СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по коррекции речи 9 класс  8 вида 2 часа в неделю

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя - логопеда с обучающейся 9 класса с умственной отсталостью, 2 часа в неделю, на основе рабочих тетрадей Н.Г. Галунчиковой и Э.Я. Якубовской.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по коррекции речи 9 класс  8 вида 2 часа в неделю»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1

городского округа город Нововоронеж»


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании ППк Заместитель директора по УР Директор МБОУ

Заместитель председателя МБОУ Новововронежская Новововронежская

ППк СОШ №1 СОШ № 1

________________ ________________ ______________

/Л.Н. Весельева/ /Е.С. Чернятина/ /Н.В. Бокарева/

Протокол № 3 «27» августа 2021 г. Приказ № 51п.1 о. д.

от «27 » августа 2021 г. от «30» августа 2021г.








Адаптированная рабочая программа

по коррекции устной и письменной речи

Гасс Анастасии 9 класс



Учитель – логопед:

Весельева Людмила Николаевна, ВКК



Нововоронеж


2021-2022 учебный год







Пояснительная записка

Федеральный государственный образо­вательный стандарт (ФГОС) диктует внедрение новых подходов к созданию системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования. Отдельный раздел ФГОС содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на их социальную адаптацию.

Настоящая программа разработана на основе:

Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе». Под ред.

А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

В ней заложены возможности предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

Адресат: учащиеся с умственной отсталостью (с недораз­витием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциа­цией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие.

Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.

Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением

до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;

учить диалогической речи.

Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.

Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).

Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

Обучать основам грамоты.

В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержа­ния связаны с учебными программами начальной ступени обу­чения, логикой внутрипредметных связей, а также с возраст­ными особенностями развития и структурой речевого дефек­та учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, пред­лагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитыва­ет основные общедидактические принципы (наглядность, до­ступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, методы ролевого моделирования типо­вых ситуаций, словесные.

Программа рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю).

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;

  • Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных не­сформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несфор­мированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

  • Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

  • Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.

  • Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.

  • Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по развитию речи и речевой практике 9 класс. М., «Просвещение», 2020 г.

Планируемые результаты



Обучающийся должен знать:

- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;

- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;

- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;

- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыс­лу содержание;

- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

- грамматические средства изменения существительных, прилагатель­ных, глаголов;

- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.


Обучающийся должен уметь:

- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;

- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;

- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;

- определять значение наиболее употребляемых существительных с мяг­ким знаком;

- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;

- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;

- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;

- определять тему рассказа по содержанию.



Учитывая, что у детей с ОВЗ остаются несформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Содержание учебного предмета.

Логопедическое сопровождение данных учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения с целью привития коммуникативных навыков. Структура логопедической работы соответствует традиционной: работа может осуществляться как индивидуально, так и подгруппами, в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.

Основное внимание уделяется накоплению пассивного словаря, развитию мелкой моторики. Параллельно идет работа по обучению ребенка с умственной отсталостью основам грамоты. Усложнение слоговой структуры происходит постепенно и только после того, как ученик усвоил предыдущий материал.

Логопедические занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы. Диагностирование детей проводиться в сентябре и в мае.

Рекомендуемое соотношение:

9 классы – 30-40 минут обучение, 5 минут игра.

25-30 минут обучение, 5-10 минут игра











Учебный план:

класс

Колич-во часов в неделю

Колич-во часов в год

9

2

68



1

Обследование устной и письменной речи

6

2

Фонетика.


6

3

Лексика

6

4

Грамматика

22

5

Связная речь

24

6

Обследование устной и письменной речи

4


Итого

68

Тематический план коррекционно-развивающей работы. 9 класс


























Календарно – тематическое планирование

по коррекции устной и письменной речи

9 класс

П/П

Тема раздела, урок

Кол-во

часов

План

Факт

I четв. Обследование 3ч.

Обследование импрессивной речи (понимание слов, предложений, грамматических форм текста.).

1



Обследование связной речи (степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания).

1



Обследование словарного запаса (количественный и качественный состав словаря).

1



Обследование грамматического строя речи (правильность построения грамматической структуры предложения).

1



Фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

1



Обследование чтения и письма.

1



Предложение. Уточнение представлений о предложении.

1



Виды предложений по интонации.

1



Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза.

1



Знаки препинания при однородных членах с союзом и, без союза.

1



Знаки препинания при обращении.

1



Знаки препинания при обращении.

1



Звуки и буквы. Гласные звуки.

1



Безударные гласные в корне слова.

1



Безударные гласные в корне слова.

1



Безударные гласные в корне слова.

1



Контрольные упражнения с безударными гласными в корне слова.

1



II четв.

Твердые и мягкие согласные звуки.

1



Мягкий знак на конце слова.

1



Мягкий знак на конце слова.

1



Мягкий знак в середине слова.

1



Мягкий знак в середине слова.

1



Контрольные упражнения с мягким знаком в конце и середине слова.

1



Звонкие и глухие согласные.

1



Сомнительные согласные в корне слова.

1



Сомнительные согласные в корне слова.

1



Сомнительные согласные в корне слова.

1



Сомнительные согласные в корне слова.

1



Контрольные упражнения на проверку сомнительных согласных в корне слова.

1



Повторение.

1



Повторение.

1



III четв.

Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1



Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1



Изменение имен существительных по числам.

1



Изменение имен существительных по числам.

1



Изменение имен существительных по числам.

1



Женский род имен существительных.

1



Склонение имен существительных женского рода.

1



Мужской род имен существительных.

1



Склонение имен существительных мужского рода.

1



Средний род имен существительных.

1



Склонение имен существительных среднего рода.

1



Существительные с шипящей на конце.

1



Существительные с шипящей на конце.

1



Имена существительные, состоящие из двух и более корней.

1



Имена существительные, состоящие из двух и более корней.

1



Контрольные упражнения по теме «Имя существительное».

1



Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

1



Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

1



Образование прилагательных от существительных.

1



Образование прилагательных от существительных.

1



IV четв.

Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи.

1



Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи.

1



Контрольные упражнения по теме «Имя прилагательное».

1



Глагол. Неопределённая форма глагола.

1



Неопределённая форма глагола.

1



Глаголы с – ся на конце.

1



Повелительная форма глагола.

1



Закрепление пройденного материала по теме «Глагол».

1



Имя числительное. Правописание числительных.

1



Согласование числительных и существительных.

1



Согласование числительных и существительных.

1



Согласование числительных и существительных.

1



Закрепление пройденного материала по теме «Числительное»

1



Мониторинг. Списывание.

1



Диктант.

1



Изложение по данному плану.

1



Чтение.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!