СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Психологический практикум"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Психологический практикум"»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Психологический практикум» для 9 класса разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф.3 на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Бгажноковой И.М.

В настоящее время в различных сферах жизни стали актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни и особый подход в этом плане необходим детям с ограниченными возможностями здоровья.

Учащиеся с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию сенсорного развития. Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития: от полноты и правильности восприятия объектов, предметов, явлений действительности, и возможности использовать эти знания зависит процесс его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.

Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую эмоциональную окраску.

Цель программы: коррекционно-развивающая работа с учащимися 9 класса.

Задачи программы:

  • развитие и коррекция когнитивной сферы;

  • формирование приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  • формирование адекватного поведения и навыков позитивного общения.

Структура программы

Программа включает в себя следующие этапы:

  • диагностический этап, в который входит диагностика эмоционального, интеллектуального развития учащихся, уровень включенности в общегрупповую деятельность;

  • коррекционный этап, включающий в себя:

- когнитивный блок: коррекция интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей учащихся;

- эмоциональный блок: формирование позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим;

- поведенческий блок: преодоление отклоняющихся форм поведения; развитие и закрепление новых форм поведения;

  • диагностический этап - оценка изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате реализации программы.

Методы реализации программы: словесные (рассказ, объяснение, беседа, загадки), наглядные (ИКТ: слайды, видеоролики, презентации, демонстрация иллюстраций картин, фотографий, образцы работ, поделки, книги, журналы, таблицы, схемы), практические методы (дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения, психогимнастика).

Длительность программы: 68 часов (2 часа в неделю).

Безоценочное обучение, без домашних заданий.

Результаты освоения учебного курса:

Обучающиеся должны иметь следующие представления:

- об эмоциональных состояниях человека, настроении человека и способах управления им;

- о правилах общения между людьми;

- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;

- о мире профессий и способах выбора профессии;

- о самооценке и уровне  притязаний;

- о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей;

- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;

- о конфликтах и способах их разрешения;

- о социальных ролях   и  ролевых функциях человека;

- о социальных возможностях человека.

Обучающиеся должны уметь:
- анализировать  особенности своего характера;
- характеризовать другого человека, его поступки;
- анализировать отношение других людей к самому себе;
- анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- организовывать собственное поведение  в социальных ситуациях разного типа;
- предупреждать и разрешать конфликты;
-  управлять своим настроением;
- регулировать свое поведение и поступки;
- определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели;
- выбирать свою будущую профессию.

Содержание учебного курса

Развитие интеллектуальной сферы (31 час).

Диагностика внимания, памяти, мышления.

Игры: «Лесенка», «Поиск аналогов», «Исключение лишнего», «Взаимоисключение», «Логическая связь», «Цепочка из слов», «Какое слово зашифровано», «Алфавит», «Муха», «Лабиринт», «Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание», «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Термометр», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало».

Беседы: «Тренировка ума», «Сравнение», «Сходство между объектами», «Обобщение и ограничение понятий», «Определение правильных обобщений», «Память», «Развиваем внимание», «Развиваем воображение», «Мышление», «Обобщение и ограничение понятий», «Определение понятий», «Классификация».

Упражнения, направленные на развитие внимания и зрительной памяти; переключения и распределения внимания; умений выделять признаки предметов и других объектов; устойчивости и распределения внимания; мыслительных действий – обобщение и ограничение понятий; творческого и ассоциативного мышления; активного словаря.

Развитие навыков конструктивного общения (13 часов).

Беседы: «Мои проблемы», «Обиды», «Критика», «Комплименты или лесть», «Груз привычек», «Причины ссор и конфликтов», «Что значит быть вежливым?».

Упражнения: «Живая скульптура», «Письмо обидчику», «Сказка», «Комплимент», «Насколько я их знаю», «Скульптор и глина», «Мои проблемы», «Список претензий», «Пожелание».

Игры, направленные на формирование доверительных отношений в группе: «Марионетки», «Отказ», «Чехарда», «Трудно быть богом».

Коррекция мотивационно – эмоциональной сферы (24 часа).

Диагностика выявления уровня тревожности, агрессивности, самооценки.

Беседы: «Что такое самоценность», «Характер и темперамент», «Помочь себе», «Другие люди», «Искусство контакта», «Как найти общий язык с людьми?», «Учимся вырабатывать свое мнение», «Что такое эмпатия?».

Упражнения: «Рефлексия», «Клад», «Мне интересно с тобой», «Что с тобой происходит?», «Слово», «Зазеркалье», «Я – высказывания», «Фантом», «Избавление от тревог», «Сон на берегу моря», «Свеча доверия», «Путаница».

Игры: «Групповая картина», «Дискуссия», «Понимаем с первого слова», «Угадайка», «Угадай по рисунку», «Решение психологических задач», «Бумажное зеркало», «Маска», «Копилка эмоций», арт-терапия.

Характеристика класса: в классе обучается 13 учащихся, 1 ученица находится на домашнем обучении (Сороковикова В.). Усваивают материал на достаточном уровне: Дегтярева А., Емельянова В., Урбанович Е., Куроедов А., Черных В., Афанасьев А.; при освоении материала необходима помощь Босенко И., Босенко Ю., Емонаков А., Афанасьев Ю., Шигин А., Емонаков А. У большинства учащихся сформирована адекватная самооценка, компетентность учащихся (личностная, социальная, коммуникативная) на среднем уровне. Навыки прогнозирования собственного поведения сформированы на среднем уровне.

























Учебно – тематическое планирование

Класс

Раздел

Содержание

раздела

Количество часов

9


Развитие интеллектуальной сферы


Диагностика внимания, памяти, мышления.

Практические занятия, игры, упражнения (развитие внимания и зрительной памяти; переключения и распределения внимания; умений выделять признаки предметов и других объектов, устойчивости и распределения внимания, мыслительных действий – обобщение и ограничение понятий, творческого и ассоциативного мышления, активного словаря).

31

Развитие навыков конструктивного общения

Практические занятия, игры, упражнения, беседы направленные на развитие коммуникативных навыков, формирование доверительных отношений в группе.

13

Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы.


Диагностика выявления уровня тревожности, агрессивности, самооценки.

Упражнения, игры, беседы на распознавание эмоций, развитие самоконтроля, снижение уровня тревожности, агрессии.

Арт-терапия, психогимнастика.

24




































Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Часы

Дата

Развитие интеллектуальной сферы

1

Диагностика внимания

2



2

Диагностика памяти

2



3

Диагностика мышления

2



4

Беседа «Тренировка ума»

1


5

Игры: «Лесенка», «Поиск аналогов», «Исключение лишнего», «Взаимоисключение»

2


6

Беседа «Сравнение»

1


7

Упражнения: «Рисование натюрморта по памяти», «Найди среди букв слова», «Расставь правильно»

2


8

Беседа «Сходство между объектами»

1


9

Игры: «Логическая связь», «Цепочка из слов», Какое слово зашифровано», «Алфавит»

1


10

Беседа «Обобщение и ограничение понятий»

1


11

Упражнения: «Посмотри и запомни», «Найди пропущенные числа», «Что изменилось?», «Запомни узор»

1


12

Беседа«Определение правильных обобщений»

1


13

Игры: «Муха», «Лабиринт», «Пальцы», «Фокусировка», «Настройся на мою волну»

1


14

Беседа «Память»

1


15

Упражнения: «Кто быстрее найдет ошибку?», «Составляем слова», «Составляем слова», «Выполни по образцу»

1


16

Беседа «Развиваем внимание»

1


17

Игры: «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Лентяй и труженик», «Дыхание»

1


18

Беседа «Развиваем воображение»

1


19

Упражнения: «Раскрась вторую половинку», «Раскрась вторую половинку», «Счёт с помехой»

1


20

Игры: «Тепло», «Сверхвнимание», «Карусель», «Акробат»

1


21

Беседа «Мышление»

1


22

Игры: «Волшебный карандаш», «Термометр», «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Зеркало»

1


23

Упражнения: «Таблицы Шульте», «Часы», «Черная точка»

1


24

Беседа «Определение понятий»

1


25

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1


26

Беседа «Классификация»

1


Развитие навыков конструктивного общения

1

Беседа «Мои проблемы»

1


2

Упражнения: «Насколько я их знаю», «Скульптор и глина», «Мои проблемы»

1


3

Беседа «Обиды»

1


4

Упражнения: «Комплимент», «Пожелание». «Список претензий»

1


5

Беседа «Критика»

1


6

Упражнения: «Живая скульптура», «Письмо обидчику», «Сказка»

1


7

Беседа «Комплименты или лесть»

1


8

Игры «Марионетки», «Отказ», «Чехарда», «Трудно быть богом»

1


9

Беседа «Груз привычек»

1


10

Упражнения «Доброе животное», «Групповой рисунок»

1


11

Беседа «Причины ссор и конфликтов»

1


12

Упражнения: «Зоркий глаз», «Электрический ток», «Щепка в реке», «Разожми кулак», «Сквозь игольное ушко»

1


13

Беседа «Что значит быть вежливым?»

1


Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы.

1

Диагностика выявления уровня тревожности

2



2

Диагностика выявления уровня агрессивности

2



3

Диагностика выявления уровня самооценки

2



4

Беседа «Что такое самоценность»

1


5

Беседа «Характер и темперамент»

1


6

Упражнения: «Рефлексия», «Клад», «Мне интересно с тобой»

1


7

Беседа «Помочь себе»

1


8

Арт-терапия групповой коллаж «Вместе мы можем ВСЕ!»

2



9

Игры: «Что с тобой происходит?», «Слово», «Зазеркалье»

1


10

Беседа «Другие люди»

1


11

Упражнения: «Я - высказывания», «Фантом», «Избавление от тревог»

1


12

Беседа «Искусство контакта»

1


13

Игры: «Групповая картина», «Дискуссия», «Понимаем с первого слова»

1


14

Беседа «Как найти общий язык с людьми?»

1


15

Арт-терапия «Кляксография»

2



16

Упражнения: «Сон на берегу моря», «Свеча доверия», «Путаница»

1


17

Беседа «Учимся вырабатывать свое мнение»

1


18

Игры: «Угадайка», «Угадай по рисунку», «Решение психологических задач»

1


19

Беседа «Что такое эмпатия?»

1



ПРИЛОЖЕНИЕ1

Диагностика мышления

 1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования.

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов.

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

2. Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 
3. Собака, лошадь, корова, лось. 
4. Стол, стул, пол, кровать. 
5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 
6. Очки, глаза, нос, уши. 
7. Трактор, комбайн, машина, сани. 
8. Москва, Киев, Волга, Минск. 
9. Шум, свист, гром, град. 
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 
11. Береза, сосна, дуб, роза. 
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. 
Порядок исследования.

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» - это посуда, а остальное - еда). 

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 

Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.  
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.  
Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.  
Обработка и анализ результатов:

25-30 слов - высокая скорость мышления;

20-24 слова - хорошая скорость мышления;

15-19 слов - средняя скорость мышления;

10-14 слов - ниже средней;

до 10 слов - инертное мышление. 
4. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. 

Порядок исследования.

Испытуемому предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.
В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок,реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности

( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально. 
Обработка и анализ результатов.

Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

5. Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения.

Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах - это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищуднем и вечером? (обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (темно).

4. Небо голубое, а трава? (зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко - это ... (ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время, ответ: такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это - инструменты, выполняющие в чем - то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это - животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги).

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп - нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп - конический, а винт и гвоздь - круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ - это виды спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта? (должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы - для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы - потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно -логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный , то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому, что не все дошкольники по- настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов -высокий.

4-7 баллов -средний.

2-3 балла -низкий.

0-1 балл - очень низкий.

7. Исследование рефлексивности мышления

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Процедура исследования.

Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами:

1. л б к о 
2. р а я и 
3. у п к с 
4. г и а р 
5. т и г о

6. е р а в ш н

7. р к д е т и

8. а ш н р р и

9. л ф ж а к о

10. р г п у а п

11. о к а м д н р и

12. л г н и з о м е

13. р б к а д о л е

14. л к б у и н а к

15. т о р к т ы а к


Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

Протокол исследования

Экспериментатор

Дата

Испытуемый

 

№ анаграммы

Время

Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

1.
2.
3.
...
...
15.

 

 


Инструкция испытуемому:

«Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!»

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

Обработка результатов. В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.

Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей номер буквы анаграммы.

Таблица-ключ к решению анаграмм

№/п анаграммы

Порядок перестановки букв

№№ 1 – 5 
№№ 6 – 10
№№ 11 – 15

2 1 4 3 
2 1 4 3 6 5 
2 1 4 3 6 5 8 7

Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:

  • хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

  • формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;

  • содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам, преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;

  • свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой «К» обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

«К»

Уровень сформированности
рефлексивности мышления

0 – 0,3 
0,31 – 0,7 
0,71 – 1,0

низкий 
средний 
высокий

На основе данных об уровне сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным материалом.

8. Методика «Выявление общих понятий»

Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы:

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

18

17

16

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  1. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  2. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  3. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  4. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  5. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  6. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

  7. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

  8. Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).

  9. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

  10. Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  11. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

  12. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  13. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы.шум, наполнение).

  14. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

  15. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

  16. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

  17. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

  18. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

  19. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Инструкция:«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

9. Тест Липпмана «Логические закономерности»

Ход опытаИспытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

2, 3, 4, 5, 6, 7

6, 9, 12, 15, 18, 21

1, 2, 4, 8, 16, 32

4, 5, 8, 9, 12, 13

19, 16, 14, 11, 9, 6

29, 28, 26, 23, 19, 14

16, 8, 4, 2, 1,  0,5

1, 4, 9, 16, 25, 36

21, 18, 16, 15, 12, 10

3, 6, 8, 16, 18, 36

Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

«Ключи» и интерпретация результатов

Предъявленные ряды

Правильные ответы

2, 3, 4, 5, 6, 7
6, 9, 12, 15, 18, 21
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8, 4, 2, 1,  0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36

8, 9
24, 27
64, 128
16, 17
4, 1
8, 1
0,25,  0,125
 49, 64
9, 6
38, 76

Оценка результатов

Время выполнения задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин 10 с - 4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

1

3

Средняя норма

4 мин 35 с - 9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма

2 мин 10 с - 15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10 мин - 15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления

более 16 мин

более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Диагностика памяти

1. Методика «Узнай фигуры» 

В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции:

Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

2. Методика «Запомни рисунки» 

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку.   Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов   - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему на картинке, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-Збалла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинкени одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Запомни цифры» 

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово повтори».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

4. Методика «Выучи слова» 

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали -количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла  - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла -низкий.

0-1балл - очень низкий.

5. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

6. Методика «Оценка оперативной зрительной памяти» 

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин. на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

 Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3,8,12,14,16; второму набору - 2, 7,15,18,19, 21; третьему набору - 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5, 9,13, 20, 22, 23.

7. Методика «Оценка объемакратковременной слуховой памят»

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов - 10 - получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов - 8 - получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

8. Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»

Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

   I                    II                         III                         IV
месяц           ковер                  вилка                  школа
дерево         стакан                 диван                  человек
прыгать       плыть                  шутить                спать
желтый       тяжелый            смелый               красный
кукла           книга                   пальто                 тетрадь
сумка           яблоко                телефон              цветок

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными словами:

Стаканшколавилка, пуговица, ковермесяц, стул,

человекдиван, корова, телевизор, дерево, птица,

спатьсмелейшутитькрасный, лебедь, картинка,

тяжелыйплыть, мяч, желтый, дом, прыгать,

тетрадьпальтокнигацветоктелефоняблоко,

кукласумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора - сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора - двойной волнистой чертой.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие - высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

9. Методика «Диагностика опосредствованной памяти»

 Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать

запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка - 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов - средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.

0-1 балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.













































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнение «Геометрия обиды»

Первый этап упражнения представляет собой разновидность «Ассо­циаций».

Ребятам предлагаются вопросы типа: «Если обида - это посуда, то какая?», «а если одежда?», «а если знак препинания?» и т. д., заканчивает­ся обсуждение вопросами о «цвете» обиды и соотношении с геомет­рическими фигурами. Последние вопросы задаются всем без исключения.

На втором этапе участники на альбомных листах изображают какую-то конкретную обиду (подписав ее), ис­пользуя только тот цвет и только те геометрические фигуры, которые были названы.

Рефлексия:

Что приходит в голову при взгляде на мой рисунок? (Для ответа на этот вопрос можно посоветоваться с другом.)

2. Основная часть

Обсуждение. Бывает ли так, что одна и та же ситуация одного чело­века обижает, а другого - нет? Можно ли привести такие примеры из жизни?

«Психоанализ» обиды показывает, что если вас задели, обратите вни­мание на больные точки своей души, а не на обидчика. Эту закономер­ность иллюстрирует известный афоризм: «Слабые не умеют прощать; способность прощать - качество, присущее сильным».

Упражнение «Письмо обидчику»

Попытаемся простить кого-то из своих обидчиков, неважно, кто это: мама, лучшая подруга или случайная бабушка, которая накричала на тебя в троллейбусе. Для этого мы напишем своему обидчику письмо. В нем, конечно, мы сперва скажем этому человеку все, что мы про него думаем, а потом попытаемся оправдать и простить его. И не забудем это тоже упомянуть в своем письме.

Групповая дискуссия.

Бывают ли люди, которым никогда не бывает стыдно, которые никогда не чувствуют себя виноватыми? Что это за люди? В каких ситуациях мы чувствуем стыд, вину?

Составляется «Ко­пилка ситуаций»: не выполнил просьбу лучшего друга, осмеяли одноклассники, не ответил на простейший вопрос учителя и т. д.

Выясняется, что стыд и вина - эмоции довольно частые, но очень неприятные. Возникают они в тех случаях, когда мы сделали что-то не­соответствующее правилам поведения в обществе или требованиям ок­ружающих людей. Здесь можно вспомнить ситуации, в которых эти требования нам казались сомнительными и которые можно перечислить под рубрикой «Ах, чем я виноват?»

Требования - это ужасно! Всегда ли мы должны им следовать? Очень хочется ответить: «Мы никому ничего не должны!» Это так?

Упражнение «Сказка»

Организуется работа в маленьких группах. Необходимо написать сказ­ку о том, что было бы, если бы в один прекрасный день все люди потеря­ли чувства вины и стыда. Ребят обязательно нужно предупредить, что сказки придется зачи­тывать.

По окончании работы сказки действительно зачитываются. Как пра­вило, они скорее похожи на абсурдно грустные истории с печальным финалом. В обсуждении предлагается совместными усилиями привлечь в сказку волшебные средства и довести ее сюжет до хэппи-энда.

Волшебство, так или иначе, всегда позволяет вернуть людям то, что было утрачено. И что теперь сделать, чтобы наладить жизнь? Конечно, попросить прощения!

Индивидуальная работа в тетради:

Есть ли такие люди, у которых мне есть за что попросить проще­ния? Что бы я им сказал?

2-я часть

Групповая дискуссия.

Чем полезна и чем вредна злость?

В каких ситуациях люди чаще всего злятся?

В чем это проявляется?

Рефлексия: Если немножко побыть «психоаналитиком», окажется, что злость чаще всего связана со страхом и беспомощностью (в качестве иллюст­рации можно привести параллели с агрессивным поведением животных). Она может проявляться в поведении человека и в его словах.

Упражнение «Как я зол!»

Ребятам предоставляется возможность «поругаться». Кто сейчас чув­ствует необходимость наговорить кому-то гадостей? Этому смельчаку завязывают глаза. Ведущий показывает на кого-то из одноклассников, так, чтобы его видели остальные. Подростку с завязанными глазами пред­лагается выместить свою злость словами на этом человеке. Затем глаза развязываются, и автор извиняется перед невинной жертвой: «Извини, я вовсе не тебя имел в виду...». При работе с последним из числа желаю­щих принять участие в упражнении резидентом можно показать на него самого. Довольно забавен также вариант, когда ведущий показывает на самого себя.

Обсуждение упражнения часто дает очень ценный результат: ребята почти всегда приходят к выводу о том, что словесная агрессия, помимо очевидного вреда для отношений с тем человеком, в адрес которого она направлена, разрушает и отношения с теми, кто просто наблюдает за словесными изысканиями нападающего. Со стороны это выглядит очень неприятно! Смешно, но как-то неловко.

Здесь же можно обсудить способы поведения в ситуации, когда кто-то на тебя обзывается, ругается и т. д.

Работа в малых группах

Ребята получают задание описать возможные способы справиться со своей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с ок­ружающими, но и, с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник.

По окончании работы на доске составляется список возможных спо­собов «спустить пар» (косвенной разрядки агрессии). Оказывается, их предостаточно!

- Потанцевать.

- Спорт.

- Побить подушку.

- Поиграть в компьютер.

- Сделать уборку и т. д.

Мозговой штурм: Что такое страх?

Участники свободно высказывают свои мнения, а ведущий записывает на доске все ответы.

Прекрасной иллюстрацией к этому обсуждению может стать извест­ная притча:

«Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а умерло пятьдесят тысяч!» - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, - я по­губила только пять тысяч. Остальные умерли от страха».

Можно вспомнить и выражение «у страха глаза велики», которое тоже наводит на интересные мысли относительно влияния страха на поведе­ние человека. Получается, что страх, начинающий регулировать наше поведение, может сработать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».

Упражнение «Чего боятся люди»

На индивидуальных листах нарисовать «сетку» из шести клеток. Три первые клетки надо заполнить картинками на тему «Чего боятся люди».

На следующем этапе упражнения оставшиеся клетки заполняются смешными рисунками на ту же тему, что и первые три. Это задание ре­бята получают только тогда, когда первая часть работы выполнена.

По завершении работы нужно дать ребятам немного времени, чтобы посмеяться над рисунками своих друзей, обсудить их. Выясняется, что-то, что страшно, может быть еще и смешно, потому что многие страхи вызваны нестрашными причинами.

Упражнение «Как справиться со страхом»

Ребята работают в малых группах. Необходимо вспомнить себя в тот момент, когда ты чего-то боялся или тревожился (но только тогда, когда это чем-то мешало!), и подумать: что помогло справиться со страхом?

Результаты работы каждой группы фиксируются общим списком обобщенных рецептов на доске и обсуждаются. «Способов борьбы с тре­вогой и страхом» всегда получается больше пяти. Например:

- Лечь поспать.

- Устранить причину (узнать то, что неизвестно и т. д.).

- Послушать музыку.

- Поделиться с другом или родителями.

- Пересмотреть ситуацию по принципу «А чего конкретно я боюсь в ней?» и т. д.

3. Завершение занятия.

Индивидуальная работа в тетрадях:

Как я пережил упражнение «Как я зол!»? Что я чувствовал во вре­мя него?

Составить индивидуальную памятку по способам «спускания пара». В нее можно включить пять пунктов из перечисленных на доске или же собственные приемы, которые по разным причинам не попали на доску.

Занятие 6. Эмпатия и способы выражения чувств.

Цели

- Создание условий для развития эмпатии учащихся в игровых мо­делях межличностного взаимодействия.

- Анализ возможного поведения и чувств со стороны в потенциально конфликтной ситуации.

- Формулирование механизма безопасного выражения чувств и кон­структивного выражения претензий.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Мигалки»

Для этого упражнения надо организовать круг из стульев, которых ровно в два раза меньше, чем участников. Играющих должно быть чет­ное количество, поэтому в некоторых случаях ведущий, объяснив пра­вила, сам становится игроком.

Половина ребят рассаживается на стулья, остальные встают за их спин­ками. Один стул остается пустым. Это потому, что водящий стоит в середине круга. Тот, кто стоит за пустым стулом, должен переманить к себе кого-то из сидящих без слов, только мимикой и жестами. Задача водяще­го - уловить момент «переманивания» и занять освобождающийся стул.

После 7-8 минут игры сидящие и стоящие меняются местами.

Побывав во всех трех ролях — водящего, переманивающего и пере­маниваемого, - ребята формулируют свои представления о том, зачем нужно уметь понимать состояния другого человека и какие трудности им удалось заметить во время игры. И почему в игре мы не использова­ли слова? Задача ведущего - организовать обсуждение.

Мозговой штурм:

С помощью чего люди могут понимать друг друга?

За­чем нужна эмпатия?

2. Основная часть.

Упражнение «Лицом к лицу»

На прошлых уроках мы выяснили, что намного надежнее пытаться понять состояние другого человека не по его словам (он может не ска­зать нам о своем настроении). Будем тренировать навыки «чувствова­ния» другого человека.

В парах ребята садятся спиной друг к другу. По сигналу ведущего не­обходимо повернуть голову таким образом, чтобы увидеть лицо, а не за­тылок партнера. После трех попыток пары переформировываются.

Результаты каждой попытки фиксируются в тетради.

Групповая дискуссия.

Зачем мы так долго учились понимать собственные эмоциональные состояния и состояния другого человека?

Чтобы чув­ства не мешали, а помогали строить отношения с другими людьми и с самим собой.

Для того чтобы понять, как этого можно достичь, выбирается ситуа­ция, актуальная в том или ином классе, но довольно обобщенная, и ана­лизируется по предложенной Г. Цукерман (1995) схеме, поэтапно фик­сируемой на доске:

Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств»

Ребята работают в малых группах. Каждая микрогруппа получает кар­точку с заданием в виде ситуации, в которой человек должен, не допус­тив ущемления своих интересов, не испортить отношения с партнером по взаимодействию. Конкретные ситуации ведущий подбирает исходя из специфики класса, поэтому привести здесь примеры довольно труд­но. В качестве примера можно назвать такую ситуацию: «несколько раз откладывали последний срок сдачи сочинения, ученик написал его, но забыл принести; учитель не верит».

Участники каждой микрогруппы должны сформулировать все воз­можные исходы ситуации согласно схеме, иллюстрировав их реплика­ми сторон, и представить группе свои варианты решения предложен­ной им ситуации.

Задача ведущего - организовать обсуждение таким образом, чтобы его итогом стало формулирование алгоритма «Я-высказывания», кото­рый записывается в тетрадь:

  1. объективное описание ситуации,

  2. описание своих чувств,

  3. аргументированные предложения по улучшению общения.

Индивидуальная работа в тетради

Наверняка у каждого есть что-то, что его раздражает. Попробуем сфор­мулировать свою мысль об этом по принципу «Я-высказывания».

Упражнение «Формулировка»

Ребята работают в малых группах.

Задание: переформулировать обид­ные высказывания, предложенные на карточке, в необидные, с исполь­зованием алгоритма «Я-высказывания».

Результаты работы каждый подросток фиксирует в тетради. По за­вершении работы получившиеся формулировки обсуждаются, алгоритм «Я-высказывания» уточняется.

Упражнение «Я-послания»

Каждый получает карточку, на которой написано имя одного из од­ноклассников.

Нужно подумать о том, какие приятные моменты возникают в обще­нии с человеком, имя которого написано на карточке. Свои соображе­ния придется выразить прилюдно, используя уточненный и упрощен­ный алгоритм «Я-высказывания».

Индивидуальная работа в тетради

Попробуем описать свое состояние в последнем упражнении с двух позиций:

Я говорил кому-то приятное.

Я слушал приятное про себя.






Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Бгажнокова И.М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками/ И.М. Бгажнокова, Ф.В. Мусукаева // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 46-52

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / авт. С.Г. Шевченко и др. – Москва: АРКТИ, 2004. – 224 с.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры,упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд. 2-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 349, [1] с. - (Психологический практикум).

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – Москва: АРКТИ, 2005. – 174 с. – (Методическая библиотека).

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5–9 кл: /Под редакцией И. М. Бгажноковой – 5-е издание Москва.: Просвещение, 2013.

Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / под науч. ред. М. Пишчек. – Санкт Петербург: Речь, 2006. – 271 с. – (Современный Учебник).

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Т.А. Девяткова и др.; под ред. А.М. Щербаковой. – Москва: Владос, 2004. - 302 с. - (Коррекционная педагогика).

Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. - Москва: Владос, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» – [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.shishkova.ru/library/journals/vosedu.htm

Комплекс игр и упражнений для развития мышления – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bakulina-lytmdou14.edumsko.ru/articles/post/836033

Онлайн-игры на развитие внимания и памяти – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat

Онлайн-игры для тренировки мозга и памяти, развития внимания, интеллекта и мышления– [Электронный ресурс] Режим доступа: https://b-trainika.com/

Сказки на коррекцию эмоционального состояния ребенка – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ncuxolog.ru/skazki-na-korrektsiyu-e-motsional-noj-sfery-rebenka

Тренажеры для мозга – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wikium.ru/?utm_expid=.kK1p3E6bSk2uDK0mPVUELQ.0&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F











Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

протокол№________

от________________

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»

Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Психологический практикум

Класс: 7-9

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Евдокимова Антонина Александровна

Квалификационная категория: I









с.Новая Брянь







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!