СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация учебного материала для учащихся с ЗПР на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена проблеме адаптации учебного материала  для детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) на уроках биологии в общеобразовательной школе.

В работе раскрываются особенности психического развития детей с ЗПР, вопросы создания специальных образовательных условий, способствующих наиболее благоприятному усвоению программы  такими детьми, организации образовательного процесса, даны рекомендации для учителей, работающих в общеобразовательной школе с детьми с ОВЗ, приводятся приемы и методы, способствующие адаптации учебного материала общеобразовательной программы по биологии для  детей с ЗПР, а также содержатся примеры различных  заданий по биологии, адаптированные для данной категории обучающихся.

Эта работа будет полезна учителям биологии общеобразовательных школ, работающим с детьми с особыми возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учебного материала для учащихся с ЗПР на уроках биологии»

МОУ СОШ № 4 г. Ростова








АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ




Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии инклюзивного образования в работе учителя

основной школы»





Автор:

Фамилия И.О.: Топунова Е.Н.

Должность: учитель биологии

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова















Ростов, 2017 год

АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка посвящена проблеме адаптации учебного материала для детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) на уроках биологии в общеобразовательной школе.

В работе раскрываются особенности психического развития детей с ЗПР, вопросы создания специальных образовательных условий, способствующих наиболее благоприятному усвоению программы такими детьми, организации образовательного процесса, даны рекомендации для учителей, работающих в общеобразовательной школе с детьми с ОВЗ, приводятся приемы и методы, способствующие адаптации учебного материала общеобразовательной программы по биологии для детей с ЗПР, а также содержатся примеры различных заданий по биологии, адаптированные для данной категории обучающихся.

Эта работа будет полезна учителям биологии общеобразовательных школ, работающим с детьми с особыми возможностями здоровья.



ВВЕДЕНИЕ

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья и индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся в последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс во многом зависит от информированности педагогов об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Целью методической разработки является систематизация знаний по данной тематике и оказание методической помощи учителям биологии, работающим с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.


  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР


Общеизвестно, что дети с проблемами в развитии, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками.

Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. По различным данным, количество детей, которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в учебной деятельности, составляет от 20 до 60% учащихся начальной школы.

Не только в силу своей многочисленности, но и вариабельности проявления и индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от педагогов более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.

Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

Как отмечает М.М. Семаго, у этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми [6]. В то же время, у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

В отличие от олигофрении, у детей с задержкой отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

При переходе таких учащихся в основную школу указанные проблемы только усугубляются. Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; как правило, у них плохо сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Изучение процессов памяти у данной категории детей показывает недостаточную продуктивность произвольной памяти, её малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля.

Этими факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.

В психическом статусе ребенка данной категории выделяют ряд существенных особенностей:

- в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов, неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности, эффективность восприятия снижена, образы недостаточно дифференцированые и полные;

- в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности, импульсивность, нарушения координации движения, тонкой моторики, гиперактивность, повышенный мышечный тонус;

- в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

- в познавательной сфере – низкая познавательная активность, проявляющаяся во всех видах психической деятельности, недостаточный уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.

- в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, недостаточность речевой регуляции деятельности, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи;

- в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения, инфантилизм;

- в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия.


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Основными подходами к организации учебного процесса для детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы являются:

1. Индивидуальный подход;

2. Приспособление методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;

3. Предотвращение наступления утомляемости,

4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

5. Регулярное использование наглядности, наводящих вопросов и аналогий;

6. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности;

7. Использование заданий с опорой на образцы;

8. Использование многократных указаний, упражнений;

9. Проявление большого такта со стороны учителя;

10. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

11. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

В образовательном процессе с учащимися с ЗПР должны использоваться специфические методы обучения, оптимально сочетаться словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;

- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования рекомендуется использовать программы общеобразовательной школы, применяя материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V–IX классов, разработанными НИИ дефектологии.

Изменяется и характер оценочной деятельности педагога. При проверке и оценке ЗУН школьников учитываются такие принципы как:

  • объективность отражения в оценке реальных достижений учащихся;

  • отражение динамики и качества усвоения материала, систематичность и регулярность учета и контроля;

  • коррекционно-стимулирующая направленность проверки ЗУН;

  • дифференцированность требований, их соответствие индивидуальным особенностям школьников; использование индивидуального учета и контроля.


3. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОСТАВЛЕНИЯ

РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР


Содержание учебного материала по биологии, темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с задержкой психического развития. Они не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Учащиеся не могут полно и самостоятельно использовать полученные на уроках биологии знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят слабость обобщения, выделения признаков сходства и различия, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта.

При планировании учебного процесса по биологии для таких детей необходимо определять базовые элементы содержания учебного материала и способы контроля знаний, регулировать темп обучения. Планируемые результаты обучения, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены обучающимися с ЗПР. Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться», обозначенные в программах курсивом, не предназначены для детей с задержкой психического развития.

Контролирующие задания для учащихся с ЗПР не должны содержать большой текстовый формат; задания должны иметь предлагаемые ответы воспроизводящего (репродуктивного) характера (часть А с выбором одного верного ответа из 3-4 предлагаемых вариантов).

Особое внимание следует обратить на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности. При организации занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика.

Требования к тестам по биологии для учащихся с ЗПР:

  • каждый пункт теста содержит не более трех вариантов ответа, так как учащиеся не способны сопоставлять и удерживать в памяти большой объем информации;

  • вопросы теста предусматривают знание фактического материала темы и умение сравнивать, логически мыслить на несложном уровне;

  • в основном предусматривается один ответ на предъявленные варианты, редко – несколько ответов;

  • тесты применяются на обобщающих уроках по отдельным изученным темам, могут использоваться при подготовке учащихся к урокам.

Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы, развивающие у детей с ЗПР навыки наблюдения и описания объектов и сравнения их признаков. Для детей с ЗПР особенно важно любую информацию подкреплять наглядной демонстрацией. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты.

Таблицы полезны не только для усвоения какой-либо информации, но и для приобретения навыков анализа цифрового материала или условных соотношений. С помощью таблиц мы можем научить учащихся с задержкой психического развития выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Таблицы, используемые для учащихся с ЗПР, должны быть легко обозримыми, простыми и наглядными, не перегруженными излишними деталями. Использование таблиц может помочь развивать навыки описания биологического объекта, сравнения объектов и их функций. Для учащихся с задержкой психического развития таблицы даются с частичным заполнением граф.


4. КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР


При подборе содержания занятий для учащихся необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ЗПР крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Для облегчения работы учащихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться. Например: учащиеся по учебнику разбирают передвижение спермиев цветкового растения по пыльцевой трубке, а потом в тетради на схеме должны показать это передвижение; задания: «Нарисуй, что помогает дышать рыбе (жуку, человеку)» выполняются после рассмотрения органов дыхания на рисунках учебника.

Для работы учащихся с ЗПР на уроках биологии можно использовать следующие задания:

1) Работа с биологическим текстом:

 «Прочитайте текст и ответьте на вопросы»

 «Прочитайте текст и найдите в нём ошибки»

 «Определите верные и неверные высказывания»

(Приложение 1.)

 «Восстановите правильную последовательность»

(Приложение 2.)

2) Задания с рисунками:

 Поставь подписи к рисункам,

 Определите, какой объект обозначен цифрой,

 Составьте схему процесса.

(Приложение 3)

3) Составление кластера по части текста из параграфа.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Задается чтение части текста параграфа, и после этого ученики составляют краткую запись частных признаков общего.

(Приложение 4)

Можно слова заменить рисунками. Обучающимся с ОВЗ это нравится больше, так как такая запись текста позволяет им лучше запомнить текст.

4) Составление синквейна.

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Черви

Паразитические, опасные

Цепляются, вредят, размножаются

Вредные черви

Чтобы не заразиться этими червями, мойте руки перед едой!!!

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Например, 7 класс – тема «Тип Плоские черви».




5) Заполнение сравнительных таблиц

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Для учащихся с ЗПР можно предлагать частично заполненные таблицы.

(Приложение 5)

6) Биологический диктант

Одним из методических приемов, обеспечивающих успешное усвоение основ биологии, является биологический диктант.

Биологический диктант представляет собой фронтальную письменную работа, рассчитанную на  7-10 минут. Он представляет собой  систему вопросов, которые диктует учитель, и ответы которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Обучающиеся с ЗПР выполняют данную работу не на слух, а по рабочему листу.

(Приложение 6)

7) Составление таблицы «ЗУХ» («Знал / Узнал / Хочу узнать») после прочтения текста.

Например, 7 класс – тема «Плоские черви»

Знал

Узнал

Хочу узнать

Что есть паразитические черви, живут внутри организма, питаются готовыми питательными веществами хозяина

Могут жить в кишечнике у человека, на головке есть присоски и крючочки. Нет кишечного тракта, впитывают питательные вещества всем телом.

Как уберечься от этих паразитов?

Графу «Хочу узнать» можно задать домой в виде сообщения к следующему уроку.

8) Приём «Инсерт»

Приём «Инсерт» используется для осмысленной работы с текстом. При чтении текста нужно на полях ставить значки:

V – новое незнакомое знание

? – непонятное знание

! – старое известное знание

+ – спорное, противоречивое знание

Затем проводится беседа с классом по этим значкам. Это структурирует полученные знания у обучающихся и помогает выяснить непонятные места в теме урока, для подробного пояснения обучающимися или педагогом.

Для облегчения запоминания учебного материала необходимо использовать рациональные приемы запоминания (группировку слов и картинок, установление связей). (Приложение 7).

Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «Какой садовод поступает правильно, выращивая декоративный кустарник», учащиеся получают элементарные знания по декоративному садоводству, которые могут быть использованы в жизни.

Выполняя задание: «Объясни, в каком стакане семена прорастут», учащиеся не только усваивают теоретические знания об условиях прорастания семян, но и практически учатся их выращивать: после выдвижения гипотезы идет проверка ее правильности практическим путем.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно (например, при изучении строения животной клетки идет повторение строения растительной клетки, изученное на предыдущем уроке), так и ранее изученного материала (например, при изучении регуляции процессов жизнедеятельности повторяются системы органов организмов, понятие «раздражимость»). В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, «дорожка знаний» и т. п.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с ЗПР в общеобразовательный процесс.

Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому важно в учебном процессе использовать дифференцированный подход и учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Такой подход будет необходимым условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Несомненно, требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа всех педагогов образовательного учреждения по обучению и воспитанию таких детей. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему их учить, как относиться к их поведению и трудностям во время занятий, как учитывать их возможности, сглаживать особенности их состояния, вызванные болезнью и т.д.

Учитель должен организовать обучение так, чтобы обучающиеся с ЗПР почувствовали свою активную роль в учебном процессе и им захотелось работать, при этом работать активно.

Только в этом случае дети с ЗПР получат возможность полноценно интегрироваться в общество и смогут не только осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.


  1. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010


  1. Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 17–21.


  1. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.


  1. Мустаева Е. Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема // Коррекционная педагогика. Теория и практика. 2008. № 1. С. 79–81.


  1. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: СНПИ, 2010


  1. Пекелис Э. Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними // Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971.


8. Посысоев Н. Н., Отрошко Г. В. Методическое письмо «Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ», Ярославль, кафедра специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО, 2014. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1315


9. Сайт «Центр сопровождения семьи» http://inclusion.tomsk.ru/about_inclusion/












ОГЛАВЛЕНИЕ



страница

Аннотация

2

Введение

2

1. Особенности психического развития детей с ЗПР

3

2. Организационно-педагогические особенности обучения детей С ЗПР

5

3. Особенности адаптации учебного материала и составления рабочих программ по биологии для детей с ЗПР

6

4. Комплект заданий по биологии для детей с ЗПР

7

Заключение

11

Список литературы

12

Приложения

14






















Приложение 1. Текстовые задания.

6 класс - тема «Опыление. Способы опыления растений»

Прочитайте текст.

Растения, с которых пчёлы собирают нектар, называются медоносными. Нектар – это сахарный сок, который перерабатывается пчёлами в пчелиный мёд. Медоносных растений насчитывается более 1000 видов. Нектар вырабатывают особые органы цветка – нектарники. Нектарники могут развиваться из клеток околоцветника, цветоложа, тычинок и плодолистиков. Закладываются нектарники в период образования бутонов, а полного развития достигают в момент раскрытия пыльников. Именно наличие нектара у некоторых растений позволяет им осуществить процесс опыления при помощи насекомых.

Обведите правильные ответы:

1. Заголовок абзаца:

1) Насекомоопыляемые растения.

2) Значение нектара в жизни растений и насекомых.

3) Роль нектара в процессе опыления растений.

4) Медоносные растения.

2. Медоносные растения – это…

1) растения, имеющие яркоокрашенный венчик и приятный аромат.

2) растения, из которых в результате переработки получают мёд.

3) растения, образующие большое количество цветков или соцветий.

4) растения, с которых пчёлы собирают нектар.

3. К насекомоопыляемым растениям не относятся:

1) яблоня, одуванчик, пион. 2) липа, черёмуха, сирень.

3) медуница, роза, колокольчик. 4) берёза, дуб, кукуруза.























6 класс - тема «Строение цветка»

Задание. Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Выделите эти предложения цветным маркером, а затем запишите номера этих предложений в ответ.

Строение цветка.

1. Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку.

2. Расширенная часть цветка называется цветоложем.

3. Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков.

4. Главные части цветка – пестики и тычинки.

5. Все цветки имеют двойной околоцветник.

6. В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.





ОТВЕТ: Ошибки содержатся в следующих предложениях:



6 класс – тема «Корень»

Задание. Какое значение имеет корень в жизни растений. Покажите карточку со знаком «+», если предложение правильное, и карточку со знаком «-», если предложение неправильное.

1. Корень укрепляет растение в почве.

2. На корнях образуются цветки.

3. Корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества.

4. Корень накапливает питательные вещества.

5. Корень служит размножению растений.

6. Корень украшает растение.


Приложение 2. Восстанови последовательность.


9 класс – тема «Клетка»


Задание. Закончите составление текста на тему «Особенности строения растительной клетки», в котором даны первое (1) и последнее (9) предложения.

Расположите приведенные в правой колонке таблицы 7 предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.


Особенности строения растительной клетки

Первое и последнее предложения текста

Предложения для составления текста

1. Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной

9 . Остальные пластиды отвечают за накопление белков и жиров (лейкопласты) и окраску цветов и плодов (хлоропласты)


2.Питание и дыхание растений стало зависеть от поверхности тела контактирующей с окружающей средой.


3. Наличие клеточной стенки обусловило малую подвижность растений.


4. Это привело в процессе эволюции к расчлененности тела, значительно более выраженной, чем у животных.


5. В хлоропластах осуществляется фотосинтез.

6. Другой особенностью растительных клеток является наличие пластид.


7. К ним относятся хлоропласты, лейкопласты и хромопласты.


8. Однако, кроме мембраны у растительных клеток имеется плотная клеточная стенка из целлюлозы.


Правильный ответ:

8342675


6 класс – тема «Развитие насекомых»

Задание. Восстанови правильную последовательность развития бабочки.










Приложение 3. Работа с рисунками.

6 класс – тема «Строение цветка»


Задание 1. Определите названия частей цветка,

обозначенных на рисунке цифрами 1 – 9, и запишите их в таблицу.

1-

4-

7-

2-

5-

8-

3-

6-

9-

Задание 2. Главные части цветка раскрасьте жёлтым карандашом.

Задание 3. Венчик раскрасьте красным цветом.

Задание 4. Чашечку раскрасьте зелёным цветом.




6 класс – тема «Фотосинтез»


Задание. Выберите 1 правильный ответ.

Что демонстрирует опыт, изображённый на рисунке?

А) образование кислорода

Б) образование углекислого газа

В) образование органических веществ




6 класс – тема «Фотосинтез»


Задание. Составьте схему фотосинтеза.








6 класс – тема «Фотосинтез»

Задание. Цифрой 1 на рисунке обозначен …

А) кислород

Б) углекислый газ

В) крахмал







Приложение 4. Составление кластера.

6 класс – тема «Плоды»














Приложение 5. Заполнение таблиц.

6 класс – тема «Дыхание и фотосинтез»

Задание. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза. Заполните таблицу, используя знаки «+» и «-».

УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ФОТОСИНТЕЗ

ДЫХАНИЕ

Поглощение кислорода



Выделение кислорода



Поглощение углекислого газа

+


Выделение углекислого газа



Образование органических веществ


-

Распад органических веществ



Запасание энергии


+

Расходование энергии





6 класс – тема «Сравнение грибов с растениями и животными»


Задание. Заполните таблицу «Сравнение грибов с растениями и животными».


ПРИЗНАК

ГРИБЫ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Перемещение в пространстве


_


Рост


в течение всей жизни

ограничен

Наличие клеточной стенки

+


_

Наличие хлорофилла в клетках

_



Способность к фотосинтезу



_

Запасаемый продукт


крахмал

гликоген

Тип питания


автотрофы

гетеротрофы



6 класс – тема «Покрытосеменные (Цветковые) растения»


Задание. Заполните таблицу «Признаки классов цветковых растений»


ПРИЗНАКИ

КЛАСС

ДВУДОЛЬНЫЕ

КЛАСС

ОДНОДОЛЬНЫЕ

Число семядолей в зародыше семени



Корневая система


мочковатая

Жилкование листьев

сетчатое


Число частей цветка


кратно 3

Семейства


Злаки, Лилейные

Приложение 6. Биологический диктант.


8 класс - тема «Науки об организме человека»


Задание. Как называются биологические науки, изучающие организм человека? Впиши их названия в последний столбик таблицы.


Что изучает наука?

Название науки

1

Наука о функциях отдельных органов и их систем


2

Наука, изучающая клетки


3

Наука, изучающая ткани


4

Наука о строении органов и систем органов


5

Наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на организм человека




8 класс – тема «Нервная система»


Задание. О каких понятиях идёт речь? Напиши пропущенные термины.


1. Нервные клетки называются ……

2. Короткие отростки нервных клеток называются ……

3. Длинные отростки нервных клеток называются ……..

4. Скопления тел нервных клеток с их короткими отростками называют ……… веществом.

5. Скопления длинных отростков нервных клеток называют ………. веществом.

6. Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляют …………. нейроны.

7. Головной и спинной мозг относятся к …….. нервной системе.

8. Нервы и нервные узлы относятся к ……… нервной системе.

9. Нервная система образована …. тканью.


Слова для справок: аксоны, дендриты, белое вещество, серое вещество, центральная, периферическая, нервная, нейроны, вставочные.

















Приложение 7 (1). Задания на соответствие.


6 класс – тема «Дыхание и кровообращение животных»




6 класс – тема «Транспорт веществ»

Приложение 7 (2). Задания на соответствие.

6 класс – тема «Цветок – орган полового размножения»











Приложение 7 (3). Задания на соответствие.







21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!