработка навыка зеркального письма как пример
разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».
Контрольная работа № 4 по темам «Анализаторы. Высшая нервная деятельность».
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни,
передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после
рождения. Личность и её особенности. Анализ и оценка влияния факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

Контрольная работа № 5 по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие
организма».
Глава 14. Человек и окружающая среда (2ч)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Здоровый образ жизни.

Учебно-тематический план

8 класс 68 часов

Наименование глав и тем

Кол-во

лабораторных и практических работ

Всего часов


Введение


3

1.

2.

Общий обзор организма

Опора и движение

2

2

5

7

3.

Внутренняя среда организма

1

4

4.

Кровообращение и лимфообращение

2

6

5.

Дыхание

1

4

6.

Питание

1

6

7

Обмен веществ и превращение энергии

1

4

8.

Выделение продуктов обмена


2

9.

Покровы тела человека


3

10.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

1

7

11.

Органы чувств. Анализаторы

1

4

12.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

1

7

13.

Размножение и развитие человека


4

14.

Размножение и развитие человека


4


Итого

13

68


Форма промежуточной аттестации. Тестирование.




9 класс «ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»
Введение. Биология в системе наук (2 ч)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы
изучения живых организмов
Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке (13ч)
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение.
Химический состав живых организмов. Особенности химического состава живых организмов.
Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов,
липидов, белков в организме. Клеточное строение организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
вакуоли, митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток.

Лабораторная работа 1.«Строение эукариотических клеток у растений, животных,
грибов и прокариотических клеток у бактерий»
Глава 2.Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (6 ч)

Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и
бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение
Лабораторная работа 2 «Митоз в корешке лука»
Глава 3.Основы генетики (15ч)

Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и
изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Лабораторные работы 3 «Описание фенотипов растений»,
Лабораторные работы 4«Изучение модификационной изменчивости и построение
вариационной кривой».

Глава 4.Генетика человека (2 ч)
Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека
Практическая работа «Составление родословных»
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (З ч)

Основы селекции. Методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей.
Клонирование
Глава 6. Эволюционное учение (8 ч)

Учение об эволюции органического мира Вид. Критерии Популяционная структура вида
Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор —движущие силы
эволюции Адаптация как результат естественного отбора. Современные проблемы
эволюции.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как
результат эволюции История развития органического мира. Происхождение и развитие
жизни на Земле.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (14ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов
на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия
разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые
связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная

экосистема. В. И. Вернадский. —основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Обмен веществ и превращении

Лабораторная работа 5 .«Изучение приспособленности организмов к определённой
среде обитания».
Лабораторная работа 6. «Строение растений в связи с условиями жизни»
Лабораторная работа7. «Описание экологической ниши организма»
Лабораторная работа 8 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на
примере аквариума)»
Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе».


Учебно-тематический план

9 класс 68 часов

Наименование глав и тем

Кол-во

лабораторных и практических работ

Всего часов


Введение


2

1.

2.

Основы цитологии — науки о клетке

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

1

1

13

6

3.

Основы генетики

2

15

4.

Генетика человека

1

2

5.

Основы селекции и биотехнологии


3

6.

Эволюционное учение


8

7

Возникновение и развитие жизни на Земле


5

8.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

4

14


Итого

9

68


Форма промежуточной аттестации. Тестирование.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса


Главные особенности выбранного учебно-методического комплекта (УМК) по биологии состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов «Окружающий мир» в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует
миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии с 5 по 9 классе в УМК
имеются учебник, учебные пособия:
Комплект УМК серии «Линия жизни»:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
УМК серия «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника с 5 по 9 класс.

1. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк. Биология. 5-6 классы (учебник), 2019г.

2. В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс

3. В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс.

4. В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя).

5. В.В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник).

6. В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс.

7. В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки 7 класс (пособие для учителя).

8. В.В.Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник)

9. В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс

10. В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя).

11. В.В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник).

12. В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс.

13. В.В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки 9 класс (пособие для учителя).

14. В.В Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.


Электронное сопровождение УМК:
- Аудиовизуальные средства обучения
- Пособия на СD (DVD)

- Электронное приложение к учебнику Биология. 5-6 классы «Линия жизни» ОАО «Просвещение», 2013;

- «Ботаника 1С»

1. 1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.

2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное
издание).Республиканский мультимедиа центр, 2004.

3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

5. ЦОРы Единой коллекции: «Биология »


Интернет-ресурсы: www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября www.bio.nature.ru – научные новости биологии. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» www.bio.1september.ru ,
www.bio.nature.ru,
www.edios.ru, www.km.ru/educftion




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!