СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык»»


Аннотация

к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»


Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» --------------------------.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.

«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.


Основная цель изучения предмета «русский язык» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.


На изучение русского языка в 4 классе отводится 2часа в неделю, 68 ч, (34 учебные недели).

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»








Адаптированная программа учебного предмета

«Русский язык»

(наименование учебного предмета)

(В 6. 3) НОДА

_ начальное общее образование, 4 класс

(уровень образования)

68 часов

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Денисова А.В.

«___» ______________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________Хохлова В.Н.

«___» ___________2020г.

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


















Мухоршибирь, 2020 г.


РУССКИЙ ЯЗЫК


  1. Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»--------------------------.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.

«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.


Основная цель изучения предмета «русский язык» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.


На уроках русского языка используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Частично-поисковый или эвристический;

  • Исследовательский;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с книгой;

  • Упражнение;

  • Самостоятельная работа;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;

  • Предметный урок;

  • Домашняя учебная работа;

  • Индивидуальная работа;

  • Фронтальная работа;

  • Групповая работа;


2. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «русский язык» ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;

  • Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

  • Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму.


Учебный курс русского языка предусматривает следующую структуру:

  • Звуки и буквы

  • Слово

  • Предложение


3. Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»» предусматривает изучение предмета русский язык в количестве 68 часов в год (2часа в неделю).



4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты:

  1. Проверка безударной гласной в слове.

  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.

  3. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

  4. Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

  5. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

  6. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

  7. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

  8. Выделение названий предметов в предложении.

  9. Выделение названий признаков предметов в предложении.

  10. Выделение названий действий предметов в предложении.

  11. Большая буква в именах собственных.

  12. Разные по интонации предложения.

  13. Предлоги.


Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

  2. использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  3. обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  4. слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  5. сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  2. при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  3. активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


В программе по русскому языку обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.


Минимальный уровень:

- различение ударных и безударных гласных звуков; различать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.


Достаточный уровень:

- различение звуков и букв;

- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.


Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

  • оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

  • оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

  • оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.



5. Содержание учебного предмета


В программе по русскому языку выделяются разделы:

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц.

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.





6. Тематическое планирование


п\п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата


Словарь

Основные виды учебной деятельности

Повторение


Предложение.

1

Выделение предложения из текста. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения.

1


предложение

упражнение в выделении предложения в тексте

2

Предложение и его схема. Распространение предложений. Порядок слов в предложении.

1



составление предложений

3

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.

1



составление предложений

4

Составление предложений по сюжетной картине.

1



составление предложений

5

Составление предложений по предметной картине.

1



составление предложений

Звуки и буквы


Гласные и согласные звуки

6

Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

1


алфавит

формирование понятия об алфавите


Ударные и безударные гласные

7

Гласные звуки и буквы соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1


слог

выделение ударного гласного в слове

8

Различение ударных и безударных гласных.

1


ударение

выделение ударного гласного в слове

9

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1


безударная гласная

упражнения в проверке безударной гласной в слове.

10-11

Проверка безударной гласной в слове.

2



упражнения в проверке безударной гласной в слове.


Твёрдые и мягкие согласные

12

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1


Россия

Родина

трамвай

Заучивание словарных слов

13

Контрольный диктант «В норе».

1



Мониторинг предметных результатов

14

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.

1



формирование понятия о твёрдых и мягких согласных

15

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.

1



формирование понятия о твёрдых и мягких согласных

16

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1


вдруг

Заучивание словарных слов

17

Различение твёрдых и мягких согласных.

1



формирование понятия о твёрдых и мягких согласных


Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах

18-19

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

Различение правил правописания в словах.

2


спасибо

Заучивание словарных слов


Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я

20

Знакомство с разделительным мягким знаком.

1



Формирование понятия разделительный ь

21

Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

1



использование переноса слов при письме

22

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.

1


здоровье

Заучивание словарных слов

23

Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.

1


деревня

Заучивание словарных слов

24

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

1



Закрепление знаний

25

Контрольный диктант «Айболит»

1





Звонкие и глухие согласные

26

Различение звонких и глухих согласных в словах.

1



формирование понятия о звонких и глухих согласных

27

Наблюдение за парными согласными на конце слова.

1


рассказ

Заучивание словарных слов

28-29

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

2



формирование понятия о звонких и глухих согласных

30

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1



формирование понятия о звонких и глухих согласных

31-32

Правила правописания в слове.

2


человек

завтрак

Заучивание словарных слов


Слово

33-34

Названия предметов, действий, признаков.

2



упражнение в определении предмета, признака предмета и действия предмета


Названия предметов

35

Различение названий предметов по вопросам кто? что?

1



упражнение в определении названия предмета

36

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

1


лягушка

упражнение в определении названия предмета

37

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

1



упражнение в определении названия предмета

38

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

1



упражнение в определении названия предмета

39

Различение названий предметов по вопросам

о ком? о чём?

1



упражнение в определении названия предмета

40

Выделение названий предметов в предложении.

1



упражнение в определении названия предмета


Имена собственные

41

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

1


фамилия

Заучивание словарных слов

42

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1



Запись имён собственных

43

Названия предметов. Закрепление знаний.

1



Запись имён собственных


Названия признаков

44

Определение признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?

1



упражнение в определении названия признаков

45

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1



упражнение в определении названия признаков

46

Контрольный диктант «Зимний парк»

1




47

Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

1


костюм

Заучивание словарных слов

48

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

1


магазин

Заучивание словарных слов

49

Определение предмета по его признакам.

1



упражнение в определении названия признаков предметов

50

Различение названий предметов, действий, признаков.

1


метро

Заучивание словарных слов

51

Постановка вопросов к словам в предложении.

1



Распространение предложений

52

Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета.

1



Распространение предложений


Предлоги

53

Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

1



формирование понятия предлога

54

Предлог ИЗ со словами.

1



формирование понятия предлога

55

Предлог ЗА со словами.

1



формирование понятия предлога

56

Предлог БЕЗ со словами.

1


билет

Заучивание словарных слов

57

Предлог ДО со словами.

1



формирование понятия предлога

58

Предлог ПРО со словами.

1



формирование понятия предлога

59

Предлоги. Закрепление знаний.

1


шёл

Заучивание словарных слов


Предложение 11 ч.

60

Выделение предложений из текста. Деление текста на предложения.

1


вокзал

Заучивание словарных слов

61

Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении.

1


аптека

Заучивание словарных слов

62

Связь слов в предложении.

1


квартира

Формирование правильной речи

63

Контрольный диктант «Дружба животных»

1





Предложения разные по интонации

64

Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.

1



Активизация словаря

65

Разные по интонации предложения.

1



Активизация словаря


Повторение

66

Правописание гласных и согласных в слове.

1



Выполнение упражнений

67

Названия предметов, действий, признаков.

1



Выполнение упражнений

68

Предложение.

1



Выполнение упражнений







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!