ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Ученик научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес и уважительно относиться к культуре и истории своего народа, страны;
- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;
- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- самовыражаться через слово;
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
- удерживать цель деятельности до получения её результата.
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и интересы.
Ученик получит возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях басен;
- различать малые фольклорные жанры;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Ученик получит возможность научиться:
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Содержание курса
Введение (1 ч.)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии (3 ч.)
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.
Из устного народного творчества (3 ч.)
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Из древнерусской литературы (4 ч.)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие
и др.).
Теория литературы: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.
Из русской литературы XVIII века (36 ч.)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Из русской литературы ХIХ века (19 ч.)
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в
рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой.
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Из русской литературы XX века (26ч.)
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений).
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ; язык героя как средство создания образа.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказка-быль; конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».
Теория литературы: мотив, художественные средства.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея.
Из зарубежной литературы (8 ч.)
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».
История создания, тематика, проблематика.
Теория литературы: сказка (развитие представлений).
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
ДЖ. ЛОНДОН (
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Итоговый урок
Учебно-тематический план
№ п/п | Количество часов | Раздел. Тема |
Введение 1 ч |
1 | 1 | Введение. О литературе, читателе и писателе. |
Из греческой мифологии 3 часа |
2 | 1 | Из греческой мифологии. «Пять веков». |
3 | 1 | Мифы о героях. «Прометей» |
4 | 1 | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». |
Из устного народного творчества 4 часа |
5 | 1 | Предания и легенды. Сказка «Солдат и смерть» |
6 | 1 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» |
7 | 1 | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». |
Из древнерусской литературы 4 часа |
8 | 1 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» |
9 | 1 | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». |
10 | 1 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» (фрагмент) |
11 | 1 | Р/р. Моё поучение |
Из русской литературы XVIII века 36 ч |
12 | 1 | М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. |
13 | 1 | Отражение мыслей ученого и поэта. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» |
14 | 1 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. |
15 | 1 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. |
16 | 1 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история произведения |
17 | 1 | Фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором |
18 | 1 | Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина |
19 | 1 | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». |
20 | 1 | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» |
21 | 1 | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». |
22 | 1 | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» |
23 | 1 | Р/р. Конкурс выразительного чтения. |
24 | 1 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. |
25 | 1 | Причина ссоры Дубровского и Троекурова |
26 | 1 | Отец и сын Дубровские. |
27 | 1 | Владимир Дубровский – благородный разбойник. |
28 | 1 | Дубровский и Маша Троекурова. |
29 | 1 | Р/р. Сочинение-сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») |
30 | 1 | Р/р. Анализ письменных работ |
31 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. |
32 | 1 | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». |
33 | 1 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». |
34 | 1 | Трагическое одиночество человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». |
35 | 1 | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» |
36 | 1 | Р/р. Конкурс творческих работ. |
37 | 1 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: историческая основа повести. |
38 | 1 | Степь как образ Родины в повести Гоголя |
39-40 | 2 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). |
41 | 1 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. |
42-43 | 2 | Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Анализ письменных работ |
44 | 1 | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. |
45-46 | 2 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. |
47 | 1 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». |
Из русской литературы XIX века 19 ч |
48 | 1 | Н. А. Некрасов. Тема народного труда («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») |
49 | 1 | Л.Н. Толстой в 30-50 гг. XIX века. Автобиографическая повесть «Детство» |
50 | 1 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». |
51 | 1 | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». |
52 | 1 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». |
53 | 1 | Р/р. Сочинение «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н. Толстым стихотворения В. Гюго?» |
54-55 | 2 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. |
56 | 1 | Отец и сын |
57 | 1 | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». |
58 | 1 | Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». |
59 | 1 | Р/р. Сочинение-рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи». |
60 | 1 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова |
61 | 1 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. |
62 | 1 | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». |
63-64 | 1 | Р/р. Сочинение «Смешной случай из жизни». Анализ письменных работ. |
Из русской литературы XX века 26 ч |
65 | 1 | Краткие сведения об И.А. Бунине |
66 | 1 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») |
67 | 1 | И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. |
68 | 1 | А.И. Куприн. Личность писателя. |
69 | 1 | А.И. Куприн. «Тапёр». Основная тема и образы в рассказе |
70 | 1 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Тапёр» |
71 | 1 | Р/р. Сочинение-рассказ |
72 | 1 | С.А. Есенин. Слово о поэте. |
73-73 | 2 | «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. |
75 | 1 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин |
76 | 1 | М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. |
77 | 1 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра. |
78 | 1 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. |
79 | 1 | Смысл названия сказки- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». |
80-81 | 2 | В мастерской художника (М.М. Пришвина) |
82 | 1 | А.А. Ахматова «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля» |
83-84 | 2 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». |
85 | 1 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. |
86-87 | 2 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. |
88 | 1 | Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка и внук |
89 | 1 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» |
90 | 1 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». |
91 | 1 | Р/р. Конкурс выразительного чтения |
Из зарубежной литературы 8 ч |
92 | 1 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». |
93 | 1 | Краткие сведения о братьях Гримм. |
94-95 | 2 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. |
96 | 1 | Краткие сведения об О. Генри |
97 | 1 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз. |
98 | 1 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». |
99 | 1 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» |
100 | 1 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы. Смысл названия. |
101 | 1 | Итоговая контрольная работа |
102 | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» Рекомендации для летнего чтения. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Количество часов | Тема урока | Коррекционно-развивающая работа | Примечания |
По плану | Фактически |
1 | 3.09 | | 1 | Введение. О литературе, читателе и писателе. | Развитие и корригирование памяти | |
ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч |
2 | 3.09 | | 1 | Из греческой мифологии. «Пять веков». | Активизация познавательной деятельности | |
3 | 3.09 | | 1 | Мифы о героях. «Прометей» | Развитие и корригирование внимания | |
4 | 7.09 | | 1 | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | Активизация познавательной деятельности | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 ч.) |
5 | 10.09 | | 1 | Предания и легенды. Сказка «Солдат и смерть» | Активизация познавательной деятельности | |
6 | 10.09 | | 1 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | Активизация познавательной деятельности | |
7 | 14.09 | | 1 | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.) |
8 | 17.09 | | 1 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
9 | 17.09 | | 1 | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | Развитие и корригирование внимания | |
10 | 21.09 | | 1 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» (фрагмент) | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
11 | 24.09 | | 1 | Р/р. Моё поучение | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (36 ч.) | | |
12 | 24.09 | | 1 | М.В. Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
13 | 28.09 | | 1 | Отражение мыслей ученого и поэта. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
14 | 1.10 | | 1 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | Активизация познавательной деятельности | |
15 | 1.10 | | 1 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
16 | 5.10 | | 1 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история произведения | Развитие и корригирование внимания | |
17 | 12.10 | | 1 | Фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором | Активизация познавательной деятельности | |
18 | 15.10 | | 1 | Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
19 | 15.10 | | 1 | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
20 | 19.10 | | 1 | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» | Развитие и корригирование внимания | |
21 | 22.10 | | 1 | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». | Активизация познавательной деятельности | |
22 | | | 1 | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
23 | | | 1 | Р/р. Конкурс выразительного чтения. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
24 | | | 1 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | Активизация познавательной деятельности | |
25 | | | 1 | Причина ссоры Дубровского и Троекурова | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
26 | | | 1 | Отец и сын Дубровские. | Развитие и корригирование внимания | |
27 | | | 1 | Владимир Дубровский – благородный разбойник. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
28 | | | 1 | Дубровский и Маша Троекурова. | Активизация познавательной деятельности | |
29 | | | 1 | Р/р. Сочинение-сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
30 | | | 1 | Р/р. Анализ письменных работ | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
31 | | | 1 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | Развитие и корригирование внимания | |
32 | | | 1 | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
33 | | | 1 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
34 | | | 1 | Трагическое одиночество человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | Активизация познавательной деятельности | |
35 | | | 1 | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
36 | | | 1 | Р/р. Конкурс творческих работ. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
37 | | | 1 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: историческая основа повести. | Развитие и корригирование внимания | |
38 | | | 1 | Степь как образ Родины в повести Гоголя | Активизация познавательной деятельности | |
39 | | | 1 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
40 | | | 1 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
41 | | | 1 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
42 | | | 1 | Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Анализ письменных работ | Развитие и корригирование внимания | |
43 | | | 1 | Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба». Анализ письменных работ | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
44 | | | 1 | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
45 | | | 1 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (19 ч.) | |
46 | | | 1 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | Активизация познавательной деятельности | |
47 | | | 1 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (19 ч.) | | |
48 | | | 1 | Н. А. Некрасов. Тема народного труда («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
49 | | | 1 | Л.Н. Толстой в 30-50 гг. XIX века. Автобиографическая повесть «Детство» | Развитие и корригирование внимания | |
50 | | | 1 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
51 | | | 1 | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
52 | | | 1 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | Активизация познавательной деятельности | |
53 | | | 1 | Р/р. Сочинение «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н. Толстым стихотворения В. Гюго?» | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
54 | | | 1 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. | Развитие и корригирование внимания | |
55 | | | 1 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
56 | | | 1 | Отец и сын | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
57 | | | 1 | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | Активизация познавательной деятельности | |
58 | | | 1 | Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
59 | | | 1 | Р/р. Сочинение-рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи». | Развитие и корригирование памяти | |
60 | | | 1 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (26 ч.) | |
61 | | | 1 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | Активизация познавательной деятельности | |
62 | | | 1 | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
63 | | | 1 | Р/р. Сочинение «Смешной случай из жизни». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
64 | | | 1 | Анализ письменных работ. | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (26 ч.) | | |
65 | | | 1 | Краткие сведения об И.А. Бунине | Активизация познавательной деятельности | |
66 | | | 1 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
67 | | | 1 | И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | Развитие и корригирование внимания | |
68 | | | 1 | А.И. Куприн. Личность писателя. | Развитие и корригирование памяти | |
69 | | | 1 | А.И. Куприн. «Тапёр». Основная тема и образы в рассказе | Активизация познавательной деятельности | |
70 | | | 1 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Тапёр» | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
71 | | | 1 | Р/р. Сочинение-рассказ | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
72 | | | 1 | С.А. Есенин. Слово о поэте. | Развитие и корригирование памяти | |
73 | | | 1 | «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
74 | | | 1 | «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
75 | | | 1 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | Активизация познавательной деятельности | |
76 | | | 1 | М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
77 | | | 1 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра. | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
78 | | | 1 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
79 | | | 1 | Смысл названия сказки- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Развитие и корригирование памяти | |
80 | | | 1 | В мастерской художника (М.М. Пришвина) | Развитие и корригирование внимания | |
81 | | | 1 | В мастерской художника (М.М. Пришвина) | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
82 | | | 1 | А.А. Ахматова «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля» | Развитие и корригирование памяти | |
83 | | | 1 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | | |
84 | | | 1 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | Активизация познавательной деятельности | |
85 | | | 1 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
86 | | | 1 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
87 | | | 1 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | Развитие и корригирование памяти | |
88 | | | 1 | Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка и внук | Активизация познавательной деятельности | |
89 | | | 1 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
90 | | | 1 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | Развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
91 | | | 1 | Р/р. Конкурс выразительного чтения | Развитие и корригирование внимания | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.) | | |
92 | | | 1 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». | Развитие и корригирование зрительного восприятия | |
93 | | | 1 | Краткие сведения о братьях Гримм. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
94 | | | 1 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
95 | | | 1 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | Активизация познавательной деятельности | |
96 | | | 1 | Краткие сведения об О. Генри | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
97 | | | 1 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз. | Развитие и корригирование внимания | |
98 | | | 1 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
99 | | | 1 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
100 | | | 1 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы. Смысл названия. | Активизация познавательной деятельности | |
101 | | | 1 | Итоговая контрольная работа | развитие и корригирование мелкой моторики рук | |
102 | | | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» Рекомендации для летнего чтения. | Развитие и корригирование внимания | |