СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературе, 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  рабочая  программа по литературе для 6 класса  составлена на основе:

             - федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

 - программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.                                        Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012г.;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературе, 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новомарьясовская средняя общеобразовательная школа-интернат»



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

Руководителем МО учителей Заместителем директора Директором МБОУ

гуманитарного цикла по УВР «Новомарьясовская СОШ-И» Протокол № 1 «31»августа 2020г Приказ № 25 о/д

28.08.20 ____/ Чезыбаева Е.В./ «01» сентября 2020г

______/Коконова В.А / ______/ Шандр Т.В./









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

для 6 класса









Составил учитель

русского языка и литературы

Чезыбаева Елена Васильевна









с. Новомарьясово

2020

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе:

- федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

- программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012г.;

- федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

-федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2020-2021 учебный год.

-АООП МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»

-Учебного плана МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2020-2021 учебный год

Литература входит в образовательную область – «Филология».

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.

Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 3 часа в неделю, что в год составляет 102 часа (данной программе 100 часов,т.к.2 часа выпадают на праздничные дни).

При прохождении программы возможны риски: актированные дни(низкий температурный режим, карантин, больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары уроки согласно рабочей программы будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время(факультативы, консультации, предметные недели ).В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года либо перенос каникулярных периодов в другое время.

УМК:- Литература. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных организаций.В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-8-е изд.-М.: Просвещение,2018.

-Н.В. Беляева Уроки литературы в 6 классе: Поурочные разработки:учебное пособие для общеобразовательных организаций-М.:Просвещение,2018.

-Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - Изд. 4-е, переработанное. - М: ВАКО, 2016.

5) Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

  • http://www.bibliogid.ru

  • http://www.bibliotekar.ru

Отражение специфики класса. В классе 19 учащихся из них 2 ученика занимаются по АООП для детей с умственной отсталостью (вариант 9.1). Мальчики отличаются крайне медленным темпом работы, с большим трудом вовлекаются в работу, быстро утомляются, преобладает слоговое чтение. Только творческие задания, выполняемые в группах, вызывают интерес.

2. Планируемые результаты.

Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В рамках деятельностного компонента ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В результате сформированности регулятивных УУД ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

В результате сформированности коммуникативных УУД ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

В результате сформированности познавательных УУД ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе литературных произведений.

3. Содержание учебного предмета

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе — художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

Введение.1ч.

Устное народное творчество.4ч.

Древнерусская литература.2ч.

Произведения русских писателей 18 века.4 ч.

Произведения русских писателей 19 века.39ч.

Писатели улыбаются.3.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.4ч.

Произведения русских писателей 20века.8ч.

Произведения о Великой Отечественной войне.8 ч.

Писатели улыбаются.4ч.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века.2ч.

Из литературы народов России.2ч.

Из зарубежной литературы.14ч.










































4. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

Писатели – создатели, хранители и любители книг

1.09


Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

3.09


Художественные особенности календарно-обрядовых песен

7.09


Пословицы и поговорки

8.09


Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора

10.09


«Повесть временных лет».

14.09


«Сказание о белгородском киселе».

15.09


А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»

17.09


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

21.09


Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

22.09


История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I)

24.09


Дубровский - старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III)

28.09


Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V)

29.09


Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII

1.10


Учитель (гл. VIII-X)

5.10


Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI)

6.10


Два мальчика (гл. XVII)

8.10


Развязка романа (гл. XVIII-XIX)

12.10


Р/р Подготовка к сочинению

13.10


Сочинение

15.10


М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи»

19.10


М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»

20.10


М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс»

22.10


Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

2.11


И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

3.11


Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

5.11


Рассказы героев «Бежин луга»

9.11


Природа и её роль в рассказах Тургенева.

10.11


Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

12.11


Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева

16.11


Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева

17.11


Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета

19.11


Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета

23.11


А. А. Фет . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

24.11


Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета

26.11


Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

30.11


Картины подневольного труда в стихотворении

1.12


Композиция стихотворения «Железная дорога»

3.12


Р/р Трёхсложные размеры стиха

7.12


Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»

8.12


Характеристика персонажей сказа

10.12


«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

14.12


Особенности языка сказа «Левша». Проект

15.12


Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова

17.12


А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»

21.12


Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий»

22.12


В/чт Юмористические рассказы Чехова.

24.12


Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

11.01


Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

12.01


Р/р Анализ стихотворения

14.01


Контрольная работа по литературе XIX века

18.01


А.И.Куприн «Чудесный доктор».

19.01


Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

21.01


Н.С. Гумилёв «Жираф»

25.01


С.А. Есенин « Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

26.01


А.С.Грин«Алые паруса». Автор и его герои

28.01


Победа романтической мечты над реальностью жизни

1.02


«Алые паруса» как символ воплощения мечты

2.02


А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок»

4.02


А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

8.02


В/чт «Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова

9.02


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

11.02


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

15.02


В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

16.02


Нравственные проблемы рассказа

18.02


Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева

22.02


В.Г.Распутин «Уроки французского»

25.02


Нравственные проблемы рассказа

1.03


Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

2.03


В. М. Шукшин «Критики»

9.03


Образ «странного» героя в рассказе Шукшина

11.03


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

15.03


Смысл названия рассказа

16.03


Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

18.03


Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова

29.03


Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

30.03


Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

1.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

5.04


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

6.04


«Яблоки Гесперид»

8.04


«Легенда об Арионе»

12.04


Гомеровский эпос

13.04


Гомеровский эпос

15.04


Гомеровский эпос

15.04


«Одиссей на острове циклопов»

19.04


Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

20.04


В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

22.04


В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

26.04


«Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы

27.04


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

29.04


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

4.05


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

6.05


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча

11.05


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча

13.05


Герои философской сказки «Маленький принц»

17.05


Дж.Родари «Сирениада»

18.05


Реализация заданий рубрики «Проект»

20.05


Реализация заданий рубрики «Проект»

24.05


Итоговая контрольная работа

25.05


Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

27.05


101-102

Резерв


3.05, 10.05
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!