Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»
Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» --------------------------.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «русский язык» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
На изучение русского языка в 4 классе отводится 2часа в неделю, 68 ч, (34 учебные недели).
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Адаптированная программа учебного предмета
«Русский язык»
(наименование учебного предмета)
(В 6. 3) НОДА
_ начальное общее образование, 4 класс
(уровень образования)
68 часов
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Денисова А.В. «___» ______________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы __________Хохлова В.Н. «___» ___________2020г. |
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2020 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»--------------------------.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
Учебник «Русский язык» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 – М.: Просвещение, 2018г.
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «русский язык» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
На уроках русского языка используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
Репродуктивный;
Частично-поисковый или эвристический;
Исследовательский;
Беседа;
Наблюдение;
Работа с книгой;
Упражнение;
Самостоятельная работа;
Практическая работа;
ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
Объяснительный / репродуктивный
Инструктивный / практический
Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
Учебная экскурсия;
Предметный урок;
Домашняя учебная работа;
Индивидуальная работа;
Фронтальная работа;
Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «русский язык» ставит следующие задачи:
Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму.
Учебный курс русского языка предусматривает следующую структуру:
Звуки и буквы
Слово
Предложение
3. Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»» предусматривает изучение предмета русский язык в количестве 68 часов в год (2часа в неделю).
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Проверка безударной гласной в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
Выделение названий предметов в предложении.
Выделение названий признаков предметов в предложении.
Выделение названий действий предметов в предложении.
Большая буква в именах собственных.
Разные по интонации предложения.
Предлоги.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В программе по русскому языку обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по русскому языку в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- различение ударных и безударных гласных звуков; различать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
5. Содержание учебного предмета
В программе по русскому языку выделяются разделы:
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
6. Тематическое планирование
№ п\п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Словарь | Основные виды учебной деятельности |
Повторение |
| Предложение. |
1 | Выделение предложения из текста. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения. | 1 | | предложение | упражнение в выделении предложения в тексте |
2 | Предложение и его схема. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. | 1 | | | составление предложений |
3 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 1 | | | составление предложений |
4 | Составление предложений по сюжетной картине. | 1 | | | составление предложений |
5 | Составление предложений по предметной картине. | 1 | | | составление предложений |
Звуки и буквы |
| Гласные и согласные звуки |
6 | Алфавит. Расположение слов по алфавиту. | 1 | | алфавит | формирование понятия об алфавите |
| Ударные и безударные гласные |
7 | Гласные звуки и буквы соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 1 | | слог | выделение ударного гласного в слове |
8 | Различение ударных и безударных гласных. | 1 | | ударение | выделение ударного гласного в слове |
9 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | | безударная гласная | упражнения в проверке безударной гласной в слове. |
10-11 | Проверка безударной гласной в слове. | 2 | | | упражнения в проверке безударной гласной в слове. |
| Твёрдые и мягкие согласные |
12 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 1 | | Россия Родина трамвай | Заучивание словарных слов |
13 | Контрольный диктант «В норе». | 1 | | | Мониторинг предметных результатов |
14 | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 1 | | | формирование понятия о твёрдых и мягких согласных |
15 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я. | 1 | | | формирование понятия о твёрдых и мягких согласных |
16 | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | 1 | | вдруг | Заучивание словарных слов |
17 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 1 | | | формирование понятия о твёрдых и мягких согласных |
| Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах |
18-19 | Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Различение правил правописания в словах. | 2 | | спасибо | Заучивание словарных слов |
| Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я |
20 | Знакомство с разделительным мягким знаком. | 1 | | | Формирование понятия разделительный ь |
21 | Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1 | | | использование переноса слов при письме |
22 | Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | здоровье | Заучивание словарных слов |
23 | Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1 | | деревня | Заучивание словарных слов |
24 | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | 1 | | | Закрепление знаний |
25 | Контрольный диктант «Айболит» | 1 | | | |
| Звонкие и глухие согласные |
26 | Различение звонких и глухих согласных в словах. | 1 | | | формирование понятия о звонких и глухих согласных |
27 | Наблюдение за парными согласными на конце слова. | 1 | | рассказ | Заучивание словарных слов |
28-29 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 | | | формирование понятия о звонких и глухих согласных |
30 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1 | | | формирование понятия о звонких и глухих согласных |
31-32 | Правила правописания в слове. | 2 | | человек завтрак | Заучивание словарных слов |
| Слово |
33-34 | Названия предметов, действий, признаков. | 2 | | | упражнение в определении предмета, признака предмета и действия предмета |
| Названия предметов |
35 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 | | | упражнение в определении названия предмета |
36 | Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1 | | лягушка | упражнение в определении названия предмета |
37 | Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1 | | | упражнение в определении названия предмета |
38 | Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1 | | | упражнение в определении названия предмета |
39 | Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? | 1 | | | упражнение в определении названия предмета |
40 | Выделение названий предметов в предложении. | 1 | | | упражнение в определении названия предмета |
| Имена собственные |
41 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | | фамилия | Заучивание словарных слов |
42 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1 | | | Запись имён собственных |
43 | Названия предметов. Закрепление знаний. | 1 | | | Запись имён собственных |
| Названия признаков |
44 | Определение признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | | | упражнение в определении названия признаков |
45 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | | | упражнение в определении названия признаков |
46 | Контрольный диктант «Зимний парк» | 1 | | | |
47 | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. | 1 | | костюм | Заучивание словарных слов |
48 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | 1 | | магазин | Заучивание словарных слов |
49 | Определение предмета по его признакам. | 1 | | | упражнение в определении названия признаков предметов |
50 | Различение названий предметов, действий, признаков. | 1 | | метро | Заучивание словарных слов |
51 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1 | | | Распространение предложений |
52 | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета. | 1 | | | Распространение предложений |
| Предлоги |
53 | Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами. | 1 | | | формирование понятия предлога |
54 | Предлог ИЗ со словами. | 1 | | | формирование понятия предлога |
55 | Предлог ЗА со словами. | 1 | | | формирование понятия предлога |
56 | Предлог БЕЗ со словами. | 1 | | билет | Заучивание словарных слов |
57 | Предлог ДО со словами. | 1 | | | формирование понятия предлога |
58 | Предлог ПРО со словами. | 1 | | | формирование понятия предлога |
59 | Предлоги. Закрепление знаний. | 1 | | шёл | Заучивание словарных слов |
| Предложение 11 ч. |
60 | Выделение предложений из текста. Деление текста на предложения. | 1 | | вокзал | Заучивание словарных слов |
61 | Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | | аптека | Заучивание словарных слов |
62 | Связь слов в предложении. | 1 | | квартира | Формирование правильной речи |
63 | Контрольный диктант «Дружба животных» | 1 | | | |
| Предложения разные по интонации |
64 | Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. | 1 | | | Активизация словаря |
65 | Разные по интонации предложения. | 1 | | | Активизация словаря |
| Повторение |
66 | Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | | | Выполнение упражнений |
67 | Названия предметов, действий, признаков. | 1 | | | Выполнение упражнений |
68 | Предложение. | 1 | | | Выполнение упражнений |