РАССМОТРЕНО на заседании ШМО УСК Руководитель: С.Н. Калинина Протокол № 1 от 26.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л.Н. Гаврилова | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» О.М. Яппарова Приказ № -од от 31.08.2022г. |
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по Психологическому практикуму
8-9 классы
Составители:
Педагог-психолог Тетерева Нина Георгиевна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа разработана и составлена на основании:
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);
Конституции Российской Федерации;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
Устава ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги»;
Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой М.: Просвещение, 2005; ориентирована на образовательную программу
«Психологический практикум», составитель Шевченко А.В., 2012г.; Программы элективного курса «Я выбираю профессию», автор Щербакова И.В.; Программы элективного курса по психологии «Поверь в себя», автор-Хромцова С.Л.; пособия "Обучение жизненно важным навыкам в школе" под редакцией Майорова Н. П., Интеллект-Центр, 2010 г.
Цель курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии; гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные задачи программы:
Формирование знаний о психологии человека;
Формирование и развитие процессов самопознания, стремления к знаниям о своем внутреннем мире;
Создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии;
Обучение способам группового взаимодействия и формирование навыков общения;
Развитие познавательных процессов;
Формирование необходимых навыков поведения в трудных ситуациях.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Содержание определенных занятий усложняется в течение времени с каждым годом обучения, зависит от динамики уровня развития детей и уровня усвоения программы.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни. Взаимодействуя с детьми, педагог-психолог накапливает информацию, перепроверяет её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места психологического практикума представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Количество учебных часов за год |
8 | 1 | 34 | 34 |
9 | 1 | 34 | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми;
развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.
Предметные результаты Минимальный уровень
умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
умение практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности;
умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;
умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
умение выделять существенные свойства предметов, явлений;
умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
умение образовывать понятия формулировать определения понятий;
умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Достаточный уровень
уметь оценивать поступки одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
умение критически подходить к решению задачи, проблемы, определять собственное отношение к явлениям жизни;
умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
класс
Раздел «Введение»
Познавательные беседы:
-Давайте знакомиться с собой и друг с другом. Понятия: дружба, друзья, настоящий друг.
Раздел «Как мы познаём мир»
Закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие.
Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Понятия: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, общение.
Раздел «Познай себя»
Тема: "Как и что мы чувствуем"
Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Познавательные беседы:
Зачем осознавать и понимать эмоции;
Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины;
Что такое стресс и как его преодолеть.
Понятия: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность, стресс, горе, несчастье, недомогание.
Тема: "Воля"
Познавательные беседы:
Упражнения и задания на развитие воли.
Понятия: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание.
Тема: "Характер"
Познавательные беседы:
Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки: "Зеркало", "Что я знаю о себе", "Перевоплощение", "Коршун и бабочка", "Я такой же, как ты" и др.
Тема: "Кем быть"
Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека. Анализ характеристик человека трудолюбивого и нерадивого. Рассказы о том, как человек выбирает себе профессию: по интересу, по умению, по знаниям.
Работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений. Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения
Раздел «Я среди людей»
Тема: "Как мы видим друг друга" Познавательные беседы:
разговор взглядов;
язык жестов и движений,
как понять другого человека;
особенности подросткового возраста;
про мужчин и женщин;
"По одёжке встречают ..."
Тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я".
Тема: "Межличностные отношения" Познавательные беседы:
Нет друга, так ищи;
Как преодолеть границы;
Права человека среди людей;
Самое утреннее из чувств;
Почему люди спорят и ссорятся.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других, "Перевоплощение", "Психологический портрет", "Я такой же, как ты»,
«Комплимент", "Если бы я был тобой", "Телепатия" и др.
Понятия: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора.
класс
Раздел «Введение»
Познавательные беседы:
-Что и как изучает психология;
-Зачем изучать психологию.
Понятия: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос, психология
Раздел «Познай себя»
Тема: "Психология личности"
Познавательные беседы:
Как мы себя ценим?;
Что такое самоценность?;
Личностью не рождаются, а становятся;
Личность - это настоящее в человеке, а личина?;
Зависит ли характер от темперамента.
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных.
Раздел «Как мы познаём мир»
Тема: "Психологические процессы и информация" Познавательные беседы:
Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией: "Живая скульптура", "Веришь - не веришь", "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" и др.
Понятия: жизненная ситуация, мысли и чувства, информация, виды информации, собственное мнение
Тема: "Творчество"
Познавательные беседы:
Что такое творчество;
Любое дело – творчески;
Когда интересно жить;
Что мне нравится в себе.
Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники»,
«Приветствие», «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», литературный пересказ,
«Акробат».
Понятия: творчество, мыслить творчески, творчество и воображение.
Тема: "Проблемы и как их решать" Познавательные беседы:
Упражнения, задания на развитие навыков - принятия и исполнения решений: "Ком- плимент", литературный пересказ, "Сорви шапку", "Рука в руке", "Ищем секрет",
«Подарок другу», "Самопохвала" и т. п.
Понятия: желания и возможности, преграды в исполнении желаний, проблемы и их решения.
Тема: "Личность и её социальные роли".
Познавательные беседы:
Что такое социальная роль;
Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины;
Перевоплощение личности.
Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты»,
«Один дома», «Правильная забота» и др.
Понятия: личность, социальная роль и ее виды, уверенность, положительные и отрицательные роли
Тема: "Кем быть".
Познавательные беседы:
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения
Раздел «Я среди людей»
Тема: "Психология межличностных отношений".
Познавательные беседы:
Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека;
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты;
Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть;
Личные взаимоотношения людей;
Чего никогда нельзя делать в любви;
Сигналы отношения;
Причины одиночества.
Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.
Тема: "Психология конфликта''. Познавательные беседы:
Причины ссор и конфликтов;
Маленькие хитрости в решении ссор;
Что нужно, чтобы решить конфликт;
Повиновение или решение;
Что значит принять решение;
Как согласовать мнения;
"Правильная" забота.
Упражнения, тренинги на развитие навыков понимания других, навыков решения конфликтов.
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.
«Обобщение»
Повторение изученных разделов.
Тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегу- лирования, самопознания, самоопределения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
Раздел | Тема | Кол-во часов | Из них |
Изучение нового и закрепление | Контроль |
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Как мы познаём мир | 2 | 1 | 1 |
3 | Познай себя | 18 | 17 | 1 |
4 | Я среди людей | 12 | 11 | 1 |
класс
Раздел | Тема | Кол-во часов | Из них |
Изучение нового и закрепление | Контроль |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Как мы познаём мир | 5 | 4 | 1 |
3 | Познай себя | 17 | 16 | 1 |
4 | Я среди людей | 9 | 8 | 1 |
5 | Обобщение | 2 | 1 | 1 |
Наименование | Календарно-тематическое планирование | |
Предмет | Психологический практикум | |
Параллель | 8 класс | |
Наименование раздела | Номер урока | Тема уроков | Планируемый результат | Домашнее задание |
Введение | 1 | Диагностика | Определение образовательного маршрута | |
2 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я» | |
Как мы познаём мир | 3 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения | |
4 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение найти контакт и уверенно общаться | |
Познай себя | 5 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства | |
6 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства | |
7 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей | |
8 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями | |
9 | Воля | Умение выявлять собственные возможности и интересы | |
| 10 | Воля | Умение организовать и планировать свою жизнедеятельность | |
11 | Воля | Умение управлять своим поведением и эмоциями | |
12 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами | |
13 | Характер | Расширение представлений о понятии характер, черты характера. | |
14 | Характер | Расширение представлений о понятии характер, черты характера. | |
15 | Характер | Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя. | |
16 | Характер | Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя. | |
17 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера. | |
| 18 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера. | |
19 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
20 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
21 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
22 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
Я среди людей | 23 | Как мы видим друг друга | Развитие умения высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других людей. | |
24 | Как мы видим друг друга | Понимание и принятие чувств окружающих людей. | |
25 | Как мы видим друг друга | Формирование представлений о ценности самого себя и других людей. | |
26 | Как мы видим друг друга | Умение высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других людей | |
|
27 | Как мы видим друг друга | Умение высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению других людей | |
28 | Межличностные отношения | Развитие мотивации межличностных отношений | |
29 | Межличностные отношения | Развитие мотивации межличностных отношений | |
30 | Межличностные отношения | Развитие мотивации межличностных отношений | |
31 | Межличностные отношения | Развитие мотивации межличностных отношений | |
32 | Межличностные отношения | Умение вести себя в обществе | |
33 | Межличностные отношения | Умение вести себя в обществе | |
34 | Межличностные отношения | Умение вести себя в обществе | |
Наименование | Календарно - тематическое планирование | |
Предмет | Психологический практикум | |
Параллель | 9 класс | | |
Наименование раздела | Номер урока | Тема уроков | Планируемый результат | Домашнее задание |
Введение | 1 | Зачем изучать психологию | Мотивировать на изучение своего внутреннего мира; содействовать принятию учащимися рефлексивной позиции. | |
Как мы познаём мир | 2 | Психология личности | Расширение представления о понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность». | |
3 | Психология личности | Расширение представления о понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность». | |
4 | Психология личности | Расширение представления о понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность». | |
5 | Психология личности | Умение находить в себе индивидуальные черты, определять | |
| | | свои личностные особенности, особенности других людей. | |
6 | Психология личности | Умение находить в себе индивидуальные черты, определять свои личностные особенности, особенности других людей. | |
Познай себя | 7 | Психические процессы | Мотивировать на изучение своего внутреннего мира; содействовать принятию учащимися рефлексивной позиции. | |
8 | Психические процессы | Мотивировать на изучение своего внутреннего мира; содействовать принятию учащимися рефлексивной позиции. | |
9 | Творчество | Формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских качеств. | |
10 | Творчество | Формирование коммуникативных, организаторских | |
| | | умений и лидерских качеств. | |
11 | Творчество | Формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских качеств. | |
12 | Творчество | Формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских качеств. | |
13 | Творчество | Формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт. | |
14 | Проблемы и как их решать | Осознание своих проблем и поиск конструктивного способа их решения. | |
15 | Проблемы и как их решать | Развитие рефлексивного мышления. | |
16 | Проблемы и как их решать | Развитие рефлексивного мышления. | |
17 | Проблемы и как их решать | Умение адекватно оценивать и разрешать проблемы. | |
18 | Личность и её | Формирование | |
| | социальные роли | представления о разных социальных ролях, дать представление о роли как о проводнике в социум. | |
19 | Личность и её социальные роли | Формирование представления о разных социальных ролях, дать представление о роли как о проводнике в социум. | |
20 | Личность и её социальные роли | Осознание мотивов индивидуального поведения. | |
21 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
22 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
23 | Кем быть | Умение выбирать профессию исходя из собственных возможностей | |
Я среди людей | 24 | Психология межличностных отношений | Развитие мотивации межличностных отношений | |
| 25 | Психология межличностных отношений | Развитие мотивации межличностных отношений | |
26 | Психология межличностных отношений | Развитие мотивации межличностных отношений | |
27 | Психология межличностных отношений | Развитие мотивации межличностных отношений | |
28 | Психология межличностных отношений | Умение вести себя в обществе | |
29 | Психология конфликта | Умение вести себя в обществе | |
30 | Психология конфликта | Умение вести себя в обществе | |
31 | Психология конфликта | Умение выбирать продуктивный способ поведения | |
32 | Психология конфликта | Умение выбирать продуктивный способ поведения | |
Обобщение | 33 | Повторение изученных разделов | Обобщение изученного материала | |
34 | Повторение | Обобщение | |
| | изученных разделов | изученного материала | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.
Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5. 1998.
Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.
Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва. Черо. 1997.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология, № 3, 1998.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.
Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.
Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва. 2001.
Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
Пиз А. Язык телодвижений. Москва. 1995.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва: ВЛАДОС, 2003.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. ЭКСМО– пресс. 2001.
Прутченков А.С. Наедине с собой. Педагогическое агентство. Москва. 18.Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва. «Открытое общество». 2001.
Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва. 1999.
Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Ноутбук, телевизор