Адаптированная рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушениями речи - пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года, адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся, (5-9 классы), Примерной программы основного общего образования по математике для 5-9 классов. –М. «Просвещение»: 2011., на основе авторской программы О.В.Муравиной (Рабочие программы. Математика, алгебра, геометрия 5 – 9 классы. Москва, Дрофа, 2013 год).
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. На изучение математики в 6 классе в соответствии с учебным планом школы МБОУ СОШ
№ 32 в 2017-18 учебном году отводится 6 часов в неделю, всего 195 часов; согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ №32 города Новочеркасска, учебных недель в году для 6 классов – 34. (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). В том числе на проведение контрольных работ отводится 10 часов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике и авторской программы учебного курса О.В.Муравиной. Авторская программа используется без изменений.
В процессе изучения математики в школе для детей с нарушениями речи также решается специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического мышления учащихся.
Изучение математики помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие и аккуратность; дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и довести ее до конца.
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в дополнительном первом (I1) классе и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
-развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование работы, поиск рациональных путей её выполнения, осуществления самоконтроля;
-использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся VII вида и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами;
-развитие речи учащихся, обогащая ее математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение грамотно и аккуратно делать математические записи, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
2) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Приводить пример основных понятий темы.
Выборочно выполнять задания в печатной тетради.
Выполнение практической работы по алгоритму.
Отметка 3 -«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий.
Отметка 4 - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
Отметка 5 - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Наименование раздела и его содержание | Ко-личество ча-сов | При-мерные сроки | Характеристики основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). УУД, осваиваемые в рамках изучения темы. |
Повторение Натуральные числа и нуль Обыкновенные дроби Десятичные дроби Десятичные дроби Десятичные дроби Диагностическая работа за курс математики 5 класса | 10 | 03.09 – 13.09 | Используется в начале учебного года для повторения курса математики 5 класса |
Глава 1. Пропорциональность | 36 | 13.09 – 24.10 | |
1. Подобие фигур | 6 | 13.09 – 20.09 | Различать и называть подобные фигуры. Находить коэффициент подобия отрезков, окружностей и др. Называть сходственные стороны подобных треугольников Личностные: Развитие интереса к математике. Регулятивные: Умение оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы. Выступать устно или письменно о результатах своих действий; Познавательные: Делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи; Коммуникативные: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
2. Масштаб | 4 | 20.09 – 24.09 | Определять расстояния с помощью карты. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи, умение организовывать свою деятельность; Познавательные: Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты; Коммуникативные: Адекватно использовать математическую речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
3. Отношения и пропорции | 9 | 26.09 – 05.10 | Читать и записывать отношения и пропорции. Приводить примеры использования отношений и пропорций в практике. Решать задачи, используя отношения и пропорции. Личностные: Формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы. Регулятивные: Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции» | 1 | | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
4. Пропорциональные величины | 9 | 08.10 – 17.10 | Приводить примеры прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин. Решать задачи с пропорциональными величинами. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные: Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; Познавательные: Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач, примеров; Коммуникативные: Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривания способов решения задачи. |
5. Деление в данном отношении | 6 | 18.10 – 25.10 | Решать задачи, используя деление в данном отношении. Личностные: Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность. Регулятивные: Умение оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы. Выступать устно. Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять действия по заданному алгоритму Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции» | 1 | | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Глава 2. Делимость чисел | 47 | 25.10 – 25.12 | |
6. Делители и кратные | 8 | 25.10 – 12.11 | Формулировать определения делителя и кратного. Находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Сокращать дроби. Приводить дроби к общему знаменателю. Выполнять действия с обыкновенными дробями, используя НОК(a, b), НОД(a, b). Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: анализировать, делать выводы, выступать устно или письменно о результатах своих действий; Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. |
7. Свойства делимости произведения, суммы и разности | 8 | 12.11 – 17.11 | Формулировать свойства делимости. Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения о делимости чисел. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: анализировать, делать выводы, выступать устно или письменно о результатах своих действий; Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. |
8. Признаки делимости натуральных чисел | 8 | 20.11 – 28.11 | Формулировать признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения о делимости чисел Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: анализировать, делать выводы, выступать устно или письменно о результатах своих действий; Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Контрольная работа «Делители и кратные» | 1 | | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
9. Простые и составные числа | 7 | 30.11 – 07.12 | Формулировать определения простого и составного числа. Раскладывать числа на простые множители. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: Владеть общими приемами вычислений по формулам, выполнения заданий и вычислений; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности. |
10. Взаимно простые числа | 8 | 08.12 – 15.12 | Формулировать признаки делимости на 6, 12, 15 и др. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные: Выступать устно или письменно с результатами своих действий. Познавательные: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач, примеров. Коммуникативные: Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании способов решения задачи. |
11. Множества | 6 | 18.12 – 22.12 | Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Находить объединение и пересечение конкретных множеств. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни. Иллюстрировать теоретико-множественные понятия с помощью кругов Эйлера-Венна. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: Владеть общими приемами вычислений по формулам, выполнения заданий и вычислений; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности. |
Контрольная работа по теме «Делимость чисел» | 1 | | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Глава 3. Отрицательные числа | 44 | 26.12 - 28.02 | |
12. Центральная симметрия | 3 | 26.12 – 27.12 | Находить в окружающем мире центрально симметричные фигуры. Изображать центрально симметричные фигуры. Разрабатывать выигрышные стратегии в играх Личностные: Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Умение оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы. Выступать письменно, делать выводы; Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять действия по заданному алгоритму Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, |
13. Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой | 5 | 29.12 – 17.01 | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т. п.). Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Характеризовать множество целых чисел, множество рациональных чисел. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные: Выступать устно или письменно с результатами своих действий. Познавательные: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач, примеров. Коммуникативные: Адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании способов решения задачи. |
14. Сравнение чисел | 7 | 18.01 – 25.01 | Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Называть числа, противоположные данным. Записывать модуль числа. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: Владеть общими приемами вычислений по формулам, выполнения заданий и вычислений; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности. |
Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа» | 1 | | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
15. Сложение и вычитание чисел | 10 | 26.01 – 07.02 | Формулировать и записывать с помощью букв свойства сложения и вычитания с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи, умение организовывать свою деятельность; Познавательные: Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты; Коммуникативные: Адекватно использовать математическую речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
16. Умножение чисел | 10 | 08.02 – 19.02 | Формулировать и записывать с помощью букв свойства умножения с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений. Приводить подобных слагаемые при упрощении буквенных выражений. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи, умение организовывать свою деятельность; Познавательные: Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты; Коммуникативные: Адекватно использовать математическую речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
17. Деление чисел | 7 | 20.02 – 27.02 | Формулировать и записывать с помощью букв свойства деления с рациональными числами, применять для преобразования числовых выражений. Выполнять вычисления с рациональными числами. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: анализировать, делать выводы, выступать устно или письменно о результатах своих действий. Оценивать объективно труд своих товарищей. Познавательные: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач, примеров. Коммуникативные: Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании способов решения задачи. |
Контрольная работа по теме «Арифметические действия» | 1 | | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Глава 4. Формулы и уравнения | 38 | 01.03 – 23.04 | |
18. Решение уравнений
| 6 | 01.03 – 07.03 | Решать линейные уравнения с помощью равносильных преобразований: переноса чисел из одной части равенства в другую и делением равенства на число. Решать задачи с помощью составления уравнения. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: Владеть общими приемами вычислений по формулам, выполнения заданий и вычислений; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности. |
19. Решение задач на проценты | 7 | 09.03 – 16.03 | Решать задачи на сплавы и смеси. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата; Познавательные: Владеть общими приемами вычислений по формулам, выполнения заданий и вычислений; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности. |
20. Длина окружности и площадь круга | 4 | 16.03 – 21.03 | Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, проволоку, нитку, проволоку и др. Вычислять по формулам длину окружности и площадь круга. Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: анализировать, делать выводы, выступать устно или письменно о результатах своих действий. Оценивать объективно труд своих товарищей. Познавательные: осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач, примеров. Коммуникативные: Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании способов решения задачи. |
Контрольная работа по теме «Длина окружности» | 1 | | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
21. Осевая симметрия | 5 | 23.03 – 04.04 | Находить в окружающем мире симметричные фигуры. Изображать симметричные фигуры. Изготавливать трафареты. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями; Познавательные: Выполнять задания с использованием рисунков, схем. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности; |
22. Координаты | 5 | 05.04 – 10.04 | Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам; определять координаты точек. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями; Познавательные: Выполнять задания с использованием рисунков, схем. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности; |
23. Геометрические тела | 5 | 11.04 – 16.04 | Распознавать и называть прямую призму, пирамиду, шар, цилиндр, конус. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие. Моделировать тела из бумаги, пластилина, проволоки и др. Находить в окружающем мире пространственные фигуры. Решать задачи на нахождение объемов куба, прямоугольного параллелепипеда, шара и площади поверхности куба, прямоугольного параллелепипеда и сферы. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями; Познавательные: Выполнять задания с использованием рисунков, схем. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности; |
24. Диаграммы | 4 | 17.04 – 20.04 | Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм. Выполнять индивидуальные проекты с использованием диаграмм. Личностные: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Задавать вопросы, работать с инструкциями; Познавательные: Выполнять задания с использованием рисунков, схем. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Осуществлять взаимный контроль, задавать вопросы, для организации собственной деятельности; |
Контрольная работа по теме «Формулы и уравнения» | 1 | | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Глава 5. Повторение | 29 | 23.04 – 25.05 | |
Числа и уравнения | 8 | 23.04 – 02.05 | Выполнять арифметические действия с натуральными числами и нулем. Округлять натуральные числа. Пользоваться таблицами квадратов и кубов чисел. Пользоваться римской системой счисления.Выполнять действия с обыкновенными дробями. Пользоваться справочными материалами, предметным указателем, списком дополнительной литературой учебника. Личностные: Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные: Умение оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы. Выступать письменно, делать выводы; Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять действия по заданному алгоритму Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль. |
Вычислительный практикум | 3 | 03.05 – 05.05 | Выполнять действия с обыкновенными, десятичными дробями, целыми и рациональными числами. Личностные: Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: Развитие навыков самоутверждения, самооценки. Самостоятельно работать, быть уверенным в себе, в своих знаниях. Обобщать, систематизировать изученный материал; Познавательные: Учится самостоятельно актуализировать и повторять знания, применять их при решении различных задач. Коммуникативные: Осуществлять контроль действий |
Практикум по решению текстовых задач | 5 | 07.05 – 11.05 | Решение различных арифметических задач по действиям и с помощью уравнения. Личностные: Формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: Развитие навыков самоутверждения, самооценки. Самостоятельно работать, быть уверенным в себе, в своих знаниях. Обобщать, систематизировать изученный материал; Познавательные: Учится самостоятельно актуализировать и повторять знания, применять их при решении различных задач. Коммуникативные: Осуществлять контроль действий |
Геометрический практикум | 2 | 22.05 – 23.05 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 24.05 | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
Практикум по развитию пространственного воображения | 1 | 24.05 | |
Всего | 195 | К.Р. – 10 | |
1.Математика. 6 класс ФГОС: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина.-6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
2.Дидактические материалы/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина.-6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
1. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М. : Академкнига / Учебник, 2010.
2. Клеменченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных : книга для 5–6 кл. сред.шк. / Д. В. Клеменченко. – М. : Просвещение, 1992.
3. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике : книга для учителя / М. Ю. Шуба. – М. : Просвещение, 1994.
При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала для учителей-предметников «Математика в школе».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». – Режим доступа:http://www.informika.ru/
• Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий. – Режим доступа : http://www.encyclopedia.ru/