СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по алгебре 7-9 классы

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по алгебре 7-9 классы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области‌‌

Управление образования и молодёжной политики Каргатского района‌

МКОУ Суминская СШ





РАССМОТРЕНО

педагогический совет

________________________

МКОУ Суминская СШ им.Н.П.Леончикова

Протокол №1 от «23» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________________________

Зарюта О.Н.

Протокол № 1 от «23» 08 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Гассельбах Е.С.

Приказ № от «23» 08 2023 г.




Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР

по предмету «Алгебра» 7 – 9 класс

Срок освоения 3 года

Срок реализации 2023 – 2024 учебный год





Составитель Петрова В.Н.








село Сумы‌ 2023‌











1. Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихсяс учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

(редакция от 02.06.2016, с изм.И доп., вступ. В силу с 01.07.2016);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 01.10.2013 № 30067 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 №734);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 № 19644 (в ред. Приказов

Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897 ―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования‖ (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.02.2015, регистрационный № 35915);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 02.02. 2016, регистрационный № 40937);

  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru);

  • федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 с последующими изменениями);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Зайцевская ООШ»;

 Рабочая программа по алгебре к УМК Ю.Н. Макарычева. 7 – 9 класс / сост. Г.И. Маслакова. – М.: ВАКО, 2020..

Перечень задействованных учебников:

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018

  2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018

  3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 9 класс: учеб.для

общеобразоват. учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018

Цели обучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,

  • изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса Задачи обучения:

  • приобрести математические знания и умения;

  • овладеть обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоить компетенции (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой), необходимые для обучения и жизни.


2. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, находящиеся в природе.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно- научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимы для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению.

Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно – теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики. Формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии:

арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия-«Логика и множества»-служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая-«Математика в историческом развитии»-способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержании линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков , необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчѐркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыки дедуктивных рассуждений также являются задачи изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображение учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умение использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» -обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практические значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности-умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчѐты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчѐт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 9-й класс в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», 7–9 класс – «Алгебра» и «Геометрия». Общее количество уроков в неделю с 5 по 9 класс составляет 25 часов (5–6 класс – по 5 часов в неделю, 7–9 класс – алгебра по 3 часа в неделю, геометрия – по 2 часа в неделю.) Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.

Классы

Предметы математического цикла

Количество часов на ступени основного общего образования

5-6

Математика

340 = 170 * 2 года

7-9

Математика (Алгебра)

306 = 102 * 3 года

Математика (Геометрия)

204 = 68 * 3 года

Всего

850

На изучении алгебры в 7-9 классах основной школы отводится 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 306 часов.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в данной программе исключаются громоздкие вычислительные операции, подбираются числа, которые являются составными и с помощью которых легко проводятся различные вычисления. Задачи предлагаются с наиболее доступным содержанием и простейшей формулировкой, уравнения решаются только с нахождением одного компонента, с несложным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых.

Упрощены наиболее сложные темы и терминология, а также снижены требования при оценивании знаний.

Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;

  5. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  6. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;

  4. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  5. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра;

  6. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

предметные:

  1. умения работать с математическим текстом;

  2. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар;

  3. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  4. умения пользоваться изученными математическими формулами;

  5. умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

  6. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, задач, сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Элементы теории множеств и математической логики

    • Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

    • задавать множества перечислением их элементов;

    • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;

    • оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема,

доказательство;

    • приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов. Числа

    • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;

    • использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;

    • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;

    • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

    • оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;  распознавать рациональные и иррациональные числа;  сравнивать числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

    • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

    • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Тождественные преобразования

    • Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

    • выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;

    • использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;

    • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • понимать смысл записи числа в стандартном виде;

    • оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа». Уравнения и неравенства

    • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;

    • проверять справедливость числовых равенств и неравенств;

    • решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;

    • решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;

    • проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);  решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;  изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.

Функции

    • Находить значение функции по заданному значению аргумента;

    • находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

    • определять положение точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на координатной плоскости;

    • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

    • строить график линейной функции;

    • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);

    • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;

    • оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

    • решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчетом без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);

    • использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

    • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;

    • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного

перебора;

    • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;

    • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;

    • определять основные статистические характеристики числовых наборов;  оценивать вероятность события в простейших случаях;

    • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;

    • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;

    • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

    • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях. Текстовые задачи

    • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

    • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

    • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

    • составлять план решения задачи;

    • выделять этапы решения задачи;

    • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

    • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

    • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

    • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

    • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

    • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку). История математики

    • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития

математики как науки;  знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

    • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

    • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов

математических задач;

    • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.


6. Содержание учебного предмета

Основанием для выбора содержания являются планируемые результаты из блока «выпускник научится», то есть материал, обеспечивающий результаты из блока «выпускник получит возможность научиться», изучается ознакомительно или не изучается вовсе. Учитель должен четко понимать, какие дидактические единицы относятся к основному объему, а какие – к дополнительному. Обучающимся предлагается система разноуровневых задач. Вариант полного исключения дидактических единиц возможен в случае, если класс состоит исключительно из обучающихся с ЗПР, имеющих затруднения с их освоением, соответствующие рекомендациям специалистов. Здесь возможно и перераспределение содержания по классам. Высвободившийся резерв учебного времени целесообразно использовать для ликвидации пробелов в предметных образовательных результатах, для систематического повторения изученного, для пропедевтики наиболее трудных тем.

При организации урока в отборе содержания важными являются вопросы о методах введения теоретического материала и принципах отбора практических заданий. Содержание математики для обучающихся с ЗПР имеет практическую направленность.

Желателен поэтапный переход от практического обучения к практико-теоретическому.

При введении теоретического материала, особенно в начале изучения курса алгебры предпочтительным является конкретно-индуктивный способ введения материала, при котором обучающиеся приходят к осознанию теоретических положений на основе конкретных примеров, в результате выполнения практических заданий. Важно опираться на субъективный опыт обучающихся, подавать материал на наглядно-интуитивном уровне. Самые значимые действия обучающихся должны быть максимально алгоритмизированы, а сами алгоритмы представлены в виде наглядных схем, опорных карточек, таблиц и проч.

В отдельных случаях не требуется или невозможна корректировка образовательных результатов, содержания, календарно-тематического планирования. В этом случае особое внимание уделяется подбору задачного материала, а также использованию педагогических средств. Их выбор является тем более значимым в случае корректировки результатов и содержания. Педагогические средства, позволяющие учитывать индивидуальные особенности обучающихся, также целесообразно отмечать в адаптированной рабочей программе. Реализация ФГОС и системно-деятельностного подхода влияет на отбор этих средств: важно обеспечить не только предметные образовательные результаты, но и формирование УУД, учесть индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Соотношение методов обучения для обучающихся с ЗПР будет несколько иным. В обучении математике по ФГОС приоритет за частично-поисковыми и исследовательскими методами. Однако для обучающихся с ЗПР не менее значимо применение проблемного изложения ирепродуктивных методов. Образцы математических записей, объяснения, направленные на раскрытие и объяснение алгоритма деятельности, формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, – все это оказывает значительное влияние на результаты.

Среди форм организации познавательной деятельности обучающихся следует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по возможности – групповым. Для достижения необходимых образовательных результатов фронтальная работа сводится к минимуму.

Среди педагогических приемов при обучении алгебры следует отметить использование упражнений, развивающих память, внимание, мышление. Важно применять приемы мотивации учебной деятельности (творческое домашнее задание, «придумай правило», «сочини кроссворд», «сделай рекламу темы» и проч.).

На уроке алгебры для обучающихся с ЗПР еще более значима смена видов деятельности:

устный счет, проблемный диалог, письменное выполнение заданий, работа в парах и проч.

Реализация ФГОС требует особого подхода к оцениванию образовательных результатов. Основным ориентиром для выбора заданий по оценке предметных результатов при необходимости могут стать лишь задания базового уровня. Особое внимание следует уделять систематичности и своевременности контроля (не просто по каждой теме, а на каждом этапе урока). Значимое место в обучении математике занимает профилактика типичных ошибок. Важно максимально подключать обучающихся к взаимному оцениванию и самооценке.

Числа

Рациональные числа

Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.

Иррациональные числа

П онятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа 2 . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.

Тождественные преобразования

Числовые и буквенные выражения

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.

Дробно-рациональные выражения

Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробнорациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Уравнения и неравенства

Равенства

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной. Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений:использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.

Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств. Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной:

линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Функции

Понятие функции

Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач.

Линейная функция

Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности. Обратная пропорциональность

Свойства функции y . Гипербола.

Графики функций. Преобразование графика функции y f x( ) для построения графиков функций вида y af kx  bc.

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний.

История математики

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.


7. Тематическое планирование и виды учебное деятельности Тематический план и виды учебной деятельности в 7 классе

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Выражения, тождества, уравнения

22

Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных.

Использовать знаки ,

Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.

Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат.

Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Функции

11

Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции.

По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу.

Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций.

Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к 0, как зависит от значенийк и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх

+ b.

Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у =кх, где к≠0, у=кх+Ь

Степень с натуральным показателем

11

Вычислять значения выражений вида аn, где а — произвольное число, п — натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора.

Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем.

Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень.

Строить графики функций у = х2 и у = х3. Решать графически уравнения х2 = кх + Ь, х3 = кх + Ь, где к и b — некоторые числа

Многочлены

17

Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена.

Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен.

Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки.

Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений

Формулы сокращенного умножения

17

Доказывать справедливость формул сокращѐнного умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители.

Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора

Системы линейных уравнений

16

Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными.

Находить путѐм перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными.

Строить график уравнения ах + by = с, где а 0 или b ≠ 0.

Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными.

Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными.

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений.

Интерпретировать результат, полученный при решении системы

Повторение

8

Обобщать и систематизировать знания

Тематический план и виды учебной деятельности в 8 классе

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Рациональные дроби

25

Ф ормулировать основное свойство рациональной дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей, а также возведение дроби в степень. Выполнять различные преобразования рациональных выражений,

доказывать тождества. Знать свойства функции y= , гдеk≠0, и уметь строить еѐ график. Использовать компьютер для исследования положения графика в координатной плоскости в зависимости от k

Квадратные корни

19

П риводить примеры рациональных и иррациональных чисел. Находить значения арифметических квадратных корней, используя при необходимости калькулятор. Доказывать теоремы о корне из произведения и дроби, тождество= |a|, применять их в преобразованиях выражений.ить множитель за знак корня и выносить множитель под знак корня. Использовать квадратные корни для выражения переменных из геометрических и физических формул. Строить график функции y= и иллюстрировать на графике еѐ свойства.

Квадратные уравнения

21

Решать квадратные уравнения. Находить подбором корни квадратного уравнения, используя теорему Виета. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать дробные рациональные уравнения, сводя решение таких уравнений с последующим исключением посторонних корней. Решать текстовые задачи, используя квадратные и дробные уравнения.

Неравенства

20

Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств. Использовать аппарат неравенств для оценки погрешности и точности приближения. Находить пересечения и объединение множеств, в частности числовых промежутков. Решать линейные неравенства. Решать системы линейных неравенств, в том числе таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

Степень с целым показателем. Элементы статистики

12

Знать определение и свойства степени с целым показателем. Применять свойства степени с целым показателем при выполнении вычислений и преобразований выражений.

Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире.

Приводить примеры репрезентативной и нерепрезентативной выборки. Извлекать информацию из таблиц частот и организовывать информацию в виде таблиц частот, строить интервальный ряд. Использовать наглядное представление статистической информации в виде столбчатых и круговых диаграмм, полигонов, гистограмм.

Повторение

5

Обобщать и систематизировать знания.

Тематический план и виды учебной деятельности в 9 классе

Тема

Количество часов

Виды учебной деятельности

Квадратичная функция

22

Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций . Строить график функции , уметь указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

Изображать схематически график функции с четным и нечетным n. Понимать смысл записей вида и т.д., где а – некоторое число. Иметь представление о нахождении корней n-ой степени с помощью калькулятора.

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

Решать уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательных переменных, в частности решать биквадратные уравнения. Решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корней.

Решать неравенства второй степени, используя графические представления. Использовать метод интервалов при решении рациональных неравенств.

Уравнения и неравенства с двумя переменными

18

Строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность. Использовать их для графического решения систем уравнений с двумя переменными.

Решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, а другое – второй степени.

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений с двумя переменными; решать составленную систему, интерпретировать результат

Арифметическая и геометрическая прогрессии

14

Применять индексное обозначение для членов последовательностей. Приводить примеры задания последовательностей формулой n-го члена и рекуррентной формулой.

Выводить формулы n-го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих формул. Доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий.

Решать задачи на сложные проценты, используя при необходимости калькулятор.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

9

Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения.

Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы.

Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путем. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий.

Повторение

25

Обобщать и систематизировать знания за курс математики 5-9 класса. Готовиться к государственной итоговой аттестации.

Контрольные работы по алгебре 7 класс

Номер

Тема контрольной работы

1

Числовые выражения. Выражения с переменными

2

Уравнения. Статистические характеристики

3

Функции

4

Степень с натуральным показателем. Одночлены

5

Многочлены. Произведение одночлена на многочлен

6

Произведение многочленов

7

Формулы сокращенного умножения

8

Преобразование целых выражений

9

Решение систем линейных уравнений

Контрольные работы по алгебре 8 класс

Номер

Тема контрольной работы

1

Рациональные дроби

2

Квадратный корень и его свойства

3

Квадратные уравнения

4

Неравенства с одной переменной и их системы

5

Степень с целым показателем. Элементы статистики

Контрольные работы по алгебре 9 класс

Номер

Тема контрольной работы

1

Функции и их свойства. Квадратный трехчлен

2

Квадратичная и степенная функции

3

Уравнения и неравенства с одной переменной

4

Уравнения с двумя переменными и их системы

5

Неравенства с двумя переменными и их системы

6

Арифметическая прогрессия

7

Геометрическая прогрессия

8

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Критерии оценки учебной деятельности по математике

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

  • увеличение времени на выполнение заданий;

  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Критерии (нормы) оценок письменных работ по математике для учащихся с ЗПР

Состояние знаний по математике учащихся, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР определяется данными текущего учета и периодически проводимых контрольных письменных работ. Оценка контрольных работ и счетный опрос производятся в пятибалльной системе.

Оценка за контрольную работу по математике является общей в тех случаях, когда в контрольное задание включаются математические задачи, примеры, иллюстративно-графические (геометрические) работы.

роме общего контрольного задания для класса в целом, необходимо подготавливать особые контрольные работы по математике отдельно для тех учащихся, с которыми учебные занятия ведутся по индивидуальному плану.

Контрольные письменные работы после проверки их учителем подлежат разбору в классе и на индивидуальных занятиях с учащимися.

Оценка за контрольную письменную работу не является решающей при определении четвертного или переводного балла даже в тех случаях, когда она расходится с оценками, которые имеет ученик по устному счету, устному решению задач практического характера (измерение) и за текущие контрольные письменные работы.

Задания практического характера (графические, геометрические работы, изготовление моделей и пр.) рекомендуется давать отдельно от заданий по решению арифметических, геометрических задач и примеров, проводить их целесообразнее на другом уроке. Подчеркнем, что геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах, применяют измерительные и чертежные материалы, приобретают практические умения в решении задач профессионально-трудового обучения.

Содержание контрольных письменных работ по математике для 5-6 классов

В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с целью выявления знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и проверить) с простыми и именованными числами (не более двух наименований) и задания практического характера (графические работы с использованием геометрического материала).

Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц.

В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц измерения, например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше сантиметра? Сколько килограммов в центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче тонны?

Нормы оценки письменных работ по математике

Оценка «5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и безошибочно записано решение задачи.

Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов или ошибку при вычислении и самостоятельно внѐс поправки, оценка не снижается.

Оценка «4» - ставится, когда:

  1. задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;

  2. когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1-2 ошибки в записи наименований;

  3. когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к действиям задачи по существу правильны, но не точны;

  4. когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно.

  5. в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например переставил цифры), но дал правильные решения.

Оценка «3» - ставится за работу, в которой:

  1. правильно решены задачи и не решены примеры;

  2. не решены задачи, но решены примеры;

  3. задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки.

Оценка «2» - ставится за работу, в которой:

  1. ошибочно решены задача и половина примеров;

  2. ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований.

  • За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на единицу.

  • За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в контрольной работе по арифметике, оценка не снижается.

  • Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение контрольной работы по арифметике оценка не снижается.

Оценка устных ответов учащихся по математике

Задачи преподавания математики сводятся к тому, чтобы учащиеся безболезненно могли включаться в трудовую деятельность, чтобы у них повышались целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, развивалось умение планировать свою работу и доводить ее до логичного завершения.

Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики.

Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных или практических работ по пятибалльной системе.

Оценка «5» - ставится, если ученик:

  1. дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы, правильно выполняет предметно-практические задания;

  2. умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход решения;

  3. умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать данные именованных чисел, производить вычисления;

Оценка «4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки 5, но:

  1. при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах;

  2. при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора действий; Оценка «3» - ставится ученику, если он:

  1. при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их применять;

  2. может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала, умеет записывать решения задач, но с помощью учителя;

  3. узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в тетради.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя. Нормы оценки за работу, содержащую примеры:

«5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления

«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубыеошибки

«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки

«2» - выполнена ½ часть работы

Нормы оценки за работу, содержащую задачи:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 негрубые ошибки

«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно) «2» - более ½ работы выполнено неверно Примечание:

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Нормы оценки за устный счѐт.

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

8. Описание материально-технического обеспечения

Печатные пособия

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения

  2. Карточки с заданиями по алгебре

Учебно- практическое оборудование

1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

Интернет-сайты для математиков

  • www.1september.ru

  • www.math.ru

  • www.allmath.ruwww.uztest.ru

  • http://schools.techno.ru/tech/index.html

  • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

  • http://methmath.chat.ru/index.html

  • http://www.mathnet.spb.ru/

  • http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292

  • http://schools.techno.ru/tech/index.html

Литература для учащихся:

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018

  2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018

  3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Пешков К. И., Суворова С.Б. Алгебра, 9 класс: учеб.для

общеобразоват. учреждений / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!